Мастер-класс Использование конструктора ТИКО в образовательной и свободной деятельности
материал (подготовительная группа)
Мастер-класс "Использование конструктора ТИКО в образовательной и свободной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_tiko_na_attestatsiyu.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класса на тему:
"Использование конструктора ТИКО в образовательной и свободной деятельности"
Цель: знакомство участников мастер – класса с возможностями использования конструктора ТИКО при работе с детьми.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер - класса с конструктором, его особенностями.
2. Познакомить с методическими приемами.
3. Раскрыть творческий потенциал участников.
4. Вызвать интерес к предложенной теме.
Форма проведения мастер-класса: Практическая работа.
Методы: интерактивный (словесный, наглядный, практический)
Приемы: объяснение, беседа с показом практических действий.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Раздаточный материал (на каждого участника): конструктор ТИКО.
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Это определило направление нашей работы.
Приоритетным направлением работы МАДОУ № 15 является интеллектуальное развитие дошкольника, в том числе инженерно-технического мышления.
Перед собой мы ставим задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств.
Изучая современные педагогические технологии, я увидела возможности ТИКО-конструктора. С одной стороны, ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой, организация новой формы игры способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в форме игры. Возможности конструктора ТИКО позволяют работать индивидуально, парами, фронтально.
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО).
Идея, инициатива и научно-методическое сопровождение проекта в начальной стадии создания конструктора ТИКО принадлежат доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру.
Существует 10 видов конструкторов, рассчитанных для детей дошкольного и школьного возраста: «ГРАММАТИКА», «ЭРУДИТ», «АРИФМЕТИКА», «МАЛЫШ», «ФАНТАЗЕР», «ШКОЛЬНИК», «ГЕОМЕТРИЯ», «КЛАСС», «ШАРЫ», «АРХИМЕД».
ТИКО представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д. На каждой фигуре есть замочки и шарики, которые важно правильно соединить между собой, у кого - то получается сразу, кому-то требуется время, чтобы научиться.
Сначала мы соединяли две детали между собой, затем стали присоединять к двум деталям третью, четвертую и т.д. Когда навыки соединения деталей были отработаны, мы перешли от хаотичного соединения деталей к конкретному плоскостному изображению по заданной схеме. Дети очень легко с этим справлялись и вскоре начали сами фантазировать и делать свои фигуры. Так мы конструировали диких и домашних животных, транспорт, дома и т.д.
Далее от плоскостных фигур мы перешли к объемным. Научились правильно переходить из плоскостной фигуры к объемной. Оказалось, что это не так-то просто.
Я хочу привести примеры заданий, которые я использую на занятиях.
Конструирование по образцу
Предлагаю вам образцы построек, выполненных из деталей конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели
Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
Конструирование по условиям
Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое еѐ назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать Условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу
Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как он будет конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме
Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
Таким образом, в игре с конструктором «ТИКО», ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), малышу открывается мир призм, пирамид и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс Тема: «Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ».
Целевые ориентиры ставят перед нами задачу развития способного, инициативного, самостоятельного ребенка, обладающего развитым воображением.А вот как развить данные качества, сегодня этот вопрос, перед...
Мастер-класс“Возможности использования интерактивной доски в образовательном процессе”
ldquo;Возможности использования интерактивной доски в образовательном процессе&rdquo...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОНСТРУКТОРА ЛЕГО В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Современное образование предполагает использование новых развивающих педагогических технологий, одной из которых является ЛЕГО-технология, позволяющая, ребёнку думать, фантазировать и действовать, не ...
Мастер – класс «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Здоровье детей дошкольного возраста всегда находилось в центре внимания педагогов, интерес к нему не ослабевает и сегодня. Таким образом, наиболее важным является целесообразный подбор ...
Мастер – класс «Многоцелевое использование дидактических кубиков в образовательном процессе»
Мастер – класс «Многоцелевое использование дидактических кубиков в образовательном процессе»...
Методические рекомендации для педагогов по использованию конструктора ТИКО в образовательной деятельности
Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) - это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в игровой, коммуникативной, непосред...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: "Использование конструктора Тико в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР. Мастер - класс: "Тико и нейропсихологический подход"
Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: "Использование конструктора Тико в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР". Мастер - класс: " Тико и нейропсихолог...