Мастерская для педагога "Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника"
методическая разработка на тему
ФГОС ДО ориентирует педагогов на осмысление двух ключевых идей, определяющих специфику целевых ориентиров и содержание данной ступени образования, - индивидуализацию и социализацию. Успешное согласование этих векторов возможно в условиях сочетания индивидуальных и групповых стратегий дошкольного образования. А это вероятно лишь при наличии единого целевого ориентира – творческого развития и личностного роста каждого участника образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС ДО ориентирует педагогов на осмысление двух ключевых идей, определяющих специфику целевых ориентиров и содержание данной ступени образования, - индивидуализацию и социализацию .
Единый целевой ориентир – творческое развитие и личностный рост каждого участника образовательного процесса.
Под индивидуальной образовательной стратегией понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.
Дидактические принципы , лежащие в основе личностно-ориентированного подхода и обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса: Принцип индивидуализации и дифференциации образования, предполагающий разработку индивидуальных маршрутов развития на основе парциальных и примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования; антропоцентризма, при реализации которого ребенок становится целевым и организационным центром образования (субъектом) при условии, что он самостоятельно интегрирует в сознании разные информационные и культурные тексты; развивающего обучения ;
Дидактические принципы , лежащие в основе личностно-ориентированного подхода и обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса : максимального разнообразия предоставленных возможностей для личностного роста и развития каждого ребенка с учетом его индивидуальности; перехода количественных достижений в качественные; возрастания роли нерегламентированной деятельности; создания условий для самостоятельной деятельности детей (индивидуальной и коллективной) при постепенном уменьшении прямого участия педагога; свободы выбора детьми дополнительных образовательных услуг, помощи со стороны взрослого, наставничества; комфортности.
Проблемы, препятствующие реализации данных принципов на практике: проблема несоответствия индивидуально-психологических особенностей требованиям, правилам и прогнозируемым результатам, которые предъявляются к дошкольникам нашей системой образования; недостаточной психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей (создание атмосферы «захваливания» либо отчуждения); бессодержательного, неконструктивного и некомфортного взаимодействия детей друг с другом, педагогами и родителями.
П сихолого- педагогические условия : разнообразие и постоянная смена видов детской деятельности, объединенной образовательной целью и программой развития; многоуровневая интеграция разных видов детской деятельности; подготовка каждым ребенком на основе содержания образовательного проекта конкретного продукта как успешно достигнутого результата индивидуальной или коллективной деятельности; фиксация и презентация результата детской деятельности в форме конкретного изделия (игрушки, сувенира, предметов интерьера), макета, книги, газеты, коллекции, выставки, инсталляции и т.д.;
П сихолого- педагогические условия : наличие специально оборудованного места, включающего широкий выбор дидактических и художественных материалов, «умных» игрушек, книг, пособий, предметов культуры и произведений искусства, разнообразных инструментов и оборудования для опытов; индивидуальные программы и маршруты развития каждого ребенка с учетом его интересов, способностей, темпа развития, индивидуального стиля обучения, характера социального запроса родителей и степени их взаимодействия с педагогом; вариативность мер профилактики утомления, учитывающей психофизиологические особенности конкретного ребенка ;
П сихолого- педагогические условия : активизация позиции детей по отношению к разным видам деятельности, формирование опыта самодеятельности, саморазвития, самовоспитания с элементами рефлексивной самоорганизации; создание эмоционально комфортной и социально защищенной атмосферы в детском коллективе; уважение личности каждого ребенка, формирование его положительной самооценки, «Я-концепции» творца ; включение в педагогический процесс компонента психологического сопровождения деятельности всех его субъектов (детей, педагогов, родителей или их законных представителей ).
Основные задачи в работе с одаренными детьми: раннее выявление одаренных детей (диагностика); создание адекватных программно-методических условий; формирование развивающей предметно-пространственной среды; создание социальной среды.
поддержка интересов каждого ребенка со стороны взрослых; интеграция разных видов детской деятельности (игровой, познавательной, художественной и др.); актуализация разнообразных форм самовыражения; проблематизация содержания образования, создание поисковых ситуаций незавершенности, многозначности и гибкости; использование интеллектуальных и художественных задач открытого типа, предполагающих множественность решений; Основные задачи в работе с ребенком для выявления и поддержки его индивидуальности:
поощрение вопросов, инициативы и самостоятельности; ознакомление родителей (или их представителей) с задачами развития детей и формами работы; согласование с родителями (представителями) маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка; развитие у ребенка чувства базового доверия к миру, открытости в общении и в то же время формирование умения культурно противостоять давлению авторитета в отстаивании своего мнения.
Индивидуальная траектория развития При разработке индивидуальных маршрутов развития ребенка необходимо принять во внимание не только «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский), но и «горизонты развития» (Н.Н. Поддьяков ), понимаемые как постоянное движение к сложной, отдаленной и недостижимой цели . Индивидуальная траектория развития каждого ребенка проектируется по принципу эпигенетического ландшафта (термин Ж. Пиаже), когда все дети находятся в одном образовательном и социокультурном пространстве, но «движутся» разными маршрутами к «горизонтам» своего развития через «зоны ближайшего развития».
М одель эпигенетического ландшафта К . Уоддингтона Данная модель: иллюстрирует роль разных факторов в процессе развития; показывает разные варианты развития и их причины ; сензитивность отдельных периодов развития к тем или иным влияниям извне; визуализирует сложный процесс развития ребенка, отражая его вариативность и многомерность.
Модель эпигенетического ландшафта К. Уоддингтона
Образовательные проекты выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире; расширение границ образовательного и реального пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события, праздники, фестивали ); вовлечение в проектную деятельность взрослых и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;
Образовательные проекты обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях; презентация результата деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игры и игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции и др .); отсутствие единой для всех детей образовательной задачи и критерия оценки результата, гибкий мониторинг индивидуального развития детей.
Направления индивидуализации образования детей в проектной деятельности: поддержку активного отношения ребенка к окружающему миру; направление его энергии в конструктивное и созидательное русло; отведение ребенку центрального места в образовательной системе развивающего типа, созданной из множества разных информационных текстов и интеграционных механизмов, позволяющих ребенку свободно действовать; воспитание любознательности; развитие креативности, инициативности, компетентности; поощрение и развитие самостоятельности ; становление детской воли, развитие произвольности поведения и деятельности; обогащение опыта регулирования поведения (заметим, что проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых); создание мотивации к развитию и обучению; выявление, поддержку и развитие индивидуального стиля деятельности.
Модель программы индивидуального развития включает следующие компоненты: психолого-педагогический мониторинг развития ребенка как основа для разработки индивидуального маршрута развития; вид индивидуальной программы, обусловленный типом индивидуальных особенностей ребенка (например, выявлена одаренность художественная, музыкальная, речевая); модульную презентацию образовательных программ и технологий; направления деятельности, реализующие стратегию амплификации развития детей с учетом индивидуального профиля обучения; портфолио детей и педагога, выставки творческих работ; согласование индивидуального маршрута развития ребенка с социальным заказом и ожиданиями семьи; мониторинг, отражающий промежуточные и итоговые результаты освоения индивидуальных образовательных программ, разработанных на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Направления амплификации (обогащения) развития: углубление знаний, обогащение опыта и развитие способностей; индивидуальный образовательный проект по интересующей ребенка теме или проблеме; развитие умения учиться, вооружение инструментарием (обучение приемам получения и переработки материала, работы с различными информационными источниками).
Инновационная технология портфолио Портфолио — способ накопления, фиксации, мониторинга и проектирования индивидуальных достижений ребенка (или взрослого человека) за определенный период времени. Портфолио — своеобразное зеркало основных достижений ребенка, в которое он может заглянуть и увидеть свое творческое отражение. Обычно понятие «портфолио» применяется в связи с понятием «творческое развитие», но в педагогике оно имеет более широкое значение, предусматривающее системный мониторинг общего развития ребенка.
Функции портфолио: диагностическая (фиксирует изменения, умственный и физический рост за определенный период времени); целеполагательная (поддерживает образовательные цели: чему мы обучаем ребенка и для чего); мотивационная (поощряет достигнутые ребенком результаты); содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ); развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году); рейтинговая (показывает диапазон навыков и умений).
Портфолио может составляться: на одного ребенка; на группу детского сада; другой детский коллектив; (музыкальный ансамбль, спортивный клуб и т.п .); на педагогический коллектив; конкретную семью.
Виды портфолио по способу хранения информации: классическое, создаваемое в виде папок, книжек, альбомов, дневников, картотек; электронное, предполагающее владение хотя бы основами компьютерной грамотности и располагающее уникальными возможностями для сбора, хранения и систематизации информации. интерактивное портфолио- раскраска на печатной основе интересна максимальной активностью ребенка, который раскрашивает картинки, вырезает и приклеивает изображения, прокладывает маршруты , вкладывает фотографии и т.д. Этот вид более удобен для родителей. Взрослые также включаются в ведение портфолио: ведут записи, делают комментарии, помогают ребенку выбрать новые материалы для творчества.
Алгоритм работы над портфолио: постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио; выявление вида его и способа хранения информации; выбор временного отрезка, когда будет собираться информация и «служить» портфолио; определение структуры портфолио (количество рубрик и их название); презентация и использование портфолио.
Цели создания портфолио: мониторинг основных достижений ребенка, отражающих уровень его общего развития и формирования интегративных качеств личности; сбор и обобщение информации о достижениях в каком то конкретном виде деятельности или по определенной линии развития; накопление информации за определенный период, благодаря чему можно увидеть путь развития ребенка или группы детей за определенный отрезок времени; тематическое портфолио, которое посвящается определенной теме и поэтому чаще используется для мониторинга достижений группы (творческого коллектива), а не отдельного ребенка.
Оформление и структура портфолио Для оформления детских портфолио потребуются архивные папки, предназначенные для долговременного использования, имеющие жесткую обложку и надежный механизм крепления вкладышей. Количество разделов может варьироваться от трех до 10— 20 и более. Так , вы можете начать работу тремя-пятью разделами, а затем расширить спектр освещаемых вопросов и соответственно дополнить количество разделов.
Рубрики детского портфолио: информация о ребенке: ФИО, дата и место рождения, адрес местожительства, сведения о родителях; детские работы (рисунки, коллажи, аппликации и др.), выполненные в организованных образовательных ситуациях; самостоятельное детское творчество (спонтанные рисунки и другие творческие работы, созданные в свободной художественной деятельности и отражающие индивидуальные интересы, увлечения, способности, достижения); фотографии детских творческих работ;
Рубрики детского портфолио: фотографии ребенка, увлеченного творческим процессом; дипломы, грамоты, свидетельства; газеты, журналы, буклеты (в т.ч . рукотворные), в которых представлены работы ребенка или описывается его творчество; высказывания ребенка о себе самом и своем творчестве; мониторинг художественного развития ребенка; программа индивидуального художественного развития.
Условия успешности портфолио: добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, оно может стать формальностью, лишней нагрузкой на педагога и детей; индивидуальный подход к ребенку и оформлению портфолио; удобство хранения. Весь материал его необходимо собирать, систематизировать и хранить так, чтобы было удобно использовать; систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает не просто хранение, а постоянное пополнение, изучение и анализ имеющихся материалов; взаимодействие взрослого и ребенка.
Проектирование индивидуальной стратегии образования ребенка в ДОУ В индивидуальной образовательной стратегии фиксируются ожидаемые результаты и ориентировочный срок выполнения программы , а в конце учебного года (или курса) делается заключение о выполнении индивидуальной образовательной программы . Взаимосвязь индивидуальных и групповых стратегий образования — важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в ДОУ. Деятельность педагога направляется на создание условий для осмысленного выбора и принятие детьми индивидуальной образовательной стратегии , индивидуальную помощь ребенку в планировании своей деятельности , консультирование по применению тех или иных информационных источников, игровых и дидактических пособий . Важнее не то, что знают и умеют выпускники ДОУ, а то, как они реализуют свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями . Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу , проводника в мир культуры . Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка как свободной личности в «умном», гибком, комфортном образовательном пространстве.
Педагогическая ситуация 1: В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
Педагогическая ситуация 2: Мальчик 5-ти лет гиперактивный . Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей. Нужно найти способ, чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания.
Педагогическая ситуация 3: Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитателю. Ваши действия?
Вариант 1. Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы. Вариант 2. Провести беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди. Вариант 3. Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо. Вариант 4. Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре). Вариант 5. Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.
Педагогическая ситуация 4: Мальчик, 7 лет. С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе». Ваши действия.
Вариант 1. Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети. Вариант 2. Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе. Вариант 3. Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.
Используемая литература: 1. Баттерворт Д., Харрис Ж, Принципы психологии развития М„ 2000. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте . Психологические очерки. М., 1991. 3. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. М., 2005. 4. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград, 1995. 5. Орлова Л. Портфолио до-школьника // Образовательный портал «Солнышко». Режим доступа : http://wAvw.solnet.ee/parents/ portfolio.html . 6. Управление дошкольным учреждением. №2/2014. с.83 7. http:// ped-kopilka.ru/blogs/melnikova/proektirovanie-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta-doshkolnika-po-socialno-lichnostnomu-razvitiyu.html 8. http://www.myshared.ru/slide/368338 / 9. http:// nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/03/25/razrabotka-individualnogo-obrazovatelnogo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-5049-1485026750.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
В статье рассматривается определение индивидуального образовательного маршрута, этапы построения и структурные компаненты....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-5049-1485026750.jpg)
Примеры индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников
В работе представлены примеры составленных индивидуальных маршрутов дошкольников испытывающих разные виды трудностей в развитии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-568258-1421940558.jpg)
Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ
Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/26/picture-349316-1435316754.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
Один из вариантов инд. обр. маршрута дошкольника....
Педагогический мониторинг образовательной деятельности, индивидуального образовательного маршрута дошкольника 3-7 лет в соответствии ФГОС ДО.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/12/picture-1057400-1676219883.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с особыми образовательными нуждами
Вариант лана подготовки ИОМ дошкольника. Вариант ИОМ дошкольника.Использовался в группе полной инклюзии в 2017-2018 учебном году....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/12/picture-1057400-1676219883.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с особыми образовательными нуждами
Вариант плана подготовки ИОМ дошкольника. Вариант ИОМ дошкольника.Использовался в группе полной инклюзии в 2017-2018 учебном году....