СТАТЬЯ
статья (старшая группа)

Сунгатуллина Людмила Николаевна

«РОЛЬ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.»

    Основной целью организации занятий по Правилам дорожного движения с детьми является приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

     Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности. Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, работа по подготовке и обучению детей безопасному поведению на дорогах начинается с детского сада.  

     Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий является именно дети. Приводят к этому

элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Известно, что привычки, приобретённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является именно профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

      Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого человека. Дошкольные образовательные организации являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного   поведения на улицах, дорогах и в транспорте. От того насколько ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать их в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

     Для нас, взрослых, самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение правил безопасности стало нормой и образом жизни не только детей, но и взрослых.

     Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде – это достаточно сложный и длительный учебно-воспитательный процесс, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.

      В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется их умение применять эти знания на практике.

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра - это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроте реакций.

          Игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения. Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.

Сюжетно-ролевая игра - форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам.

     Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Это игры «во что-то», «в кого-то», они - «зеркало общества». Проигрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли

они выполняют. В ходе сюжетно-ролевых игр закрепляются знания детей о правилах дорожного движения.

Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

      Игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных образовательных организаций, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, необходимо своим примером показать, как нужно правильно вести себя на улице.

      Знания правил дорожного движения и безопасного поведения на улице для современных детей должны стать приоритетом. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям.

        В нашем детском саду ежегодно проводятся мероприятия, ориентированные на профилактику и предотвращение дорожно-транспортных происшествий. Каждая из групп оборудована в соответствии с возрастной категорией и основной образовательной программой дошкольного образования уголками по правилам дорожного движения. Они наполнены иллюстративным материалом, конспектами, дидактическими играми, дорожными знаками, наборами для сюжетно-ролевых игр, а также информационно-консультативными материалами для родителей.

Для полноценной организации образовательно-воспитательной деятельности нами были сформированы картотеки игр по ознакомлению с ПДД. Отметим, что особое внимание уделено играм по развитию речи, например: «Составь рассказ по картинке», «Где ошибка?», «Дорожные знаки», «Соотнеси по признаку» и другие.

        Педагогами в работе используется широкий спектр сюжетно-ролевых игр: «Водители», «Пешеходы», «Специальный транспорт», «МЧС», «Мой район»

и др. Во всех группах подобраны и созданы различные дидактические пособия, так же созданные совместно с детьми и родителями. Педагогами систематически проводятся экскурсии, тематические беседы, круглые столы и семинары для детей и родителей.

        Безусловно, большую роль играет развивающая предметно-пространственная среда.

Особое внимание педагогов нашего детского сада уделяется именно ей.

Поскольку помимо игр в уголках по правилам дорожного движения, дети приобретают знания о мире вокруг: здания бывают разных размеров и назначений, улица состоит из тротуаров и проезжей части, о существовании проспектов и площадей.

        Для закрепления первоначальных знаний о дорожных знаках, нами совместно с детьми была создана карта-макет нашего микрорайона, на которой детям было предложено расположить дорожные знаки в соответствии с их расположением на улице.

 Данное занятие способствовало в формировании умения ориентироваться в дорожных знаках: дети увереннее различают знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

        Главная задача педагогов – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Использованные материалы:

 https://edu-time.ru/pub/110477


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...