Отражение принципа индивидуализации в развивающей предметно-пространственной среде группы раннего возраста.
статья (младшая группа)

Гуменюк Ирина Владимира

Проблема индивидуализации творческая и на все случаи рецептов нет. В.А. Сухомлинский писал: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны». Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей раннего возраста.  Придя в детский сад ребенок, не умеющий читать, узнает свой шкафчик, кроватку, полотенце по картинке или фотографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrazhenie_printsipa_individualizatsii.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

   Отражение принципа индивидуализации в развивающей предметно-пространственной среде группы раннего возраста.

     Проблема индивидуализации творческая и на все случаи рецептов нет.

     В.А. Сухомлинский писал: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны».

     Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. 

 Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей раннего возраста.  

  Придя в детский сад ребенок, не умеющий читать, узнает свой шкафчик, кроватку, полотенце по картинке или фотографии.

   Зайдя в группу, малышей встречают их любимые игрушки. Которые хранятся в открытом доступе, для них выделена специальная полочка.

Не все дети одинаково развиваются и при выполнении определенных действий испытывают трудности.

 Поэтому индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает поддержку слабых и стимуляцию сильных сторон личности каждого ребенка. Например, для ребенка постарше и говорящего, опережающего в развитии сверстников, подобраны книги и пособия для более старшего возраста с его знакомой меточкой , в группе у нас один ребенок.

При моделировании среды группы учитываются игровые предпочтения мальчиков и девочек- учет полоролевых различий. Изначально машинки планировали убрать, так как пока один мальчик в группе. Но девочки активно ими пользуются, (мамы водители тоже есть в группе), поэтому девочки тоже катают машинки и возят там кукол, и кубики, и продукты/муляжи овощей и фруктов.

Совместно с родителями оформлен фотоальбом «Моя семья!» и папка раскладушка «Давайте познакомимся!»

    В системе организуются выставки творческих работ, сделанные руками детей и родителей, есть папка «Мое творчество», собираются в отдельные папочки все рисунки малышей. (Для формирования индивидуальной копилки творческих работ воспитанников группы, в уголке рисования)

     Оформлены стенды: «Наши именинники». В Приемной размещение уголка приветствия «Здравствуйте, я пришел!» для наших малышей: этот стенд играет большую роль в социализации ребенка, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых, Ребенок – личность, Член коллектива. (И помогает детям радоваться каждому приходу в детский сад. Теперь, когда наши малыши приходят в детский сад, они первым делом переворачивают свои меточки и говорят нам: «Я пришел!!!»). Ребенок – центральное лицо в детском коллективе.

   Отражение в среде принципа индивидуализации очень важна во время адаптации. Среда группы организована в виде разграниченных центров, которая позволяет выбирать детям интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Это решается наличием различных ширм и маркеров игрового пространства (-решают развивающие задачи: игровые, продуктивные, познавательно –исследовательские, коммуникативные) домик-теремок или прятолок, труба-норка, ширмы зонирования)

   Учет условий, обеспечивающих комфорт и эмоциональное благополучие детей создают уголок психологической разгрузки и уединения. В нашей группе мы их сделали в двух уголках. (Корзинка с познавательно исследовательской деятельностью, семейный альбом, мягкое кресло)

   С мягким матрасом и подушечками настроения, мягкими тактильными игрушками.

    У детей есть любимые уголки, где мы разместили меточки с их фотографиями, и они могут меняться по интересам детей.

  В зависимости от уровня сложности, по уровню сложности подобранно.

   Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого нашего млыша.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка "Формирование познавательных интересов дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста ДОО"

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...

Развивающая предметно- пространственная среда группы раннего возраста

ull;Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в МКДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарт...

Развивающая предметно – пространственная среда группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно – пространственная среда группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Развивающая предметно- пространственная среда группы (ранний возраст)

Призентация предметно- пространственой среды на начало учебного года...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Многофункциональный балансир, как элемент индивидуализации в развивающей предметно-пространственной среде

Актуальность использования балансира: упражнения в равновесии являются эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений, так как чем чаще меняется положение центра тяжести...