Консультация "Легко ли научить ребёнка Правилам дорожного движения"
консультация

Расширять и повышать кругозор воспитанников по Правилам дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_pdd.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Консультация для воспитателей

            «Легко ли научить ребенка Правилам дорожного движения»

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил Дорожного Движения и никаких проблем.

На самом деле – очень трудно. Ведь мы, взрослые, сами иной раз на глазах детей нарушаем эти самые пресловутые Правила и не задумываемся, что ставим перед ребенком неразрешимую задачу: Как правильно? Как говорят, или как делают?

Когда же ребенок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь взрослые своим примером должны научить и уберечь.

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваши дети владели навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: «Будь осторожен на дороге». Она не объяснит ребенку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для обработки навыков поведения на дороге.

Ребенок твердо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрестке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребенком на расстоянии 50см - 1метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта, представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным, размеренным шагом и ни в коем случае бегом.

Большую опасность для детей представляют нерегулируемые пешеходные переходы. Здесь ребенку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.

        На регулируемом пешеходном переходе объясните ребенку, что красный и желтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрестка и при этом увеличивают скорость. Зеленый сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу, надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.

        Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

 Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс мышления и воспитания.

        Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же школа и другие образовательные учреждения.

        Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

        Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем – школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

        Главная задача воспитателей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

        Организация процесса непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению, на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих принципов:

  • непрерывности, систематичности и последовательности обучения;
  • наглядности и доступности;
  • единства теории и практики обучения и воспитания;
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • ведущей роли воспитателя при самостоятельности и активности обучаемых;
  • сотрудничества детей в процессе обучения.

Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице.

        Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

  1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице.
  2. Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах.
  3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

В большинстве дошкольных учреждений программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей. Однако, вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи включает в себя:

  • вопросы изучения слов, выражений, в т.ч. по тематике дорожной безопасности и т.д. (пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка «зебра», опасность, безопасность, авария, дорожно-транспортное происшествие);
  • познакомить с основными видами транспортных средств;
  • определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад;
  • проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в дошкольное учреждение;
  • разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;
  • рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;
  • научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;
  • обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений, не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре, не играть возле проезжей части.

Формы и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах

Игра – одна из важнейших видов деятельности ребёнка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра – это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они признаны изменить. С точки зрения психология игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Игра представляет собой воссоздания социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребёнком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающийся характер, поэтому её широко используют в учебно-воспитательном процессе.

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах.

Игры можно классифицировать по нескольким критериям:

1) объём учебного материала в игровой ситуации;

2) учебно-воспитательные цели;

3) виды деятельности детей;

4) формы организации игры;

5) предмер моделируемой ситуации.

Эти критерии игры позволяют разделить их по типам и видам.

1 По объёму используемого учебного материала:

  • тематическая игра – реализуется содержание одной изучаемой темы;
  • комплексная – содержание игры охватывает учебный материал двух или более тем.

 2 По учебно-познавательным целям:

  • диагностическая – её цель контроль условий знаний, умений, навыков;
  • обучающая – условия новых знаний на основе и актуализации ранее изученных;
  • развивающая – развитие личностных качеств ребёнка (быстрота реакций, ориентировки на местности, внимательности и.т.д)

  3 По виду познавательной и практической деятельности детей:

  • творческая – в процессе игры дети самостоятельно ищут пути решения дорожной ситуации;
  • алгоритмическая – задача детей заключается в выполнении, либо в выборе наиболее продуктивного алгоритма действий в условиях дорожного движения;
  • комбинированная – дети действуют по выбранному алгоритму, до определённого этапа, а далее самостоятельно завершают деятельность.

    4. По форме организации игры:

  • индивидуальная – каждый ребёнок решает самостоятельно (или с воспитателем) определённую дорожную ситуацию;
  • групповая – дети разбиваются на две или несколько подгрупп; в этом составе проводится вся игра или её часть;
  • фронтальная – все дети выступают в качестве исполнителей одной роли и стремятся к единой цели игры.

      5. По предмету моделируемой ситуации;

  • межличностная – моделируемая ситуация взаимоотношений людей в условиях дорожного движения и ребёнок играет в тесном контакте с другими людьми;
  • ролевая – ребёнок, играя с макетом, тренажёром, ставит себя в условия выполнения различных ролей (водитель, пешеход, светофор)

Обучая ребёнка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам чётко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко неоднозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дорогах. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребёнка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по её использованию.

Уважаемые взрослые, учите своих детей соблюдать правила дорожного движения и будьте примером для подражания!

                 Список используемой литературы:

С.А. Гордиенко Азбука дорожного движения для детей и для родителей.

Ростов-н/д: Феникс-Премьер, 2015.

С.В. Игнатова «Учим Правила дорожного движения: наглядно- методический комплект для дошкольников и младших школьников» М:Ювента, 2013.

Г.Н.Элькин. «Детям о Правилах дорожного движения» (соответствует ФГОС)

М:Паритет, 2015.

А.И. Копусов-Долинин Правила дорожного движения РФ: с комментариями и иллюстрациями. М: Эксмо, 2017.

Детская безопасность В.А. Шипунова/М: Цветной мир ,2013

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по правилам дорожного движения: «Научим Буратино правилам дорожного движения»

Конспект НОД по правилам дорожного движения в средней группе.В ходе занятия дети учатся в игровой форме переходить улицу по пешеходному переходу;  закрепляют знания о правила дорожного движения ,...

Как научить ребёнка правилам дорожного движения.

Консультация для родителей поможет как научить ребенка правилам дорожного движения....

Конспект НОД по правилам дорожного движения «Научим Незнайку правилам дорожного движения»

Интеграция образовательных областей:  «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Цель: формировать и расширять представления о правилах безопасности дорожного движения...

"Как научить ребёнка правилам дорожного движения"

Презентация к родительскому собранию в средней группе на тему "Как научить ребёнка правилам дорожного движения"...

Как научить ребёнка правилам дорожного движения?

Как научить ребёнка правилам дорожного движения?...