Сказка в жизни малыша
статья (младшая группа) на тему
Данный материал содержит информацию о роли сказок в жизни ребёнка раннего возраста, о том, что сказка является одним из самых доступных средств для всестороннего развития малыша. Это важный элемент в воспитании, она помогает формировать основы поведения и общения, способствует развитию речи, внутреннего мира, воображения и творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_v_zhizni_malysha.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка
в жизни малыша
Выполнила: воспитатель
МБДОУ д/с № 5 «Чебурашка»
Мурых Татьяна Игоревна
г.о. Коломна-2012г.
Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия-это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» - так писал В. Сухомлинский.
Кто из нас не любил сказку в детстве? Трудно представить детство без сказок и любимых детских книг. Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка.
Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, возвращаясь к тексту сказки.
Через сказку легче всего объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла.
Сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение – основа для любой творческой деятельности.
Сказка – это школа развития чувств детей. Выразительные высказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
Использование сказочных сюжетов помогает развитию коммуникативных навыков детей (накоплению словарного запаса, помогает правильно строить диалоги, способствует развитию связной речи). Кроме того, в игры со сказками легко и органично включаются задания на развитие эмоциональной сферы детей, например: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась, как лисичка хитро улыбается.
У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.
Выбирая сказку для ребенка, важно помнить, что в каждом возрасте – свои сказки.
В два года детям очень нравятся сказки о животных, т.к. они близки им эмоционально по мироощущению. Это возраст, когда у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей.
По программе «От рождения до школы» дети до 2-х лет знакомятся с такими сказками, как: «Курочка Ряба», «Репка», «Как коза избушку построила», а дети 2-3 лет со сказками: «Козлятки и волк», «Теремок», «Маша и медведь».
Учитывая ограниченные речевые возможности детей раннего возраста, педагог сам рассказывает сказку, а ребенку предлагается звукоподражанием сопровождать рассказ. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. Например, при знакомстве со сказкой «Репка» изображают, как пищит мышка, лает собачка, мяукает кошка и т. д.
В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам как раз по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя» помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нем. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках. Рассматривая их, дети делают первые попытки рассказать сказку с помощью придуманных ими слов, и повторяя некоторые запомнившиеся фразы из сказки. По мере развития речи дети могут пересказать сказку, а в более старшем возрасте придумать новую историю со знакомыми персонажами. Малышам при рассматривании иллюстраций можно дать такое задание:
Найди, покажи и назови:
- любимый персонаж;
- самого маленького (большого) героя;
- предмет заданного цвета;
- того, у кого есть крылья и т.д.
Это способствует развитию основных психических функций.
Для погружения в сказку педагог использует различные приемы: это может быть настольный театр, кукла бибабо, различные настольно-печатные пособия. Ребенок с помощью взрослого пытается воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки, что способствует развитию коммуникативных навыков.
В нашей группе созданы все условия для приобщения детей к сказке: это книжный уголок, где собраны сказки по возрасту с яркими иллюстрациями; театральный уголок, где соседствуют настольный, пальчиковый театр, куклы бибабо; уголок ряжения с различными костюмами, масками-шапочками, приобрести или изготовить которые нам помогают родители.
В организованной образовательной деятельности мы используем сказки-инсценировки, дидактические сказки-игры, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего. Вовлечение в игры по сюжетам сказок доставляет детям радость, благоприятно влияет на эмоциональное развитие, учит общению, а в организованной образовательной деятельности позволяет поддерживать интерес на протяжении всего занятия. Такие игры мы используем и на физкультурных занятиях. Начинать игру можно с сюрпризного момента, например, обнаружения в группе прикатившегося колобка, вместе с которым дети отправляются в физкультурный зал. Там они выполняют роли встречающихся на пути колобка персонажей: прыгают, как зайчики, ходят, как мишки, играют с лисичкой в подвижную игру.
Сказка охватывает все виды деятельности ребенка. Малыши с удовольствием рисуют зернышки для курочки, травку для козлят; лепят колобка, яичко, брёвнышки для теремка; строят из конструктора дорожки, домики, заборчики для своих любимых сказочных героев.
Сказка помогает в период адаптации. Для более легкого привыкания ребенка к детскому саду мы используем такой прием: по утрам детей встречает знакомый и полюбившийся им сказочный персонаж, который привлекает их внимание, отвлекая их от грустных мыслей, от расставания с родителями. А иногда сами малыши, нарядившись в костюмы сказочных героев, привлекают внимание «робкого» ребенка своей веселой игрой, зовут поиграть с ними.
Очень нравится малышам смотреть спектакли по сюжетам сказок, которые в нашем детском саду показывают для них дети старшего дошкольного возраста. Показ спектакля является для них возможностью проявить свои творческие способности, а для малышей это ещё один способ погрузиться в мир сказки.
Дети очень любят слушать сказки перед сном. В тихий час они с нетерпением ждут этого момента. Сказки подбираем с добрым сюжетом, читаем спокойным, ровным голосом и малыши лучше засыпают. Родителям мы тоже советуем дома перед сном рассказывать своему ребенку сказку. Ведь вечерняя сказка – это своего рода пожелание спокойной ночи.
Сказка является одним из самых доступных средств для всестороннего развития ребенка. Это важный элемент в воспитании, она помогает формировать основы поведения и общения. Доказано, что дети, которым с раннего возраста читали сказки, быстрее учатся говорить и правильно выражать свои мысли. Рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир, воображение ребенка, его творческий потенциал.
Самое важное для ребенка – это забота. Нужно читать ребенку сказки, когда он еще маленький и когда уже подрос и даже тогда, когда он уже сам научился читать. Сказки нужны не только малышу, но и взрослым людям, ведь они дают возможность ненадолго забыть о суете и шуме большого города, помогают «поверить в чудо», где добро всегда побеждает зло, и всё обязательно закончится хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка-передвижка "Сказка в жизни малыша"
Сказка в жизни малыша...
Сказка в жизни малыша
Сказка – это не просто чтение текста, это минута дарения ребёнку радости общения....
консультация "Сказка в жизни малышей"
Сказки — прекрасный материал для стимулирования детского воображения, развития внимания, мышления. Они помогают расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. ...
Консультация для родителей «Роль сказки в жизни малышей»
Роль сказки в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Язык сказки понятен ребенку, позволяет объяснить малышу разницу между добром и зло....
консультация «Роль сказки в жизни малышей»
laquo;Сказка - ложь, да в ней намёк...»...
Сказка в жизни малыша. Читаем сказки правильно!
Коррекция эмоциональных состояний...
Консультация «Роль сказки в жизни малышей»
Консультация «Роль сказки в жизни малышей»...