Отражение принципа индивидуализации в развивающей предметно-пространственной среде группы раннего возраста.
статья (младшая группа)
Проблема индивидуализации творческая и на все случаи рецептов нет. В.А. Сухомлинский писал: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны». Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей раннего возраста. Придя в детский сад ребенок, не умеющий читать, узнает свой шкафчик, кроватку, полотенце по картинке или фотографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrazhenie_printsipa_individualizatsii.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Отражение принципа индивидуализации в развивающей предметно-пространственной среде группы раннего возраста.
Проблема индивидуализации творческая и на все случаи рецептов нет.
В.А. Сухомлинский писал: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны».
Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей раннего возраста.
Придя в детский сад ребенок, не умеющий читать, узнает свой шкафчик, кроватку, полотенце по картинке или фотографии.
Зайдя в группу, малышей встречают их любимые игрушки. Которые хранятся в открытом доступе, для них выделена специальная полочка.
Не все дети одинаково развиваются и при выполнении определенных действий испытывают трудности.
Поэтому индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает поддержку слабых и стимуляцию сильных сторон личности каждого ребенка. Например, для ребенка постарше и говорящего, опережающего в развитии сверстников, подобраны книги и пособия для более старшего возраста с его знакомой меточкой , в группе у нас один ребенок.
При моделировании среды группы учитываются игровые предпочтения мальчиков и девочек- учет полоролевых различий. Изначально машинки планировали убрать, так как пока один мальчик в группе. Но девочки активно ими пользуются, (мамы водители тоже есть в группе), поэтому девочки тоже катают машинки и возят там кукол, и кубики, и продукты/муляжи овощей и фруктов.
Совместно с родителями оформлен фотоальбом «Моя семья!» и папка раскладушка «Давайте познакомимся!»
В системе организуются выставки творческих работ, сделанные руками детей и родителей, есть папка «Мое творчество», собираются в отдельные папочки все рисунки малышей. (Для формирования индивидуальной копилки творческих работ воспитанников группы, в уголке рисования)
Оформлены стенды: «Наши именинники». В Приемной размещение уголка приветствия «Здравствуйте, я пришел!» для наших малышей: этот стенд играет большую роль в социализации ребенка, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых, Ребенок – личность, Член коллектива. (И помогает детям радоваться каждому приходу в детский сад. Теперь, когда наши малыши приходят в детский сад, они первым делом переворачивают свои меточки и говорят нам: «Я пришел!!!»). Ребенок – центральное лицо в детском коллективе.
Отражение в среде принципа индивидуализации очень важна во время адаптации. Среда группы организована в виде разграниченных центров, которая позволяет выбирать детям интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Это решается наличием различных ширм и маркеров игрового пространства (-решают развивающие задачи: игровые, продуктивные, познавательно –исследовательские, коммуникативные) домик-теремок или прятолок, труба-норка, ширмы зонирования)
Учет условий, обеспечивающих комфорт и эмоциональное благополучие детей создают уголок психологической разгрузки и уединения. В нашей группе мы их сделали в двух уголках. (Корзинка с познавательно исследовательской деятельностью, семейный альбом, мягкое кресло)
С мягким матрасом и подушечками настроения, мягкими тактильными игрушками.
У детей есть любимые уголки, где мы разместили меточки с их фотографиями, и они могут меняться по интересам детей.
В зависимости от уровня сложности, по уровню сложности подобранно.
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого нашего млыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка "Формирование познавательных интересов дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста ДОО"
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...
Развивающая предметно- пространственная среда группы раннего возраста
ull;Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в МКДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарт...
Развивающая предметно – пространственная среда группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Развивающая предметно – пространственная среда группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...
Развивающая предметно- пространственная среда группы (ранний возраст)
Призентация предметно- пространственой среды на начало учебного года...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Многофункциональный балансир, как элемент индивидуализации в развивающей предметно-пространственной среде
Актуальность использования балансира: упражнения в равновесии являются эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений, так как чем чаще меняется положение центра тяжести...