Мастерская для педагога "Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника"
методическая разработка на тему

Мищанин Марина Геннадьевна

ФГОС ДО ориентирует педагогов на осмысление двух ключевых идей, определяющих специфику целевых ориентиров и содержание данной ступени образования, -  индивидуализацию и социализацию. Успешное согласование этих векторов возможно в условиях сочетания индивидуальных и групповых стратегий дошкольного образования. А это вероятно лишь при наличии единого целевого ориентира – творческого развития и личностного роста каждого участника образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_dlya_pedagogov.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕРСКАЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Слайд 2

ФГОС ДО ориентирует педагогов на осмысление двух ключевых идей, определяющих специфику целевых ориентиров и содержание данной ступени образования, - индивидуализацию и социализацию .

Слайд 3

Единый целевой ориентир – творческое развитие и личностный рост каждого участника образовательного процесса.

Слайд 4

Под индивидуальной образовательной стратегией понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.

Слайд 5

Дидактические принципы , лежащие в основе личностно-ориентированного подхода и обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса: Принцип индивидуализации и дифференциации образования, предполагающий разработку индивидуальных маршрутов развития на основе парциальных и примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования; антропоцентризма, при реализации которого ребенок становится целевым и организационным центром образования (субъектом) при условии, что он самостоятельно интегрирует в сознании разные информационные и культурные тексты; развивающего обучения ;

Слайд 6

Дидактические принципы , лежащие в основе личностно-ориентированного подхода и обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса : максимального разнообразия предоставленных возможностей для личностного роста и развития каждого ребенка с учетом его индивидуальности; перехода количественных достижений в качественные; возрастания роли нерегламентированной деятельности; создания условий для самостоятельной деятельности детей (индивидуальной и коллективной) при постепенном уменьшении прямого участия педагога; свободы выбора детьми дополнительных образовательных услуг, помощи со стороны взрослого, наставничества; комфортности.

Слайд 7

Проблемы, препятствующие реализации данных принципов на практике: проблема несоответствия индивидуально-психологических особенностей требованиям, правилам и прогнозируемым результатам, которые предъявляются к дошкольникам нашей системой образования; недостаточной психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей (создание атмосферы «захваливания» либо отчуждения); бессодержательного, неконструктивного и некомфортного взаимодействия детей друг с другом, педагогами и родителями.

Слайд 8

П сихолого- педагогические условия : разнообразие и постоянная смена видов детской деятельности, объединенной образовательной целью и программой развития; многоуровневая интеграция разных видов детской деятельности; подготовка каждым ребенком на основе содержания образовательного проекта конкретного продукта как успешно достигнутого результата индивидуальной или коллективной деятельности; фиксация и презентация результата детской деятельности в форме конкретного изделия (игрушки, сувенира, предметов интерьера), макета, книги, газеты, коллекции, выставки, инсталляции и т.д.;

Слайд 9

П сихолого- педагогические условия : наличие специально оборудованного места, включающего широкий выбор дидактических и художественных материалов, «умных» игрушек, книг, пособий, предметов культуры и произведений искусства, разнообразных инструментов и оборудования для опытов; индивидуальные программы и маршруты развития каждого ребенка с учетом его интересов, способностей, темпа развития, индивидуального стиля обучения, характера социального запроса родителей и степени их взаимодействия с педагогом; вариативность мер профилактики утомления, учитывающей психофизиологические особенности конкретного ребенка ;

Слайд 10

П сихолого- педагогические условия : активизация позиции детей по отношению к разным видам деятельности, формирование опыта самодеятельности, саморазвития, самовоспитания с элементами рефлексивной самоорганизации; создание эмоционально комфортной и социально защищенной атмосферы в детском коллективе; уважение личности каждого ребенка, формирование его положительной самооценки, «Я-концепции» творца ; включение в педагогический процесс компонента психологического сопровождения деятельности всех его субъектов (детей, педагогов, родителей или их законных представителей ).

Слайд 11

Основные задачи в работе с одаренными детьми: раннее выявление одаренных детей (диагностика); создание адекватных программно-методических условий; формирование развивающей предметно-пространственной среды; создание социальной среды.

Слайд 12

поддержка интересов каждого ребенка со стороны взрослых; интеграция разных видов детской деятельности (игровой, познавательной, художественной и др.); актуализация разнообразных форм самовыражения; проблематизация содержания образования, создание поисковых ситуаций незавершенности, многозначности и гибкости; использование интеллектуальных и художественных задач открытого типа, предполагающих множественность решений; Основные задачи в работе с ребенком для выявления и поддержки его индивидуальности:

Слайд 13

поощрение вопросов, инициа­тивы и самостоятельности; ознакомление родителей (или их представителей) с задачами развития детей и формами работы; согласование с родителями (представителями) маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка; развитие у ребенка чувства базового доверия к миру, открытости в общении и в то же время формирование уме­ния культурно противостоять давлению авторитета в от­стаивании своего мнения.

Слайд 14

Индивидуальная тра­ектория развития При разработке индивидуаль­ных маршрутов развития ребен­ка необходимо принять во внимание не только «зоны ближайше­го развития» (Л.С. Выготский), но и «горизонты развития» (Н.Н. Поддьяков ), понимаемые как постоянное движение к сложной, отдаленной и недостижи­мой цели . Индивидуальная тра­ектория развития каждого ре­бенка проектируется по принци­пу эпигенетического ландшафта (термин Ж. Пиаже), когда все дети находятся в одном обра­зовательном и социокультур­ном пространстве, но «движут­ся» разными маршрутами к «горизонтам» своего развития через «зоны ближайшего раз­вития».

Слайд 15

М одель эпигенети­ческого ландшафта К . Уоддингтона Данная модель: иллюстри­рует роль разных факторов в процессе развития; показывает разные варианты развития и их причины ; сензитивность отдель­ных периодов развития к тем или иным влияниям извне; визуа­лизирует сложный процесс раз­вития ребенка, отражая его вари­ативность и многомерность.

Слайд 16

Модель эпигенети­ческого ландшафта К. Уоддингтона

Слайд 17

Образовательные проекты выявление не конкретной темы, а проблемы как спосо­ба постижения ребенком ок­ружающего мира и своего бытия в этом мире; расширение границ образова­тельного и реального про­странства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культур­ные события, праздники, фес­тивали ); вовлечение в проектную де­ятельность взрослых и детей разного возраста с целью расширения команды едино­мышленников, выхода за рам­ки сложившейся группы;

Слайд 18

Образовательные проекты обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысле­ния полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях; презентация результата деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игры и игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции и др .); отсутствие единой для всех детей образовательной задачи и критерия оценки результата, гибкий мониторинг индивидуального развития детей.

Слайд 19

Направления индивидуализации образования детей в проектной деятельности: поддержку активного отношения ребенка к окружающему миру; направление его энергии в конструктивное и созидательное русло; отведение ребенку централь­ного места в образователь­ной системе развивающего типа, созданной из множества разных информационных тек­стов и интеграционных меха­низмов, позволяющих ребенку свободно действовать; воспитание любознательнос­ти; развитие креативности, инициативности, компетент­ности; поощрение и развитие само­стоятельности ; становление детской воли, развитие произвольности по­ведения и деятельности; обо­гащение опыта регулирова­ния поведения (заметим, что проблемы возникают, когда ребенку необходимо заста­вить себя делать то, что неин­тересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых); создание мотивации к разви­тию и обучению; выявление, поддержку и раз­витие индивидуального стиля деятельности.

Слайд 20

Модель программы индивидуального развития включает следующие компоненты: психолого-педагогический мо­ниторинг развития ребенка как основа для разработки индивидуального маршрута развития; вид индивидуальной про­граммы, обусловленный типом индивидуальных особенностей ребенка (на­пример, выявлена одарен­ность художественная, музы­кальная, речевая); модульную презентацию об­разовательных программ и технологий; направления деятельности, реализующие стратегию ам­плификации развития детей с учетом индивидуального профиля обучения; портфолио детей и педагога, выставки творческих работ; согласование индивидуально­го маршрута развития ребен­ка с социальным заказом и ожиданиями семьи; мониторинг, отражающий промежуточные и итоговые результаты освоения индиви­дуальных образовательных программ, разработанных на основе примерной основной общеобразовательной про­граммы дошкольного образо­вания.

Слайд 21

Направления амплификации (обогащения) развития: углубление знаний, обогащение опыта и развитие способностей; индивидуальный образовательный проект по интересующей ребенка теме или проблеме; развитие умения учиться, вооружение инструментарием (обучение приемам получения и переработки материала, работы с различными информационными источниками).

Слайд 22

Инновационная технология портфолио Портфолио — способ накопления, фиксации, мониторинга и проектирования индивидуальных достижений ребенка (или взрослого человека) за определенный период времени. Портфолио — своеобразное зеркало основных достижений ребенка, в которое он может заглянуть и увидеть свое творческое отражение. Обычно понятие «портфолио» применяется в связи с понятием «творческое развитие», но в педагогике оно имеет более широкое значение, предусматривающее системный мониторинг общего развития ребенка.

Слайд 23

Функции портфолио: диагностическая (фиксирует изменения, умственный и физический рост за определенный период времени); целеполагательная (поддерживает образовательные цели: чему мы обучаем ребенка и для чего); мотивационная (поощряет достигнутые ребенком результаты); содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ); развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году); рейтинговая (показывает диапазон навыков и умений).

Слайд 24

Портфолио может составляться: на одного ребенка; на группу детского сада; другой детский коллектив; (музыкальный ансамбль, спортивный клуб и т.п .); на педагогичес­кий коллектив; конкретную семью.

Слайд 25

Виды портфолио по способу хранения информации: классическое, создаваемое в виде папок, книжек, альбомов, дневников, картотек; электронное, предполагающее владение хотя бы основами компьютерной грамотности и располагающее уникальными возможностями для сбора, хра­нения и систематизации ин­формации. интерактивное портфолио- раскраска на печатной основе интересна максимальной ак­тивностью ребенка, который раскрашивает картинки, выре­зает и приклеивает изобра­жения, прокладывает марш­руты , вкладывает фотографии и т.д. Этот вид более удобен для родителей. Взрослые также вклю­чаются в ведение портфо­лио: ведут записи, делают комментарии, помогают ре­бенку выбрать новые матери­алы для творчества.

Слайд 29

Алгоритм работы над порт­фолио: постановка цели: автору дол­жно быть понятно, для чего необходимо создавать порт­фолио; выявление вида его и спосо­ба хранения информации; выбор временного отрезка, когда будет собираться ин­формация и «служить» порт­фолио; определение структуры порт­фолио (количество рубрик и их название); презентация и использование портфолио.

Слайд 30

Цели создания портфолио: мониторинг основных дости­жений ребенка, отражающих уровень его общего развития и формирования интегративных качеств личности; сбор и обобщение информации о достижениях в каком то конкретном виде деятельности или по определенной линии развития; накопление информации за определенный период, благодаря чему можно увидеть путь развития ребенка или группы детей за определен­ный отрезок времени; тематическое портфолио, ко­торое посвящается опреде­ленной теме и поэтому чаще используется для мониторин­га достижений группы (твор­ческого коллектива), а не от­дельного ребенка.

Слайд 31

Оформление и структура портфолио Для оформления детских портфолио потребуются архи­вные папки, предназначенные для долговременного использо­вания, имеющие жесткую об­ложку и надежный механизм крепления вкладышей. Количество разделов может варьироваться от трех до 10— 20 и более. Так , вы можете на­чать работу тремя-пятью разде­лами, а затем расширить спектр освещаемых вопросов и соответственно дополнить количе­ство разделов.

Слайд 32

Рубрики детского портфолио: информация о ребенке: ФИО, дата и место рождения, адрес местожительства, сведения о родителях; детские работы (рисунки, коллажи, аппликации и др.), выполненные в организован­ных образовательных ситуа­циях; самостоятельное детское твор­чество (спонтанные рисунки и другие творческие работы, со­зданные в свободной художе­ственной деятельности и отра­жающие индивидуальные ин­тересы, увлечения, способности, достижения); фотографии детских творчес­ких работ;

Слайд 33

Рубрики детского портфолио: фотографии ребенка, увлечен­ного творческим процессом; дипломы, грамоты, свидетель­ства; газеты, журналы, буклеты (в т.ч . рукотворные), в кото­рых представлены работы ребенка или описывается его творчество; высказывания ребенка о себе самом и своем творчестве; мониторинг художественного развития ребенка; программа индивидуального художественного развития.

Слайд 34

Условия успешности порт­фолио: добровольность. Если ведение портфолио сделать обязатель­ным, оно может стать фор­мальностью, лишней нагрузкой на педагога и детей; индивидуальный подход к ре­бенку и оформлению порт­фолио; удобство хранения. Весь мате­риал его необходимо собирать, систематизировать и хранить так, чтобы было удобно ис­пользовать; систематичность в сборе ин­формации. Портфолио подра­зумевает не просто хранение, а постоянное пополнение, изучение и анализ имеющих­ся материалов; взаимодействие взрослого и ребенка.

Слайд 35

Проектирование индивиду­альной стратегии образования ребенка в ДОУ В индивидуальной образователь­ной стратегии фиксируются ожидаемые результаты и ориентировочный срок выполнения программы , а в конце учебного года (или курса) делается заклю­чение о выполнении индивиду­альной образовательной программы . Взаимосвязь индивиду­альных и групповых стратегий образования — важнейшее ус­ловие реализации личностно-­ориентированного подхода в ДОУ. Деятельность педагога направляется на создание условий для осмыс­ленного выбора и принятие детьми индивидуальной образо­вательной стратегии , индивиду­альную помощь ребенку в планировании своей деятельности , консультирование по применению тех или иных информаци­онных источников, игровых и дидактических пособий . Важ­нее не то, что знают и умеют выпускники ДОУ, а то, как они реализуют свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностя­ми . Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу , проводника в мир культу­ры . Он выполняет сложную за­дачу создания оптимальных ус­ловий для самореализации ре­бенка как свободной личности в «умном», гибком, комфортном образовательном пространстве.

Слайд 36

Педагогическая ситуация 1: В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

Слайд 37

Педагогическая ситуация 2: Мальчик 5-ти лет гиперактивный . Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей. Нужно найти способ, чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания.

Слайд 38

Педагогическая ситуация 3: Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитателю. Ваши действия?

Слайд 39

Вариант 1. Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы. Вариант 2. Провести беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди. Вариант 3. Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо. Вариант 4. Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре). Вариант 5. Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.

Слайд 40

Педагогическая ситуация 4: Мальчик, 7 лет. С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе». Ваши действия.

Слайд 41

Вариант 1. Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети. Вариант 2. Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе. Вариант 3. Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

Слайд 42

Используемая литература: 1. Баттерворт Д., Харрис Ж, Принципы психологии развития М„ 2000. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте . Психологические очерки. М., 1991. 3. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. М., 2005. 4. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград, 1995. 5. Орлова Л. Портфолио до-школьника // Образовательный портал «Солнышко». Режим доступа : http://wAvw.solnet.ee/parents/ portfolio.html . 6. Управление дошкольным учреждением. №2/2014. с.83 7. http:// ped-kopilka.ru/blogs/melnikova/proektirovanie-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta-doshkolnika-po-socialno-lichnostnomu-razvitiyu.html 8. http://www.myshared.ru/slide/368338 / 9. http:// nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/03/25/razrabotka-individualnogo-obrazovatelnogo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

В статье рассматривается определение индивидуального образовательного маршрута, этапы построения и структурные компаненты....

Примеры индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников

В работе представлены примеры составленных индивидуальных маршрутов дошкольников испытывающих разные виды трудностей в развитии....

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие   под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Один из вариантов инд. обр. маршрута дошкольника....

Педагогический мониторинг образовательной деятельности, индивидуального образовательного маршрута дошкольника 3-7 лет в соответствии ФГОС ДО.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка ...

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с особыми образовательными нуждами

Вариант лана подготовки ИОМ дошкольника. Вариант ИОМ дошкольника.Использовался в группе полной инклюзии в 2017-2018 учебном году....

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с особыми образовательными нуждами

Вариант плана подготовки ИОМ дошкольника. Вариант ИОМ дошкольника.Использовался в группе полной инклюзии в 2017-2018 учебном году....