Формы поддержки детской инициативы в процессе режимных моментов
статья

Бочкова Дарья Николаевна

В статье раскрывается опыт организации приема, умывания, прогулки с точки зрения развития детской инициативы у детей младшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_podderzhki.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ПРОЦЕССЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Аннотация: в статье раскрывается опыт организации приема, умывания, прогулки с точки зрения развития детской инициативы у детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: младшие дошкольники, режимный момент, инициатива.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится полноценным участником образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.

Проявляется инициативность ярче всего в процессе повседневной жизнедеятельности.

Известно, что инициативу обычно проявляет тот, кто владеет определенными  умениями и практическими навыками. Поэтому важным условием поддержки детской инициативы является создание предметно-пространственной среды для проявления своих умений, при выборе ребёнком деятельности по интересам. Кроме того, немаловажными является и поддержка со стороны взрослого: „Ты сможешь“, „У тебя получится“, „Я тебе помогу“.

Для поддержки и развития инициативы детей особое внимание мы уделяем режимным моментам. Создаем по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи

Во время утреннего приёма детей мы стараемся создать в группе хорошее настроение. Ласково, приветливо встречаем детей. Воспитываем у детей культуру общения, чтобы пришедшие дети не забывали здороваться, чтобы разговаривали тихо, не кричали. Следим, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность. При затруднении выбора ребёнком деятельности предлагаем игрушку, подключаем к играющим детям, даем ребёнку поручение. Так же учитываем индивидуальные особенности детей, стремимся найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.

В нашей группе организовано дежурства по столовой, по занятиям, по уголку природы.  Напоминаем детям алгоритм подготовки к дежурству: назначаем дежурного в соответствии с графиком дежурства, напоминаем вымыть руки, надеваем фартуки, повторяем сервировку стола к завтраку, обеду и ужину. В группе размещены алгоритмы дежурства в уголках.

Подготовка и прием пищи – тоже очень значимый момент для развития самостоятельности детей, их инициативности. Организуем умывание подгруппами (девочки/мальчики, парами). Проводим беседы о правилах поведения, совместно с детьми вспоминаем алгоритм мытья рук. Обращаем внимание на то, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на свое место.

Мы стараемся, чтобы переход детей на организованную деятельность происходил плавно.

При подготовке на утреннюю гимнастику, на музыкальные занятия

даем установку на предстоящую деятельность. Формируя общую культуру поведения закрепляем навыки безопасности жизнедеятельности. Во время занятий отмечаем и публично поддерживаем любые успехи детей, поощряем самостоятельность.

Любимым режимным моментом в течение дня является прогулка. При подготовке к прогулке даем детям установку на предстоящую деятельность. Предлагаем детям убрать на место игрушки, проверяем с детьми порядок в группе. Перед тем, как дети пойдут одеваться, обсуждаем погодную обстановку на улице, напоминаем правила поведения в приемной комнате. Объясняем, напоминаем, уточняем с детьми последовательность одевания. В процессе одевания поддерживаем с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, названий отдельных деталей одежды; закрепляем и активизируем словарь детей (рукав левый, правый; пуговицы; манжеты; ботинок левый, правый).  Индивидуально работаем с малоинициативными детьми, подбадриваем их за все попытки к самостоятельным действиям.

Перед входом в детский сад просим детям отряхивать одежду, обувь и приучаем заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке контролируем процесс переодевания и прививаем детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности, самоконтроля при соблюдении порядка в своём шкафчике.

Во время подготовки ко сну следим, чтобы дети не отвлекались лишними разговорами, играми; просим тишины, послушания. Создаем спокойную обстановку в спальне. Во время раздевания следим за последовательностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей. Воспитываем у детей бережное отношение к вещам личного пользования. Обращаем внимание детей на то, чтобы аккуратно складывали свои вещи на стул, используя приёмы одобрения, похвалы, замечания. Для закрепления навыков самообслуживания мы часто обращаемся к игре. В играх с куклой закрепляем знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. Используем такие игры, как: «Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед», «Кто поможет». 

Самостоятельная деятельность предполагает потребность заниматься любимым делом. Дети объединяются в подгруппы по интересам и индивидуально-личностным особенностям, для игровой деятельности, увлеченно занимаются художественным творчеством, театрально-игровой деятельностью, экспериментированием. Для этого мы организовали в группе такие зоны: центр творчества, которые систематически пополняются разными материалами: уголок экспериментирования; театральный уголок, где ребенок имеет возможность побыть один, заняться своим делом. Всегда предоставляем детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

Таким образом, в результате такой работы с детьми, мы стали замечать, что дети становятся более самостоятельными и инициативными. У них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Литература

1. Алиева, Т. Детская инициатива-основа развития познания, деятельности, коммуникации [Текст]/Т. Алиева, Г. Урадовских// Дошкольное воспитание. – 2015. –№9. – С. 113-119.

2. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцена, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г. с-192

3. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности// Вопросы психологии. - М.:1990.  №6.  С. 10-21.

4. Козырева, Н.А. Формирование игровой развивающей среды в дошкольной образовательной организации [Текст]/ Н.А. Козырева// Стандарты нового образования. Науч. – практ. журн. НИИСО МГПУ. – 2014. – №2. – С. 24-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы»

Выступление с докладом на РМО на тему " Технология " Детский совет" как важнейшая форма поддержки детской инициативы"....

Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы.

Детский совет - это обучения, которая обьединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка  в образовательном процессе, основанном на ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТСКИЙ СОВЕТ» КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

Как много изменений и  новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни,  понимая, что нужно меняться самим:  менять свой образ жизни, свои ценн...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы...

Формы поддержки детской инициативы в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчеств...