картотека опытов для старшей группы
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека опытов для детей старшей группы
Опыт 1 «На свету и в темноте»
Цель: определение факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений. Материал: черенок комнатного растения в горшочке, коробка из прочного картона, две емкости с землей. Ход: Взрослый предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Зарисовывают результаты опыта через семь-десять дней (цветок под колпаком стал светлым, бледным). Убирают колпак. Через семь-десять дней вновь зарисовывают результат (цветок на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание)
Опыт 2 «Может ли растение дышать?
Цель: выявление потребности растения в воздухе. Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. Ход опыта: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли. Опыт 3 «С водой и без воды»
Цель: выявление факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло) Материал: Два одинаковых растения (бальзамин), вода Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растение без воды жить не может. Опыт 4 « Поглощение воды растениями»
Цель: ознакомление детей с процессом поглощения воды растениями. Оборудование: сельдерей, чернила, пипетка, емкость с водой. Воспитатель предлагает детям ознакомиться с процессом поглощения воды растениями. Для этого он берет банку и наливает в нее немного воды. Затем добавляет несколько капель чернил в банку с помощью пипетки, чтобы придать цвет воде. Помещает пучок сельдерея в воду и оставляет банку на некоторое время в теплом месте. Результат. Через несколько часов стебель и листья сельдерея окрасились. Объяснение. Стебель поглощает окрашенную воду, а от него вода поступает к листьям. Именно таким образом растения впитывают воду корнями из земли, после чего она поступает к стеблю и листьям.
ОПЫТ 5 «Росток»
Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. Материалы. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья. Процесс. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место. Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.
ОПЫТ 6 «Песок»
Цель. Рассмотреть форму песчинок. Материалы. Чистый песок, лоток, лупа. Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий. Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.
ОПЫТ 7 «Песчаный конус»
Цель. Установить свойства песка. Материалы. Сухой песок. Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Итог. Песок может двигаться. ОПЫТ 8 «Рассеянный песок» Цель. Установить свойство рассеянного песка. Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток. Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном. Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов (старшая группа)
Описание опытов, которые можно провести при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром....
Картотека прогулок (старшая группа)
Старшая группаСентябрьПрогулка 1Наблюдение за сезонными изменениямиЦели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;— учить выделять изменения в жизни растений и живот...
Картотека для старшей группы по бытовому труду
Тематическое планирование по труду в старшей группе...
Картотека прогулок. Старшая группа
Картотека прогулок. Старшая группа...
Картотека прогулка старшая группа
Картотека прогулка старшая группа...
Картотека прогулок старшая группа
опыт работы...
КАРТОТЕКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК старшая группа
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быс...