Социальное сотрудничество
статья
Предварительный просмотр:
Начиная с дошкольного возраста мы должны воспитывать и формировать в ребенке тягу к труду.
В настоящее время в России разработана и действует стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года, разработанная в 2011 году более чем 1000 экспертами, которые разделены на группы по различным направлениям. Реализация стратегии 2020 предусмотрена за счет неиспользуемых ранее факторов - человеческого (научного) потенциала и вывода на первый план сервисных отраслей. При этом учитываются особенности регионов, связанные с их историческим развитием. Мы продолжаем начатую работу.
Южный Урал - регион с развитой промышленностью, металлургией, приборостроением. И развитие региона должно быть направлено именно на эти области. Был проведен ряд встреч с губернатором Челябинской области Борисом Дубровским, на которых обсуждались вопросы реализации стратегии 2020. Первая встреча прошла 21 мая 2014 года, в рамках которой был представлен образовательный проект "ТЕМП". Схематично проект выглядит как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока:
Т - требования времени;
Е - единство целей и задач;
М - мотивация и стимулирование;
П - пути решения и приоритеты деятельности.
Основная проблема, которые выделили участники встречи - отсутствие мотивации у подрастающего поколения получать профессию, востребованную в реальном секторе экономики. В качестве решения данной проблемы было предложено формировать данную мотивацию не в 10-11 классе, как это происходит сейчас, а в более раннем возрасте - в начальной школе, а правильнее уже в детском саду. С темпом развития общества в современных условиях, невозможно выполнить "заказ" экономики на специалистов, которые будут востребованы через 15 лет - срок обучения ребенка. Поэтому начиная с дошкольного возраста мы должны воспитывать и формировать в ребенке тягу к труду.
Дошкольный период является наиболее стремительным и продуктивным временем развития ребёнка. В этот период закладываются его основные физические и психические качества и свойства, что служит в дальнейшем фундаментом для выбора ценностных ориентиров, выстраивания отношений с окружающим миром.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, – это социальная проблема. На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии.
В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен.
дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
- партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
- партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
- партнерство со спонсорами, благотворительными организациями
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо четко осознавать миссию и ценности конкретного ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения; владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами; предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам.
Создаются условия:
для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, походы-это и Дворец культуры, и детская библиотека и музей.
формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий- АО «Агрегат», Симский механический техникум, почта и др.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:
в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении; в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
Один из аспектов правового воспитания детей - это право ребенка на успешное вхождение в окружающую жизнь. Социальное партнерство педагогический коллектив МКДОУ детский сад «Солнышко» рассматривает как способ социализации детей. Социальное партнерство - это инструмент, с помощью которого, представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность. Устраивают встречи со специалистами , которые рассказывают о специфике своей работы, участвуют в мероприятиях , как в качестве жюри, так и в качестве участника, организуют экскурсии. Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно:
· Осуществляет взаимодействие со средой через экскурсии ,встречи с интересными людьми, праздничные мероприятия и др.
· Гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы -как реагирует? Что делает для этого?
. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования и социализации воспитанников
. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
1.Учета запросов общественности: современное производство нашего региона нуждается в кадрах высокой квалификации , обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование , автоматизированные системы и комплексы. Требования рынка труда со своей очевидностью ставят перед региональной системой образования новые стратегические задачи в области подготовки высококвалифицированных кадров для региональной экономики.
2.Принятия политики детского сада социумом: педагогический коллектив считает, что знакомство дошкольников с рабочими профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
В настоящее время происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полное нивелирование значимости рабочих специальностей.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ДОУ
3.Формирование содержания обязанностей детского сада и социума.
№ | Мероприятие | Участники | Срок | Ответственный |
1 | Экскурсия на АО «Агрегат» с целью ознакомления спецификой профессиональной деятельности, современным оборудованием. | Дети подготовительной к школе группы | 14. 12. 2022 | Самарина Н. Л. Устюжанина А.В. |
2 | «Круглый стол» с презентациями профессий, востребованных на муниципальном и региональном рынке труда с привлечением родителей, работающих на АО «Агрегат». | Дети старших и подготовительной к школе группе | Февраль 2023 | Воспитатели, Муз.руководитель |
3 | Экскурсия в Симский механический техникум (производственные мастерские) | Дети старших и подготовительной к школе группе | 11. 12. 2022 Январь 2023 | Устюжанина А.В. Воспитатели групп |
4 | Участие специалистов АО «Агрегат»(работа в жюри)в мероприятиях проводимых в ДОУ | Дети старших и подготовительной к школе группе | В течении года | Устюжанина А. В. |
4.Сохранение имиджа учреждения в обществе Итоги деятельности ДОУ освещаются на концертах воспитанников ДОУ, Днях открытых дверей. Проводятся анкетирование родителей, консультирование, родительские собрания.
Ведётся активная работа с близлежащими школами, библиотекой , музеем, учреждениями здравоохранения, Дворцом культуры.
5.Установление коммуникаций между детским садом и социумом: детская библиотека, Дворец культуры, МОУ СОШ№2, АО «Агрегат», МКУ ДО «ЦВР» «Радуга».
Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять культурно - образовательную среду на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Организация взаимодействия между детским садом и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для развития детей.
В целях знакомства детей с профессиями и их особенностями проводятся экскурсии в пожарную часть, почтовое отделение, запланирована экскурсия на ОАО «АГРЕГАТ»,Симский механический техникум.
Обязательное условие успешности социального партнерства –информировать родителей о результатах деятельности ,открытость, отчетность, подведение итогов, поощрение. Формы отчетности различны – на современном этапе можно использовать информационные технологии и проводить публичные отчеты. Практика показывает ,что конечный результат любого мероприятия будет высока и отдача эффективна ,если при подготовке и проведении использовать разнообразные формы и методы работы с пед.коллективом, включая каждого педагога в активную работу.Таким образом, взаимодействие детского сада с различными социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создает условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...
Сотрудничество учителя-дефектолога с семьей в развитии коммуникативных способностей и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.
из опыта работыСемья помогает ребенку расти и жить. В семье он усваивает социальные нормы и ценности, приобретает опыт самореализации. Учиться жить по законам общества.Формирование коммуникативных спо...
Социально-педагогический проект "Школа для родителей детей младшего возраста "Сотрудничество"
Систематические наблюдения показывает, что вновь прибывшие дети в ДОУ психологически не готовы к его посещению, адаптация у многих проходит в тяжелой степени, уровень нервно-психического развития...
Презентация опыта сотрудничества музыкального руководителя с социальными партнёрами
В презентации представлен опыт работы по социальному партнёрству....
Социально-педагогический проект «Детский сад – родители: от диалога к сотрудничеству»
Разработка социально-педагогического проекта...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": картотека подвижных игр на развитие сотрудничества между сверстниками в возрастной группе «Дружные ребята»
Цели и основные задачи:Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям о...
"Полноценное социальное сотрудничество в триаде «педагог – дети - родители».
Родительское собрание в средней группе на начало учебного года...