Воспитание организованного поведения
консультация (старшая группа)
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_organizovannogo_povedeniya.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание организованного поведения у старших дошкольников
В дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственных качеств. Формируется организованное поведение, начала трудолюбия. Развитие этих качеств предполагает умение управлять своим поведением, чувствами, устойчивое внимание, умение трудиться. Организованность как качество личности внешне проявляется в таких чертах, как собранность, точность, аккуратность. Внутренняя сторона этого качества характеризуется настойчивостью, умением планировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Воспитание организованного поведения происходит в процессе деятельности. Требования взрослых регулируют поведение ребенка, приучают в организованности, порядку.
Постоянные требования приучают ребенка к последовательности действий, к смене разных видов деятельности. Так, уже трехлетний малыш знает, что после умывания он будет завтракать, потом играть, а после игры он пойдет гулять. Естественно, что дошкольнику предъявляются посильные требования. Выполнение ребенком конкретных требований взрослых имеет большое воспитательное значение, т.к. оно сопряжено с необходимостью сделать что – либо обязательно и своевременно.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок не только становится исполнителем требований взрослых, обращенных лично к нему или к коллективу в целом, но и начинает предъявлять требования к самому себе, к другим детям. Эти требования наиболее отчетливо выступают в оценке ребенком поступков других детей, в самооценке. Деятельность людей в нашем обществе основана на коллективном сотрудничестве, и оно начинается с детства, поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей умение жить в коллективе; вместе играть, трудиться, ответственно относиться к порученному делу. Совместная деятельность требует согласованных действий, вызывает общие чувства и переживания и тем самым способствует формированию организованного поведения. Желание и умение трудиться закладывается с тех первых действий, которые ребенок выполняет самостоятельно. Каждый ребенок произносит известные всем слова «я сам», в них выражена первая потребность сделать что – то самостоятельно. Стремление ребенка к самостоятельности надо все время поощрять. Хотя ботинки и не послушны детским рукам, но пусть ребенок надевает их сам. Случается, однако, что не у детей, а у самих родителей не хватает выдержки дождаться, когда ребенок закончит дело. Вопреки желаниям сына или дочки они спешат помочь ребенку или все сделать за него. А в результате подавляются первые стремления к самостоятельному действию. А каково будет их ребенку без привычки к трудовому усилию в дальнейшем, об этом они не задумываются. А ведь именно в самостоятельности маленького ребенка мы видим зарождение начал трудолюбия. Известно, что стремление ребенка к самостоятельности встречает на свом пути много препятствий, затрудняющих развитие этого качества. Преодоление препятствий вырабатывает у ребенка настойчивость, характер.
Однако, ни о какой трудовой направленности не может быть и речи, если ребенок не самостоятелен в мелочах и во всем надеется на других. Он и учение не воспримет как свое дело, свою обязанность, будет ждать помощи извне, его трудно будет приучать готовить уроки самостоятельно. А школа с первого дня предъявляет свои требования, и прежде всего требования к самостоятельности. Самостоятельность старших дошкольников значительно возрастает при самообслуживании. Шестилетний ребенок должен уметь самостоятельно умываться и вытираться, чистить зубы, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, - все это ценные приобретения будущего школьника. Необходимо, чтобы старшие дошкольники научились поддерживать опрятность костюма, замечать и устранять непорядки, пришивать пуговицы, чистить одежду и обувь. Очень важно, чтобы дети не отвлекались при еде. Хорошо, если у будущего школьника есть постоянные обязанности в семье. Надо, чтобы ребенок знал и помнил, когда и какую работу ему надо выполнять.
И пусть обязанностей будет немного, главное, чтобы ребенок выполнял их охотно, а не по принуждению. Нужно добиваться, чтобы каждое поручение, каждое занятие родителей ребенок выполнял вовремя, старательно, аккуратно. Для становления детской самостоятельности важно развитие самоконтроля. Это качество дает возможность сравнивать замысел с достигнутым результатом. Ребенок под руководством взрослого учится оценивать свои действия в ходе выполнения работы, а не только после ее выполнения. Часто ребенку доставляет радость не само по себе выполнение трудового поручения, а положительное отношение взрослого к его выполнению. Приучить ребенка к самостоятельности, которая составляет основу трудового поведения, возможно только путем создания специальных условий, различных упражнений, и здесь нельзя рассчитывать на быстрый успех.
Именно в труде у ребенка постепенно вырабатываются те черты, которые так необходимы школьнику. Воспитанию организованного поведения способствует соблюдение твердо установленного режима дня, в котором разумно предусмотрены все основные жизненные процессы. Режим организует деятельность человека, приучает его к порядку. Режим предусматривает чередование различных видов деятельности, это оберегает организм от переутомления, дает возможность разностороннего развития ребенка. Ребенок никогда не сидит без дела, он всегда чем – то занят. Бездействие утомляет его больше, чем активная деятельность.
Но всегда ли ребенок занят полезным делом? Игра – активная деятельность дошкольника. Игры удовлетворяют потребность детей в совместной деятельности, переживания детей в игре помогают накапливать положительный нравственный опыт. Надо стремится к тому, чтобы игра для дошкольников была всегда связана с работой мысли и воображения ребенка, способствовала воспитанию у него самостоятельности, усидчивости, выдержки, организованного поведения. Дети должны знать, что правила игры – закон, который надо соблюдать. Правила игры воспитывают организованность. Мы уже отмечали, что поведение ребенка формируется в деятельности: он играет, занимается рисованием, лепит, вырезает, трудится. И должно быть совсем не безразлично взрослому, когда ребенок оставляет незаконченным свой рисунок, постройку из кубиков и т.д., надо добиваться поставленной цели.
Успешные результаты в воспитании организованного поведения и начало трудолюбия в значительной степени обуславливаются единством требований и согласованными действиями всех членов совместного коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Проект семейных традиций в воспитании культуры поведения в средней группе «Радуга хорошего поведения»
Цель проекта: Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания этого правила. Пополнение предметно-пространств...
Родительское собрание "Азы воспитанности или воспитание культуры поведения дошкольников в семье"
Представленное собрание позволит родителям задуматься о воспитанни культуры поведения детей. Встреча с родителями проходит в форме игры "Брейн-ринг"....
Конспект организованной образовательной деятельности «Воспитание культуры поведения дошкольника в окружающем мире» группа раннего возраста
Программное содержание: - ввести в активный словарь предметы посуды, слова благодарности; - закреплять основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; - развивать: моторику пальцев рук, память, воспр...
Воспитание культуры поведения, положительных моральных качеств и этических представлений. Дежурство. Трудовое воспитание. ( На каждый месяц)
Воспитание культуры поведения, положительных моральных качеств и этических представленийСентябрь ТемыСодержаниеМетодические приемы«Культура поведения»Закреплять формулы словесной вежливост...
Воспитание культуры поведения у дошкольников на основе обучения правилам современного речевого поведения.
Доклад для воспитателей по воспитанию культуры поведения старших дошкольников....
Выступление на педагогическом совете Тема: «Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания»
Одним из основных аспектов нравственного воспитания является культура поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (п...