Исследовательский проект "Откуда появилось мыло?" старшая группа
проект (старшая группа)

Кулакова Марина

Введение

Мы постоянно используем мыло в оздоровительных целях. Сейчас в магазинах много разных видов мыла, но так было не всегда.

В древние времена, мылом пользовались только самые богатые люди. Откуда и как появилось мыло? Из чего оно сделано? Почему пахнет по-разному?

В последнее время, в магазинах появилось мыло ручной работы. Значит, его можно приготовить дома! Но чем мыло из магазина, отличается от мыла дома?

Подумав над этим, мы с воспитателем решили узнать историю мыловарения и сделать мыло своими руками.

 

Гипотеза: Если соблюдать технологию приготовления, используя соответствующие ингредиенты, то можно сварить мыло в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_poyavilos_mylo.docx200.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сибирячок»

Воспитатель:

Кулакова Марина Евгеньевна

Чистота – залог здоровья,

Улучшает внешний вид.

Ручки с мылом не помоешь,

А животик заболит.

. . .

Ручки с мылом мой почаще:

С перерывом в два часа.

И тогда с тобой пребудут

И здоровье, и красота.

Раиса Троицкая

Введение

Мы постоянно используем мыло в оздоровительных целях. Сейчас в магазинах много разных видов мыла, но так было не всегда.

В древние времена, мылом пользовались только самые богатые люди. Откуда и как появилось мыло? Из чего оно сделано? Почему пахнет по-разному?

В последнее время, в магазинах появилось мыло ручной работы. Значит, его можно приготовить дома! Но чем мыло из магазина, отличается от мыла дома?

Подумав над этим, мы с воспитателем решили узнать историю мыловарения и сделать мыло своими руками.

Гипотеза: Если соблюдать технологию приготовления, используя соответствующие ингредиенты, то можно сварить мыло в домашних условиях.

Цель: изучение истории и технологии приготовления мыла.

Задачи:

  • Познакомить с историей мыла;
  • Познакомить с разновидностями мыла;
  • Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями;
  • Формировать представление о свойстве и составе мыла, его производства;
  • Приготовить мыло в домашних условиях;
  • Развивать интерес и самостоятельность в работе;
  • Воспитывать умение делать умозаключение.

Этапы проекта:

  • Подготовительный этап:
  1. Чтение произведения К.И.Чуковский «Мойдодыр» (Приложение1);
  2. Сбор информации о мыле;
  3. Подготовка необходимого оборудования для исследования;
  4. Сбор мыла разных производителей.
  5. Просмотр мультфильма «Девочка чумазая» А.Барто
  6. Подготовить родителям буклеты «Вся правда о мыле»
  7. Подготовить для родителей папку-передвижку «Чистые руки –
  • Основной этап:
  1. Техникой рисования мыльными пузырями
  2. Проведение исследования: «Разноцветные мыльные пузыри»;
  3. Создание мыла ручной работы.
  • Заключительный этап:
  1. Подведение итогов;
  2. Создание презентации;
  3. Предоставление книжки-передвижки;
  4. Предоставление мыла ручной работы.
  5. Инсценировка сказки А.Барто «Девочка чумазая» (Приложение 2)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

История мыловарения.

В древние времена, когда не было мыла, люди очищали тело мелким песком, древесной золой.

Однажды люди заметили, что если смешать золу и жир – то смывать грязь с тела станет легче, так и появилось первое мыло. Такое мыло пахло не вкусно, имело серый цвет, но люди радовались такому мылу.

Вскоре мыло начали изготавливать из сала, жира и растительное масло, в твёрдом виде. Таким мылом могли пользоваться только самые богатые люди, так как было очень дорогое. Затем в мыло начали добавлять духи и мыло начало приобретать запах и цвет.

Сейчас мыло имеется в каждом доме. Каждый день мы умывается мылом по несколько раз. Оно защищает нас от микробов, разных болезней. Оно имеет разные запахи, цвет, форму, размер.

Мыло – это…

Изучив разную энциклопедию, мы узнали, что мыло состоит из щелочей, жиров, растительных масел, красителей, активных добавок, воды, глицерина.

Мыло бывает детское, хозяйственное, туалетное, банное, медицинское

По внешнему виду бывает твёрдое и жидкое.

Также существует мыло ручной работы.

Мыло – это густая смесь, которая образуется при смешивании щелочей и жиров.

Если в жидкое мыло добавить немного воды и краски, то получатся разноцветные пузыри. Также из пузырей можно создать необычные изображения. Для этого нам понадобилось:

  • Стаканчики;
  • Вода;
  • Жидкое мыло;
  • Гуашь;
  • Трубочки;
  • Белый лист А4;
  • Клеёнка;
  • Салфетка.

В стаканчик мы добавили воду, гуашь, мыло и всё расмешали. Налили немного жидкости на лист и подули через трубочку. Когда мыльные пузыри высохли у нас получились необычные изображения.

Литература:

  1. Большая детская иллюстрированная энциклопедия – Филипп Шювер, Дэн Гризвуд;
  2. Большая книга знаний для детей – Николай Гаррис, Джоана Тернер, Клер Аристон;
  3. Знай-ка. Новая энциклопедия дошкольника – Н. Е. Расторгуева;
  4. Детская энциклопедия – Джейн Эллиотт, Колин Кинг;
  5. Мини-энциклопедия для маленьких эрудитов «Всё про всё» - Даниил Колодинский;
  6. Иллюстрированный Атлас Мира – Ридерз Дайджест.

Почему мыло ручной работы такое привлекательное?

Опросив сотрудников детского сада и родителей группы, мы выяснили, что мыло ручной работы привлекает тем, что:

  • Изготовление мыла дома – интересное занятие.
  • Хороший подарок для родных и друзей.
  • Состоит из экологических продуктов.
  • Можно самим выбрать цвет, форму и запах.

Чтобы изготовить мыло ручной работы, необходимо строго соблюдать технологию и меры предосторожности, проявить творчество. Поэтому мыло ручной работы считается дорогим.

Изготовление мыла ручной работы.

Дома, под присмотром родителей я изготовил мыло ручной работы. Для этого мне понадобилось:

  • Мыльная основа;
  • Посуда для растопления мыльной основы;
  • Красители;
  • Глицерин;
  • Формочки.

Растопив мыльную основу, я добавил краситель и глицерин. Хорошенько размешал и залил в формочки. Когда мыло остыло и затвердело, вытащил готовое мыло и формочек.

У меня получилось мыло ручной работы. Значит гипотеза о соблюдении технологии приготовления, используя соответствующие ингредиенты, то можно сварить мыло в домашних условиях, верна.


Вывод:

Изучив состав мыла разного производителя, мы обнаружили что в состав всех мыл входит: вода, глицерин. Мыла разные по цвету и запаху, потому что имеют разные добавки.

Мыло – это густая смесь, которая образуется при смешивании щелочей и жиров.

Мыло из магазина отличается от мыла ручной работы тем, что более привлекательное на форму и цвет.

При помощи мыльных пузырей можно создать необычные картины.

Сделав мыло в домашних условиях, гипотеза о том , что если соблюдать технологию приготовления, используя соответствующие ингредиенты, то можно сварить мыло в домашних условиях, оказалась верна.


Литература:

  1. Большая детская иллюстрированная энциклопедия – Филипп Шювер, Дэн Гризвуд;
  2. Большая книга знаний для детей – Николай Гаррис, Джоана Тернер, Клер Аристон;
  3. Знай-ка. Новая энциклопедия дошкольника – Н. Е. Расторгуева;
  4. Детская энциклопедия – Джейн Эллиотт, Колин Кинг;
  5. Мини-энциклопедия для маленьких эрудитов «Всё про всё» - Даниил Колодинский;
  6. Иллюстрированный Атлас Мира – Ридерз Дайджест.


Приложение 1

К.И.Чуковский «Мойдодыр»

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка – в печку!

Я за книжку,

Та – бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

Боже, боже,

Что случилось?

Отчего же

Всё кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

Утюги за

сапогами,

Сапоги за

пирогами,

Пироги за

утюгами,

Кочерга за

кушаком –

Всё вертится,

И кружится,

И несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

Я – Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат,

И тебе головомойку,

Неумытому, дадут –

Прямо в Мойку,

Прямо в Мойку

С головою окунут!»

Он ударил в медный таз

И вскричал: «Кара-барас!»

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки,

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил

И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит

На меня,

Как ногами застучит

На меня:

«Уходи-ка ты домой,

Говорит,

Да лицо своё умой,

Говорит,

А не то как налечу,

Говорит,

Растопчу и проглочу!»

Говорит.

Как пустился я по улице бежать,

Прибежал я к умывальнику опять.

Мылом, мылом

Мылом, мылом

Умывался без конца,

Смыл и ваксу

И чернила

С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки

Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:

«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

А за ним и бутерброд:

Подскочил – и прямо в рот!

Вот и книжка воротилась,

Воротилася тетрадь,

И грамматика пустилась

С арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир,

Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

«Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!»

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, -

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Приложение 2

А.Барто «Девочка чумазая»

— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.

— Я на солнышке лежала,
руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.

— Я на солнышке лежала,
нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы измазала,
не девочка, а зебра,
ноги- как у негра.

— Я на солнышке лежала,
пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:

— Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос —
разобиделась до слёз:

— Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы —
кричала громким голосом:

— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе группе «Наш огород на окошке» ________________________________________

Цель проекта:      1.  Расширять и уточнять представления о растительном мире, развивать наблюдательность. Создать условия для познавательного развития детей, развития эк...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Как появился автомобиль»

Формирование у детей представления об истории появления автомобиля и развития автомобилестроения....

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Исследовательская деятельность в старшей группе. Проект «Живая ёлочка — зелёная иголочка» (старшая группа)

. Если мы хотим дышать чистым воздухом, то надо постараться отказаться от лесной красавицы, ведь она нам принесет куда больше пользы. Необязательно рубить елку, чтобы встретить Новый год. Ис...

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Помощь Курочке" (технология исследовательской деятльности)

Тема: «Помощь Курочке» Возрастная группа: дети 4-5 лет.Цель: создание условий для вызова интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательная:...