"Пространство детской реализации"
статья
«Пространство детской реализации»
В дошкольном образовании существуют 2 фундаментальные традиции к пониманию «кто такой ребенок?».
Первая традиция – ребенок как малоопытный субъект (слайд 1).
Д.Б. Эльконин писал: «Возникает такое положение, при котором ребенка нельзя учить владению орудиями труда в силу их сложности… Появляется своеобразный период, когда дети предоставляются самим себе». То есть появляется разрыв между деятельностью взрослых и возможностями ребенка и тогда возникает необходимость подготовить ребенка к этому включению. И появляется период, который называется «детство».
Алексей Николаевич Леонтьев говорил о социальном наследовании, о том, что ребенок, осваивая общечеловеческие достижения, приобщается к человеческим способностям.
Их учитель, Лев Семенович Выготский ввел понятие «идеальной формы», которое его ученики как раз имели ввиду. Носителем идеальной формы является взрослый. Это то, что должно получиться в конце детского развития. Процесс развития выступает как развитие первичной и идеальной формы (слайд 2). Формы это своеобразные образцы, которые ребенок должен освоить. Поэтому возникает точка зрения, что взрослый становится высшим существом, которое знает, что и как нужно делать ребенку, и он может управлять действиями детей в заранее проложенное русло. Возникает особое пространство, которое Выготский называл зоной ближайшего развития (слайд 3), то есть своеобразное место встречи первичной и идеальной формы. Взрослый здесь оказывается главным, он отбирает культурные образцы, показывает способы действия, контролирует освоение (например, как собрать пирамидку, как правильно держать ручку…).
Здесь возникает проблема, которая заключается в том, что освоение образцов может рассматриваться как освоение готовых схем и ограничивает мышление ребенка и его творческие возможности, следовательно, ребенок, оказываясь в стандартной ситуации, подчиняясь принятым правилам, превращается в социальную единицу, индивидуальность которой не востребована.
(слайд 4) В дошкольном образовательном учреждении фактически существует свой стандарт, социальный порядок: четко обозначенные правила, принципы и нормы поведения и рутинные моменты. И ребенок соответствует этим стандартам. На практике в ДОО практически невозможна поддержка детской инициативы.
И здесь следует сказать о второй традиции понимания «кто такой ребенок» - ребенок выше взрослого.
Здесь вмешательство взрослого в процесс детской активности нежелательно.
Современное дошкольное образование предполагает поддержку детской инициативы и важную роль здесь играет предметно-пространственная среда (слайд 5). Отсюда возникает проблема как нам оценивать предметно-пространственную среду. Ее можно оценивать как некое пространство возможностей, но возникает вопрос, если мы предоставим ребенку возможность, гарантирует ли это, что он будет развиваться творчески и креативно. Нужно чтобы ребенок почувствовал, что он находится в этом пространстве возможностей. Поэтому и вводится понятие «пространство детской реализации». Ребенок, который попадает в пространство детской реализации понимает, что это пространство, в котором он может себя проявлять, а взрослый следует за ребенком, помогая в его активности.
Таким образом, если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в зоне ближайшего развития ребенок осваивает прошлое культуры, в пространстве детской реализации развитие ребенка происходит за счет создания будущей культуры.
Фактически мы имеем два пути развития: в ЗБР — развитие, базирующееся на прошлом, в ПДР — развитие, ориентированное на будущее. Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. В этом случае дошкольное учреждение даже с относительно небогатой средой при обеспечении пространства детской реализации может быть с образовательной точки зрения более эффективным, чем детский сад с богатой средой.
В связи с этим возникают совсем иные задачи, которые стоят перед дошкольным образованием. Согласно программе «От рождения до школы», педагоги должны учитывать, что ребенок — существо культуры, которое осваивает культурные нормы, адекватные социуму. Поэтому нельзя отказываться от системы занятий, направленных на освоение идеальных форм и происходящих в пространстве зоны ближайшего развития. Однако нельзя ограничиваться только этим, иначе образование будет игнорировать интересы ребенка. Поэтому вторая задача, которая стоит перед педагогом, — обеспечить детскую реализацию за счет создания особого пространства, в котором ребенок порождает новые продукты, а взрослый поддерживает его в этом.
(слайд 6) В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников. В качестве продуктов могут выступать идеи, предложенные ребенком для общего обсуждения, и детские произведения, воплощающие замысел ребенка и выполненные самостоятельно или с помощью взрослого.
Взрослый должен вслушиваться в голос ребенка, чтобы понять детский замысел и помочь ребенку не только его реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности.
Два пространства по своей сути противоположены друг другу. Педагогу нужен особый тип мышления, чтобы увидеть эти пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пространство детской реализации»
В дошкольном образовании существуют 2 фундаментальные традиции к пониманию «кто такой ребенок?».
Первая традиция – ребенок как малоопытный субъект (слайд 1).
Д.Б. Эльконин писал: «Возникает такое положение, при котором ребенка нельзя учить владению орудиями труда в силу их сложности… Появляется своеобразный период, когда дети предоставляются самим себе». То есть появляется разрыв между деятельностью взрослых и возможностями ребенка и тогда возникает необходимость подготовить ребенка к этому включению. И появляется период, который называется «детство».
Алексей Николаевич Леонтьев говорил о социальном наследовании, о том, что ребенок, осваивая общечеловеческие достижения, приобщается к человеческим способностям.
Их учитель, Лев Семенович Выготский ввел понятие «идеальной формы», которое его ученики как раз имели ввиду. Носителем идеальной формы является взрослый. Это то, что должно получиться в конце детского развития. Процесс развития выступает как развитие первичной и идеальной формы (слайд 2). Формы это своеобразные образцы, которые ребенок должен освоить. Поэтому возникает точка зрения, что взрослый становится высшим существом, которое знает, что и как нужно делать ребенку, и он может управлять действиями детей в заранее проложенное русло. Возникает особое пространство, которое Выготский называл зоной ближайшего развития (слайд 3), то есть своеобразное место встречи первичной и идеальной формы. Взрослый здесь оказывается главным, он отбирает культурные образцы, показывает способы действия, контролирует освоение (например, как собрать пирамидку, как правильно держать ручку…).
Здесь возникает проблема, которая заключается в том, что освоение образцов может рассматриваться как освоение готовых схем и ограничивает мышление ребенка и его творческие возможности, следовательно, ребенок, оказываясь в стандартной ситуации, подчиняясь принятым правилам, превращается в социальную единицу, индивидуальность которой не востребована.
(слайд 4) В дошкольном образовательном учреждении фактически существует свой стандарт, социальный порядок: четко обозначенные правила, принципы и нормы поведения и рутинные моменты. И ребенок соответствует этим стандартам. На практике в ДОО практически невозможна поддержка детской инициативы.
И здесь следует сказать о второй традиции понимания «кто такой ребенок» - ребенок выше взрослого.
Здесь вмешательство взрослого в процесс детской активности нежелательно.
Современное дошкольное образование предполагает поддержку детской инициативы и важную роль здесь играет предметно-пространственная среда (слайд 5). Отсюда возникает проблема как нам оценивать предметно-пространственную среду. Ее можно оценивать как некое пространство возможностей, но возникает вопрос, если мы предоставим ребенку возможность, гарантирует ли это, что он будет развиваться творчески и креативно. Нужно чтобы ребенок почувствовал, что он находится в этом пространстве возможностей. Поэтому и вводится понятие «пространство детской реализации». Ребенок, который попадает в пространство детской реализации понимает, что это пространство, в котором он может себя проявлять, а взрослый следует за ребенком, помогая в его активности.
Таким образом, если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в зоне ближайшего развития ребенок осваивает прошлое культуры, в пространстве детской реализации развитие ребенка происходит за счет создания будущей культуры.
Фактически мы имеем два пути развития: в ЗБР — развитие, базирующееся на прошлом, в ПДР — развитие, ориентированное на будущее. Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. В этом случае дошкольное учреждение даже с относительно небогатой средой при обеспечении пространства детской реализации может быть с образовательной точки зрения более эффективным, чем детский сад с богатой средой.
В связи с этим возникают совсем иные задачи, которые стоят перед дошкольным образованием. Согласно программе «От рождения до школы», педагоги должны учитывать, что ребенок — существо культуры, которое осваивает культурные нормы, адекватные социуму. Поэтому нельзя отказываться от системы занятий, направленных на освоение идеальных форм и происходящих в пространстве зоны ближайшего развития. Однако нельзя ограничиваться только этим, иначе образование будет игнорировать интересы ребенка. Поэтому вторая задача, которая стоит перед педагогом, — обеспечить детскую реализацию за счет создания особого пространства, в котором ребенок порождает новые продукты, а взрослый поддерживает его в этом.
(слайд 6) В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников. В качестве продуктов могут выступать идеи, предложенные ребенком для общего обсуждения, и детские произведения, воплощающие замысел ребенка и выполненные самостоятельно или с помощью взрослого.
Взрослый должен вслушиваться в голос ребенка, чтобы понять детский замысел и помочь ребенку не только его реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности.
Два пространства по своей сути противоположены друг другу. Педагогу нужен особый тип мышления, чтобы увидеть эти пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя методической подготовки "Технологии для создания в ДОУ пространства детской реализации и формирования партнерских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного и раннего возраста"
Документы, подтвердающие организацию и проведение недели методической подготовки...
Методическая неделя "Технологии для создания в ДОУ пространства детской реализации и формирования партнерских взаимоотношений меду детьми старшего дошкольного и раннего возраста"
Документы, подстверждающие организацию и проведение методической недели...
Статья "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как пространство детской реализации личности"
В статье рассмотрен вопрос создания в группе детского сада комфортных условий для всестороннего развития личности ребенка, построение образовательной среды на основе индивидуальных особенностей каждог...
Семинар "Пространство детской реализации"
Семинар "Пространство детско реализации"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/28/picture-1431346-1666959539.jpg)
«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление
Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/14/picture-1484549-1699946104.jpg)
Пространство детской реализации по теме недели «Как создаются мультики?» в подготовительной группе детского сада
Представлено наполнение центров активности по теме недели «Как создаются мультики?» в подготовительной группе детского сада...