Социальное сотрудничество
статья

Анна Витальевна Устюжанина

реализация программы по "ТЕМП"у

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_tempu.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Начиная с дошкольного возраста мы должны воспитывать и формировать в ребенке тягу к труду.

В настоящее время в России разработана и действует стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года, разработанная в 2011 году более чем 1000 экспертами, которые разделены на группы по различным направлениям. Реализация стратегии 2020 предусмотрена за счет неиспользуемых ранее факторов - человеческого (научного) потенциала и вывода на первый план сервисных отраслей. При этом учитываются особенности регионов, связанные с их историческим развитием. Мы продолжаем начатую работу.

Южный Урал - регион с развитой промышленностью, металлургией, приборостроением. И развитие региона должно быть направлено именно на эти области. Был проведен ряд встреч с губернатором Челябинской области Борисом Дубровским, на которых обсуждались вопросы реализации стратегии 2020. Первая встреча прошла 21 мая 2014 года, в рамках которой был представлен образовательный проект "ТЕМП". Схематично проект выглядит как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока:

Т - требования времени;

Е - единство целей и задач;

М - мотивация и стимулирование;

П - пути решения и приоритеты деятельности.

Основная проблема, которые выделили участники встречи - отсутствие мотивации у подрастающего поколения получать профессию, востребованную в реальном секторе экономики. В качестве решения данной проблемы было предложено формировать данную мотивацию не в 10-11 классе, как это происходит сейчас, а в более раннем возрасте - в начальной школе, а правильнее уже в детском саду.  С темпом развития общества в современных условиях, невозможно выполнить "заказ" экономики на специалистов, которые будут востребованы через 15 лет - срок обучения ребенка. Поэтому начиная с дошкольного возраста  мы  должны воспитывать и формировать в ребенке тягу к труду.

Дошкольный период является наиболее стремительным и продуктивным временем развития ребёнка. В этот период закладываются его основные физические и психические качества и свойства, что служит в дальнейшем фундаментом для выбора ценностных ориентиров, выстраивания отношений с  окружающим миром.

Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.

Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, – это социальная проблема. На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии.

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен.

дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

  1. партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
  2. партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
  3.  партнерство со спонсорами, благотворительными организациями

Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо четко осознавать миссию и ценности конкретного ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения; владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами; предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).

Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам.

Создаются условия:

для  расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, походы-это и Дворец культуры, и детская библиотека и музей.

формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий- АО «Агрегат», Симский  механический техникум, почта и др.

 Современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:

в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;

в развитии позитивного общественного мнения о своем  учреждении; в повышении  спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;

в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.

в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.

Один из аспектов правового воспитания детей - это право ребенка на успешное вхождение в окружающую жизнь. Социальное партнерство педагогический коллектив МКДОУ детский сад «Солнышко» рассматривает как способ социализации детей. Социальное партнерство - это инструмент, с помощью которого, представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность. Устраивают встречи со специалистами , которые рассказывают о специфике своей работы, участвуют в мероприятиях , как в качестве жюри, так и в качестве участника, организуют экскурсии. Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно:

·  Осуществляет взаимодействие со средой через экскурсии ,встречи с интересными людьми, праздничные мероприятия и др.

·  Гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы -как реагирует? Что делает для этого?

. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования и социализации воспитанников

. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:

1.Учета запросов общественности: современное производство нашего региона нуждается в кадрах высокой квалификации , обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование , автоматизированные системы и комплексы. Требования рынка труда со своей очевидностью ставят перед региональной системой образования новые стратегические задачи в области подготовки высококвалифицированных кадров для региональной экономики.

2.Принятия политики детского сада социумом: педагогический коллектив считает, что знакомство дошкольников с рабочими профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

В настоящее время происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полное нивелирование  значимости рабочих специальностей.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации. Поэтому необходимо совершенствовать систему  профориентационной  работы в ДОУ

3.Формирование содержания обязанностей детского сада и социума.

Мероприятие

Участники

Срок

Ответственный

1

Экскурсия на АО «Агрегат» с целью ознакомления спецификой профессиональной деятельности, современным оборудованием.

Дети подготовительной к школе группы

14. 12. 2022

Самарина Н. Л.

Устюжанина А.В.

2

«Круглый стол» с презентациями профессий, востребованных на муниципальном и региональном рынке труда с привлечением родителей, работающих на АО «Агрегат».

Дети старших и подготовительной к школе группе

Февраль

2023

Воспитатели,

Муз.руководитель

3

Экскурсия в Симский механический техникум (производственные мастерские)

Дети старших и подготовительной к школе группе

11. 12.

2022

Январь

2023

Устюжанина А.В.

Воспитатели групп

4

Участие специалистов АО «Агрегат»(работа в жюри)в мероприятиях проводимых в ДОУ

Дети старших и подготовительной к школе группе

В течении года

Устюжанина А. В.

4.Сохранение имиджа учреждения в обществе  Итоги деятельности ДОУ освещаются на  концертах воспитанников ДОУ, Днях открытых дверей. Проводятся анкетирование родителей, консультирование, родительские собрания.

Ведётся активная работа с близлежащими школами, библиотекой , музеем, учреждениями здравоохранения, Дворцом культуры.

5.Установление коммуникаций между детским садом и социумом: детская библиотека, Дворец культуры, МОУ СОШ№2, АО «Агрегат», МКУ ДО «ЦВР» «Радуга».

Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять культурно - образовательную среду на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Организация взаимодействия между детским садом и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для развития детей.

В целях знакомства детей с профессиями  и их особенностями проводятся экскурсии в пожарную часть, почтовое отделение, запланирована  экскурсия на ОАО «АГРЕГАТ»,Симский механический техникум.

Обязательное условие успешности социального партнерства –информировать родителей о результатах деятельности ,открытость, отчетность, подведение итогов, поощрение.  Формы отчетности различны – на современном этапе можно использовать информационные технологии и проводить публичные отчеты. Практика показывает ,что конечный результат любого мероприятия будет высока и отдача эффективна ,если при подготовке и проведении использовать разнообразные формы и методы работы с пед.коллективом, включая каждого педагога в активную работу.Таким образом, взаимодействие детского сада с различными социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создает условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

Сотрудничество учителя-дефектолога с семьей в развитии коммуникативных способностей и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.

из опыта работыСемья помогает ребенку расти и жить. В семье он усваивает социальные нормы и ценности, приобретает опыт самореализации. Учиться жить по законам общества.Формирование коммуникативных спо...

Социально-педагогический проект "Школа для родителей детей младшего возраста "Сотрудничество"

Систематические наблюдения показывает, что вновь прибывшие дети в ДОУ психологически не готовы к его посещению, адаптация у многих проходит в тяжелой степени, уровень нервно-психического развития...

Презентация опыта сотрудничества музыкального руководителя с социальными партнёрами

В презентации представлен опыт работы по социальному партнёрству....

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": картотека подвижных игр на развитие сотрудничества между сверстниками в возрастной группе «Дружные ребята»

Цели и основные задачи:Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям о...

"Полноценное социальное сотрудничество в триаде «педагог – дети - родители».

Родительское собрание в средней группе на начало учебного года...