Сюжетно-ролевые игры в жизни малышей. Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр.
консультация (младшая группа)

Анна С. И.

Сюжетно-ролевые игры в жизни малышей. Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр

 

      Добрый день!  Я работаю с детьми  раннего возраста, в этом году будет уже 6 лет. В этой статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми раннего возраста по теме «Сюжетно-ролевые игры в жизни малышей. Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр».

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_rmo_syuzhetno-rolevye_igry.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевые игры в жизни малышей. Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр

Великий педагог Сухомлинский В.А. сказал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Перед каждым воспитателем стоит задача — создать дружный организованный коллектив. Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга. В группу пришли дети с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства из них группа выступает первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Для формирования данных качеств наиболее удачным методом служит сюжетно-ролевая игра.

Что такое сюжетно-ролевая игра, и какую роль она играет в жизни дошкольников?

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игровой деятельности ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых, в специально создаваемых самими детьми игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Какие же качества развиваются у ребёнка в сюжетно-ролевой игре?

Именно, сюжетно-ролевая игра наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем строиться на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Сюжетная игра влияет на всестороннее развитие ребёнка, через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает моральными ценностями, узнает, что такое хорошо и что такое плохо, усваивает социальный опыт. В игре удовлетворяются его основные потребности в самостоятельности, в общении со сверстниками, в игре происходит нравственное развитие: ребёнок учится уступать, сопереживать, сочувствовать, формируется ответственное отношение к выполняемой работе, развивается волевое поведение, умение подчинять своё поведение игровому правилу, развивается его эмоциональная сфера, активность, творчество.

Ранний и младший дошкольный возраст – период интенсивного психического развития ребёнка, развиваются все психические процессы, особенно воображение и образное мышление. Из беспомощного младенца, он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. Ребёнок хорошо понимает речь взрослых, имея свой достаточно широкий словарный запас. Он уже овладел элементарными социальными действиями и навыками: общекультурными, гигиеническими, способами общения со сверстниками. Главное, что он отлично подражает игровым действиям взрослых, значит, у ребёнка появилась возможность вхождения в новую для него деятельность – сюжетно-ролевую игру.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим и взрослым игровой обстановке.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребёнком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Игра призвана обеспечить ребёнку самореализацию и эмоциональный комфорт.

В младшей группе дети уже подготовлены к игре с развёрнутым сюжетом. Они уже освоили отдельные игровые действия, имеют начальные представления об окружающем, могут устанавливать непродолжительное, но вполне действенное общение со сверстниками. Это позволяет постоянно развивать сюжеты и повышать уровень игровых навыков.

Работа по развитию сюжетно-ролевых игр должна осуществляться в двух направлениях:

- создание необходимой игровой среды;

- непосредственное руководство играми детей.

К концу пребывания в младшей группе дети должны научиться играть небольшими группами, причём проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, уступать игрушки товарищам, снижать конфликтные ситуации, использовать игрушки.

Мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребёнка, степень овладения игровым опытом и обогащения содержания игры служит предметно-игровая среда группы, которую педагог меняет в зависимости от практического и игрового опыта детей. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от их интересов и уровня развития игры. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т.е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

Для выполнения этого условия в нашей группе используется авторское, сделанное самостоятельно дидактическое пособие «Многофункциональная ширма для дидактических, сюжетно-ролевых и театрализованных игр».

Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб диаметром 2,5 см и состоит из трёх частей. К рамам крепятся полотнища из ткани и шторки – двухсторонние, съёмные, закрепляются на ленточки, что позволяет быстро и легко снять, поменять полотна. Имеются дополнительные элементы к сюжетно-ролевым играм, украшения, которые крепятся к полотнам ширмы с помощью тесьмы-липучки. Также, имеются прозрачные карманы формата А5, А4 и широкие, но не глубокие матерчатые карманы.

Цель данного пособия: развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов детей раннего возраста на основе практических действий; оптимизация предметно-пространственных условий в ДОУ.

Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:

- предоставлять детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;

- развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;

- способствовать развитию мышления ребёнка, стимулировать психические процессы и развивать творческую активность;

- создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;

- формировать целостную картину мира, расширять кругозор;

- формировать элементарные математические представления;

- работать над звукопроизношением и связной речью.

Многофункциональная ширма отвечает всем требованиям ФГОС ДО, предъявляемым к предметно-развивающей среде группы:

1. Безопасность – ширма исключает травмирование об острые углы, удары и ушибы в результате неустойчивости, складывается в плоское состояние по окончании игр;

2. Насыщенность - наличие специальных кармашков обеспечивает достаточную заполняемость ширмы разнообразными атрибутами для игр;

3. Трансформируемость – ширма помогает изменить предметно-пространственную среду в зависимости от ситуации, зонировать пространство, а также даёт возможность разнообразно использовать различные составляющие предметной среды;

4. Полифункциональность – наличие ширмы позволяет использовать предметы, не обладающие жёстко закрепленным способом употребления, а также игрушек-заместителей (например, палочка вместо градусника, стул вместо машины и т. д.);

5. Вариативность – для обеспечения вариативности ширма имеет 6 тематических панно, которые могут легко сменять друг друга, обеспечивая свободный выбор детей, а наличие кармашков даёт возможность периодически менять атрибуты для игр;

6. Доступность – все дети имеют свободный доступ к ширме.

Каждая часть ширмы оформлена для сюжетно-ролевой игры, всего их 6: «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Больница», «Полиция», «Пожарные».

Кроме использования ширмы для сюжетно-ролевых игр, данное пособие - это ещё и обучающий инструмент, с интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие задачи. Ширма помогает развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность; математические способности; усидчивость, приучает выполнять правила и инструкции. С помощью ширмы мы учим детей выделять цвет, форму и величину, группировать предметы, находить лишнее, обобщать и классифицировать. Так же, ширма может использоваться как стенд для демонстрации дидактических картин, наглядного пособия, различных схем и т. д. с целью расширения кругозора детей, формирования целостной картины мира.

Ширма может быть использована в разных формах организации детей: в непосредственно образовательной деятельности, в совместной организованной деятельности. Она может применяться для работы, как с малой группой детей, так и для индивидуальных занятий.

Немаловажным считаю и то, что наличие и использование данной многофункциональной ширмы помогает реализовывать гендерный подход в воспитании детей раннего дошкольного возраста. Формирование гендерной идентичности возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе.

Использование ширмы подтвердило её многофункциональность, она стала обучающим пособием, помогает создавать благоприятные условия для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей, создавать атмосферу для организации сюжетно-ролевых игр, которые в свою очередь, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим процессом. Позволяет выстроить работу с детьми в непрерывную эффективную систему развития игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста, уже на этапе вхождения в эту область.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевая игра в жизни малыша

Дошкольный возраст – это возраст игры. Одной из первых детской игровой деятельности является сюжетно - ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе о...

Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр

Многофункциональная ширма состоит из трех секций. Предостаяляет возможность детям менять игровую среду, обогащать игровые действия. Способствует развитию игрового опыта, развивать творческую активност...

Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «У врача» Сюжетно – ролевая игра «У врача».

Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «У врача» Сюжетно – ролевая игра «У врача». Цель: Дать возможность самостоятельно планировать игровые задачи; учить использовать предметы замест...

«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»

знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....

Методическое пособие Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр дошкольников

Использование многофункциональной ширмы для сюжетно-ролевых игр в профориентационной работе с дошкольниками...

Многофункциональное пособие для сюжетно-ролевой игры «ВИЗИОН»

Основная идея пособия демонстрация визуального ряда в сюжетно- ролевой игре....

консультация "Сюжетно-ролевые игры в жизни малышей. Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр"

Сюжетно-ролевые игры в жизни малышей. Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр       Добрый день! Я работаю с детьми второй группы раннего возраста, в этом году ...