Статья "Игра в жизни малышей"
консультация (младшая группа)

 Стройнова Наталья Александровна
Статья "Игра в жизни малышей"
 

Статью подготовила воспитатель высшей категории  «Детский сад №458 города Санкт-Петербурга Стройнова Наталья Александровна

Разрешение противоречия между желаниями ребенка и его реальными возможностями составляет генетическую задачу дошкольного возраста и реализуется в игре, которая является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. В современных условиях развития общества и в соответствии с требованиями ФГОС в игре как ведущей деятельности формируются основные новообразования возраста. Первая младшая группа – период создания условий, предпосылки для расцвета сюжетно-ролевой игры. Новые впечатления, яркие, интересные, становятся основой развития игры. Но при одном условии – этим предпоссылкам следует помогать. Если нет должного руководства, игра становится стереотипным, отрывочным действием.

 

Чтобы игра стала самостоятельной, инициативной, сюжетной, необходимо развивать и совершенствовать механизм моделирования жизненных явлений на игрушках. Моделирование — общая основа игры и воображения. Не прорабатывать многократно какой-то сюжет, а проигрывать, ежедневно осваивать новые сюжетные действия и их варианты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста.

Н.А.Стройнова.

В старшем дошкольном возрасте рисование выступает одним из ведущих видов деятельности детей. Ведь именно рисование способствует развитию способности различать цвета, формированию, с одной стороны, цветовых штампов, с другой, именно в рисовании ребёнок познаёт насколько широка палитра и, что один и тот же предмет одного и того же цвета в разных условиях может иметь различные оттенки. Именно в этом виде деятельности старший дошкольник формирует определённую культуру цветоупотребления, начинает понимать, что с помощью цвета можно передавать не только изображаемую действительность, но и передавать своё настроение, свои чувства и эмоции, отношение [1].

В настоящее время особую актуальность в работе с детьми 5 - 7 лет приобретают нетрадиционные техники рисования, поскольку одним из наиболее важных условий успешного развития данного качества у детей 3-7 лет является разнообразие и вариативность работы в процессе образовательной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные, разноцветные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора цветовой гаммы обеспечивают живость и непосредственность проявления детской фантазии, воображения.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес, возможности. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников [2].

Нетрадиционные техники рисования имеют определенную классификацию, использование некоторых видов рисования напрямую зависит возраста и индивидуального опыта детей. Выделим нетрадиционные техники рисования доступные для детей старшей возрастной группы.

Рисование цветным песком.

Данная техника нетрадиционного рисования способствует развитию мелкой моторики у детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Песок, будучи цветным, способен влиять на детей через цвет: желтый - наполняет теплом, красный - добавляет оптимизма, синий - действует успокаивающе, зеленый - вдохновляет свежестью. Наблюдение и опыт показывает, что игра с песком, позитивно влияет на общее самочувствие детей.

Рисование мятой бумагой.

Существует два способа рисования мятой бумагой.

На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

Второй способ начинается с того, что для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Использование данной техники способствует не только тому, что ребенок сможет научиться лучше различать и запоминать цвета, а так же воспитывает аккуратность при работе с красками.

Кляксография с трубочкой.

Нетрадиционная техника «кляксография с трубочкой» - приём рисования с помощью направленной выдыхаемой струи воздуха полезен для детей. Эта техника также способствует развитию дыхательного аппарата, контролирует силу дыхания. На лист наливается чуть-чуть краски, и дети дуют на капли, управляя их движением. Застенчивым детям такая игра придает уверенность в себе, заставляя капли краски двигаться по бумаге. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали.

Яркие и цветные изображения вызывают у детей сильные положительные эмоции. Дошкольники сами выбирают палитру красок для своей работы, тем самым выражают эмоциональное отношение к изображаемому.

Монотипия

Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ.

Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

Существует два вида монотипии.

Первый способ состоит в том, что на гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Второй - монотипия предметная. Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Монотипия позволяет ощутить и создать элемент «игры» в творчестве. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение и неординарное мышление. Воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельное решение. На бумаге образуются оттиски с необычными узорами, которые носят случайный характер. Задания по монотипии помогают дошкольникам больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, учат свободному владению кистью. Дети узнают о теплых и холодных тонах, о том, как цвет влияет на настроение.

Ниткография.

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Данная техника оказывает положительное влияние на развитие зрительного восприятия, в процессе выполнения работы дети учатся внимательно вглядываться в предметы и видеть конструктивные части. Дошкольник приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца. У детей развивается глазомер, фантазия, воображение, математические способности. Игра с нитками способствует развитию художественного вкуса, умению подбирать цвета, способствует умению сравнивать, наблюдать, сопоставлять.

Пластилинография.

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Данная техника представляет собой одну из эффективных форм не только развития мелкой моторики рук у дошкольников, но так же способствует сенсорному развитию. Здесь происходит развитие восприятия цвета (выбор цвета, смешивание цветов, получение оттенков), формы, величины.

Рисование мыльными пузырями.

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Данная техника рисования учить детей работать с гуашью, воспитывает интерес к творчеству, а так же способствовать развитию творческого воображения, мышления, цветовосприятия, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания [3].

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования несет в себе неоценимый вклад в развитие дошкольника. Во - первых, положительно влияет на развитие мелкой моторики рук. Во- вторых, нетрадиционное рисование способствует развитию интереса к творчеству, закреплению навыков правильного обращения с художественными материалами, что положительно влияет на усовершенствование изобразительных навыков и умений, развитие наблюдательности, цветовосприятия, эмоциональной отзывчивости.

 

Литература

1. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 41-43 с.

2. Кудейко, М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров: учебное пособие/ М. В. Кудейко. - М.: Содействие, 2016. - 17-25 с.

3. Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования/ Т. А. Цквитария. - М.: Сфера, 2017. - 65 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в жизни малышей.

Моё портфолио   Очень много песенок, потешек, прибауток я помню с детства, благодаря своей мамочки. Ее колыбельные невожможно не запомнить они несли столько много добра, ласки. заботы. Может бы...

Сказка в жизни малыша

Данный материал содержит информацию о роли сказок в жизни ребёнка раннего возраста, о том, что сказка является одним из самых доступных средств для всестороннего развития малыша. Это важный элемент в ...

Фольклор в жизни малышей

Развлечения с использованием фольклорной тематики...

Игра в жизни малыша

В статье даны разъяснения родителям о важном значении игры в жизни ребенка....

Потешки в жизни малыша

О роли потешек в жизни маленьких детей...

"Праздничные дни в жизни малышей"

Консультациядля родителей дошкольника...

Куклы в жизни малыша: обереги, лекари, артисты, мамины помощники, лучшие друзья и «доверенные лица» малыша

Небольшая статья затрагивает актуальную тему духовно-нравственного воспитания детей через игру в куклы. Внимательно присмотритесь к ребенку: если он просто перекладывает игрушки с места на место, помо...