рабочая программа "Вот оно какое наше тесто"
рабочая программа (подготовительная группа)
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 121.8 КБ |
diagnosticheskaya_tablitsa_dlya_monitoringa_umeniy_i_navykov_sformirovannyh_u_detey.doc | 31.5 КБ |
diagnostika_po_lepke.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №7 комбинированного вида
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Вот оно какое наше тесто»
для детей 4 – 7 лет
Срок реализации - 2 года
Калюшенко Надежда Сергеевна
Дивногорск 2023.
Содержание
#1055;ояснительная записка………………………………………………………………………………………………. 3
2. Цели и задачи…………………………………………………………………………………………………………4
#1055;ринципы………………………………………………………………………………………………………………5
4. Содержание программы……………………………………………………………………………………………..6
#1052;етодическое обеспечение.... ………………………...…………………………………………………………… 11
6. Ожидаемые результаты и способы определения результативности…………………………………………… 12
7. Перспективные планы занятий……………………………………………………………………….................... 13
Старшая группа…………………………………………………………………………………………………… 13
Подготовительная группа……………………………………………………………………………………….. 15
8. Литература………………………………………………………………………………………………………… 18
9. Приложения………………………………………………………………………………………………………… 19
Пояснительная записка
Лепка из теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала. Игрушки, картины , подсвечники, рамки, булочки - что только не выходит из податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество, а вовсе не очередная купленная игрушка сближает нас с ребенком, оставляя в душах обоих неизгладимое впечатление о детстве.
У маленьких детей развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук.
Вот и выходит , что лепка- это не только интересно, но и полезно. Кроме того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слез и переживаний при подготовке к школе. Еще одной специфической чертой тестопластики является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия тестолепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития дошкольника. Многогранность детской деятельности позволяет использовать ее как средство обучения и воспитания. Для формирования изобразительной деятельности у ребенка необходим определенный уровень развития моторики, восприятия, зрительно- моторный координации, речи, игры, воображения, образной формы мышления, которые в процессе этой деятельности активизируются и в свою очередь развиваются.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематически.
«От простого — к сложному» - девиз данной программы. На занятиях «Вот оно какое наше тесто» осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков. Руководствуясь личностно – ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребенка, педагог на занятиях предусматривает решение поставленных задач.
Актуальность: Технология тестопластики - средство, которое помогает решать задачи всестороннего развития ребёнка и приобретение нового опыта во всех образовательных областях. Работа с тестом способствует более успешному развитию речи детей ОВЗ, развитию мелкой моторики, тактильной стимуляции движения рук, познавательному, социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию.
Новизна тесто-это экологически чистый, безопасный, эластичный материал, который легко приобретает заданную форму. Решаются задачи интеграции образовательных областей развития дошкольников посредством использования
теста в ходе реализации образовательного процесса. В полном объёме реализуется принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и пробует на вкус. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- Синхронизирует работу обеих рук;
- Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
По своему содержанию занятия в программе имеют свою цель развития индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности.
Лепка включает в себя сенсорные и другие модульно-специфические факторы развития.
Цель: Создание условий для творческого самовыражения и эстетического развития детей посредством лепки из разного вида теста.
Задачи:
•Обучающая
- познакомить с различными видами теста;
- обучить различным приемам действий с тестом: разминание, ощипывание, сплющивание, развивать исследовательские умения;
- расширять сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, тактильные ощущения);
- расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
•Воспитательная
- развитие эстетического чувства, через занятия лепкой из теста и его приготовления, выпекания изделий;
- развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания;
•Коррекционно-развивающая
- развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления);
- развивать мелкую моторику рук и речевые способности;
•Коммуникативная
- развитие умения позитивного общения и сотрудничества;
•Релаксационная
-преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения;
Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Принципы:
- Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
- Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
- последовательности и систематичности.
- личностно-ориентированный .
- приобщение детей к социокультурным нормам;
- сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
- культурного обогащения содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
- взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности.
- организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
Технологии:
- Игровое обучение
- Педагогика сотрудничества
Методы:
- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический
Формы работы:
- Индивидуальные
- Подгрупповые
- Групповые
Содержание программы.
Программа предназначена для работы с детьми 4-7 лет, рассчитана на два года обучения и поэтапное освоение материала.
Занятия в группе первого года обучения проходят 2 раза в квартал, во второй половине дня и длятся 20 минут, всего 6 занятий в год. Занятия в группе второго года обучения проходят также 2раза в квартал, во второй половине дня и длятся 25-30 минут, всего 6 занятий в год.
В программе выделены три этапа по кварталам по тестопластике. Каждый квартал имеет свои особенности и творческие задачи.
I квартал (начальный)- В гостях у царицы Осени.
Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.
Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из теста.
На этом этапе дети знакомятся с возможностями теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.
На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества.
II квартал– В гостях у сказки.
Цель: Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из разного вида теста.
Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать тесто в выпечку, побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.
Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.
III квартал (завершающий) – Праздник каждый год.
Цель: Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из различного вида теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью (изготовление хлеба, сладкой выпечки).
Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.
Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.
Программа имеет четкую содержательную структуру.
В структуре программы выделяются следующие основные тематические занятия:
- Откуда хлеб пришёл
- Хлебушек душистый, теплый, золотистый
- Знакомство с профессией Кондитера
- Вкусное печенье «Для Карлсона»
- Масленица «Стряпаем блины»
- Веселое чаепитие (Оформление коллективной композиции)
- Выпекали мы в печи пироги и калачи
- Гамбургеры и мини-пиццы
- Орешки для белочки
- Капкейки
- Пирожное «Картошка»
- Торт «Из кукурузных палочек»
Детям предлагаются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и проводится как по заданию, так и по замыслу детей.
В работе с дошкольниками используются такие форм организации художественно-творческой деятельности, как создание детьми коллективных работ. На коллективных занятиях дети изготавливали хлеб - дары царицы Осени, орешки для белочки из сказки, печенье для Карлсона, Пасхальный кулич, блины.
Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из теста:
- Доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста, силиконовый коврик.
- Салфетки - бумажные и тканевые.
- Различные стеки, формы, кондитерские мешки, кондитерские насадки.
- Формочки для кексов, формочки для орешков, формочки для хлеба.
- Кондитерская посыпка для украшения.
Преимущества разного теста:
#1052;ожно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
#1051;егко отмывается и не оставляет следов;
#1041;езопасно при попадании в рот.
4. Лепится замечательно, к рукам не липнет;
#1052;ожно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе (для соленого теста), другие виды теста выпекаются в духовке.
Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол, ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.
Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей. (Зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
Рецепт дрожжевого сладкого теста. «Апельсиновые куличи».
Ингредиенты:
Ряженка 250мл (35-40 градусов), Апельсиновый свежевыжатый сок- 50мл, куриное яйцо- 1шт + 1 желток, соль 2/3 чайной ложки (7г), сахар-150(г), ванильный сахар-15(г), сливочное масло-60(г), мука-500(г). . Выпекать в духовке при температуре 180-190 градусов 25-35 минут.
Рецепт дрожжевого теста. «Печем хлеб дома».
Ингредиенты: Вода теплая 400-мл, мука- 600г, дрожжи- 1ч. л, сахар- 1 ч. л, соль- 1 ч. л (с горкой), растительное масло- 3ст.л. Выпекать в духовке при температуре 180-190 градусов 25-35 минут.
Рецепт песочного теста. «Курабье».
Ингредиенты: сливочное масло-200г- 82%, сахар- 100г, яичные белки-2 шт, разрыхлитель- ч. л, ванилин, мука- 300г, щепотка соли. Выпекать в духовке при температуре 200 градусов, 8-9 минут.
Методическое обеспечение.
Методические приемы:
• показ технологических приемов.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
• игровые приемы (приход героев и др)
• упражнение детей навыках использования инструментов для изготовления из теста.
Дидактический материал:
• аудиозаписи.
• использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Форма работы: Совместная деятельность с педагогами.
Формы подведения итогов: выставка, презентация творческих работ, чаепитие, подарки для мам.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:
- Иметь представления о разных видах выпечки, изготавливать из теста кондитерские изделия с помощью взрослого.
- Аккуратно выполнять задания, доводя начатое дело до конца.
- Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
- Оригинальность предлагаемых художественных решений.
- Окрепшая моторика рук с помощью деления теста на части и раскатывания его.
- К концу обучения дети должны знать разные рецепты приготовления теста, должны лепить по представлению. В конце учебного года – фотовыставка творческих работ детей.
В результате работы дополнительных занятий дети освоили следующие приёмы лепки:
-скатывание прямыми движениями;
-скатывание круговыми движениями;
-расплющивание;
-соединение в виде кольца;
-защипывание края формы;
-лепка из нескольких частей;
-пропорции;
-оттягивание части от основной формы;
-сглаживание поверхности формы;
-присоединение части;
-прижимание;
-промазывание.
Конспекты занятий «Вот оно какое наше тесто»
Кол-во часов 2 занятие в квартал по 20 мин. Итого-40минут. Кол-во часов в год - 60ч.
«Вот оно какое наше тесто»
(1–й год обучения – старшая группа дети 4-5 лет)
Месяц №занятия | Кол-во часов | Тематический блок | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. (См. приложение №1) 1 | Вводное занятие | «Откуда хлеб пришел» | Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог большой работы людей; Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается, какая мука и крупы. Познакомить детей с историей и особенностями теста, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. | |
В гостях у царицы Осени | ||||
2 |
1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Хлебушек душистый, теплый, золотистый | Познакомить детей с основными способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из дрожжевого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д. Формировать положительное отношение к труду пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. | |
В гостях у сказки | ||||
Декабрь, Январь, Февраль. (См. приложение№2). 1 | Вводное занятие | Знакомство с профессией Кондитера. | Познакомить детей с профессией кондитера. Формировать представление детей о профессии кондитера через познавательно- экспериментальную деятельность. | |
2 |
1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Вкусное печенье «Для Карлсона». | Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из песочного теста. | |
Праздник каждый год | ||||
Март, Апрель, Май. (См. приложение №3) 1 | Масленица «Стряпаем блины». | Познакомить с процессом приготовления блинов. Познакомить с исконным русским блюдом – блины. Создание положительного эмоционального настроя детей. Воспитывать удовольствие от совместной деятельности. | ||
2 | Пасхальный кулич. | Познакомить детей с праздником «Пасхи». Учить детей печь кулич, соблюдать последовательность в закладке продуктов для кулича; Развивать интерес детей к труду взрослых, умение свободно пользоваться названиями продуктов, применять по назначению кухонные принадлежности. Развитие психических процессов и сенсорики Приучать детей бережно пользоваться предметами быта, уважать труд людей. | ||
Итоговое | 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Веселое чаепитие (Оформление коллективной композиции) | Формировать умения отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений, развивать уверенность в себе и в своих способностях, инициативность, самостоятельность; развивать детское творчество в процессе выбора способов оформления изделий (посыпание семенами укропа, манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.). |
«Вот оно какое наше тесто»
(2–й год обучения – подготовительная группа дети 5-7 лет)
Месяц № занятия | Кол-во часов | Тематический блок | Тема занятия | Задачи |
В гостях у царицы Осени | ||||
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь (См. приложение №4) | ||||
1 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Выпекали мы в печи пироги и калачи | Продолжить формировать навыки работы с дрожжевым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами. Развивать инициативу, самостоятельность и активность при выборе детьми способов оформления изделий (украшение пирогов переплетами, косами, сетками, жгутами, колосьями, налепами и т.д.). | ||
2 | Гамбургеры и мини-пиццы | Учить детей лепить гамбургеры и мини-пиццы, применяя для решения новой творческой задачи, ранее освоенные способы и приемы лепки. Развивать глазомер, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность и инициативность при выборе средств художественной выразительности. | ||
В гостях у сказки | ||||
Декабрь, Январь, Февраль. (См. приложение №5) 1 | Орешки для белочки. | Продолжить знакомство с песочным тестом; Научить детей отламывать маленькие комочки от большого куска теста; Закрепить умение у детей катать комочки круговыми движениями ладоней; Развивать координацию движения рук, мелкую моторику; Воспитывать у детей эстетическое восприятие к устному народному творчеству; Воспитывать бережное отношение к природе; | ||
2 | Капкейки | Познакомить обучающихся с особенностями приготовления капкейков; обогатить и активизировать словарный запас детей; развивать познавательную активность; развивать кулинарные навыки, воображение и фантазию при украшении капкейков; развивать навыки общения и партнерства; тренировать мелкую моторику рук, обучать работе с миксерами, духовыми шкафами и столовыми предметами; закреплять знания о правилах гигиены при работе с продуктами питания, технике безопасности; воспитывать аккуратность и навыки соблюдения технологической дисциплины, культуру поведения за столом; | ||
Праздник каждый год. | ||||
Март, Апрель, Май (См. приложение №6) 1 | Пирожное «Картошка» | Познакомить с историей и технологией производства кондитерских изделий Формировать интерес к приготовлению пирожного и видеть дальнейший результат. Развивать чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности. | ||
2 | Торт «чизкейк» | Учить детей выбирать рецепт и готовить десерт; подбирать и делать украшения для торта; Расширить представления детей о сладостях, их истории Формировать представление о профессии - кондитер; Воспитывать умение работать в коллективе. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4-5 лет Лыковой И. А.
- Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.ТЦ «Сфера», 2000.
- Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
- Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107.
Приложение 1.
Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тесто пластикой
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»
Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
Пусть первая встреча с тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.
Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность за кончить начатое!
Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры тру да
Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.
Вероятно, мы убедим вас в том, что тесто пластика не только увлекательное, но и полезное занятие. Тогда за дело! Дерзайте, творите! Желаем успеха!
Приложение 2.
Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей
Змейка
Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.
Самолет
Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».
Черепаха
Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».
Жучок
Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать две маленькие антенны, вспомнить, как жужжит жук: «Ж-ж-ж».
Машина
Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.
Аппликация на тесте
Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.
Предложите ребенку выполнить упражнения:
«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или заполняет фасолью все яблоко.
«Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.
«Елочка». Зеленое тесто размять на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.
Рисунок на тесте. Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток в тесте (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.).
Осуществление идеи. Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок теста? Отпечатки разных предметов — пуго виц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»
Мозаика
Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто различных цветов, нож, противень, скалка, картон, клей ПВА, карандаши, фломастеры, маркеры, губки.
Осуществление идеи. Отдельные порции по-разному раскрашенного теста раскатаем на цветные пластинки толщиной 0,5 см. Выложим на противни, разрежем на квадратики и высушим в духовке.
На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок. На некоторое время оставим работу подсохнуть. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его. Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.
Предварительный просмотр:
Диагностика по лепке. Этапы формирования навыков. Критерии оценки детских работ.
Способы лепки | 1 этап | 2 этап | 3 этап |
Раскатывание | раскатывает не уверенно, без нажима, «колбаска» получается короткая и не ровная | раскатывает уверенно, до нужного размера, но не рассчитывает нажим и в середине получается тоньше, чем по краям | раскатывает уверенно, делает равномерный нажим по всей длине, «колбаска» получается ровная и аккуратная |
Скатывание | скатывает без нажима, шарик получается не ровный, с заломами | скатывает не уверенно, нажим делает слабый, шарик получается не ровный | скатывает уверенно, делает равномерный нажим, катает долго, шарик получается ровный и аккуратный |
Сплющивание | сжимает между ладоней без усилий, ладони не напрягает, лепёшка получается толстая | сжимает с усилием без контроля за толщиной лепёшки | сжимает с усилием, контролируя толщину лепёшки |
Защипывание | защипывает слишком много или слишком мало | защипывает только в одну сторону, получается круглый защип | защипывает в любую сторону, получает и круглый и острый защип |
Вытягивание | вытягивает без усилий, работает только двумя пальцами, результат получается не законченый | вытягивает с усилием, но не контролирует нажим, результат получается не ровный с заломами и перегибами | вытягивает с усилием, уверенно работает всеми пальцами, результат получается аккуратный необходимой толщины и высоты |
Вдавливание | вдавливает не уверенно, нажим слабый, оттиск получается не выразительный | вдавливает уверенно, нажим не контролирует, оттиск получается размазанный слишком глубокий | Вдавливает уверенно, нажим контролирует, оттиск получается в меру глубокий, ровный, аккуратный |
Соединение деталей | прижимает слегка без усилий, забывает смазать водой | прижимает с усилием, мнёт изделие | присоединяет рассчитывая нажим, аккуратно с водой |
Декорирование | только оттиск стекой | декорирует предложенным материалом хаотично | Материал выбирает самостоятельно, декорирует, соблюдая узор или чередование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника: «ВОТ КАКИЕ НАШИ МАМЫ»
Сценарий разработан для проведения праздника вместе с мамами и детьми средней группы...
Презентация "Вот какие наши папы"
развлечение с папами к 23 февраля...
Проектная деятельность "Ах какие наши кошки"
Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемых вопросов.1) Учить детей разрабатывать гипотезы, развивать их стремление к самостоятельному получен...
Конспект занятия во второй младшей группе "Вот какие наши мамы"
Данный конспект был разработан в рамках проекта "Духовно-нравственное воспитание детей в современ...
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.« Вот она, какая наша Репка»
Проект направлен на формированиенравственно этических знаний через:-развитие познавательного интереса детей.-формирование положительно-эмоционального осознанного отношения к друг дру...
Рабочая программа по тестопластике "Волшебное тесто"
Программа по кружку "Тестопластика", тематическое, перспективное планирование...
Конспект занятия "Вот какие наши мамы" Занятие во 2 младшей группе Вот какие наши мамы.
Программное содержание.1. Учить рассказывать о своей маме2. Обогащать словарный запас: любит, заботится.3. Воспитывать любовь к маме.Оборудование: макет «Наши мамы», мягкая игрушка сердце....