Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (вторая группа раннего возраста)
проект (младшая группа)
Актуальность:
О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ребенка, так же знает большинство из нас.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.
Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Развитие мелкой моторики рук так же напрямую связано с мышлением, вниманием, наблюдательностью, памятью, воображением, координацией.
Цель проекта: развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_proekt_andriyanova_n_s_.docx | 367.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Радуга»
Проект по развитию мелкой моторики
«Ловкие пальчики» (вторая группа раннего возраста)
Подготовила:
Шимолина С.А.
с. Кулунда 2023 г.
«Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках их пальцев»
В. Д Сухомлинский
Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители .
Возраст детей: 2-3 года
Сроки проведения: долгосрочный сентябрь – май
Актуальность:
О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ребенка, так же знает большинство из нас.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.
Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Развитие мелкой моторики рук так же напрямую связано с мышлением, вниманием, наблюдательностью, памятью, воображением, координацией.
Цель проекта: развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных методов.
Задачи проекта:
- создание условий для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста;
- познакомить детей с разными методами и приемами для развития мелкой моторики;
- пополнить развивающую предметно-пространственную среду по сенсомоторному развитию дидактическими материалами;
- повысить уровень компетентности родителей по вопросу мелкой моторики путем привлечения их к реализации проекта.
Методы и приемы работы:
Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши), пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, пальчиковый театр, лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.), нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, губкой и т. д. конструирование (работа с конструктором ЛЕГО, кубиками), дидактические игры, шнуровка, игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки и т.д.), пазлы, мозаика.
Предполагаемый результат:
-увеличение словарного запаса детей, развитие более эмоциональной и выразительной речи детей;
-повышение интереса к пальчиковой гимнастике в повседневной жизни;
-улучшение моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи.
-получение родителями необходимых знаний по данной теме.
Этапы проекта:
Подготовительно-организационный этап:
-определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
-изучить методическую литературу;
-изучить игровые технологии, методы и приемы для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста;
-составить подборку дидактических игр, создание предметно-развивающей среды в группе;
-обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей;
Основной этап реализации проекта:
Время проведени я | Цель | Содержание | Результат |
Сентябрь | Выявить проблемы у детей второй группы раннего возраста по речевому развитию Работа с детьми | Мониторинг освоения ребенком основной общеобразовательной программы ДОУ Составить картотеку | В результате мониторинга были выявлены проблемы у детей второй группы раннего возраста по речевому развитию. Составлены индивидуальные маршруты для детей по теме проекта. Картотека |
Октябрь | Учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами | пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук | пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук |
Работа с семьёй Просвещение родителей. | Создание буклета «Как развивать мелкую моторику рук у детей 2–3 лет» | Буклет «Как развивать мелкую моторику рук у детей 2–3 лет» | |
Ноябрь | Работа с детьми Развивать у детей мелкую моторику, координацию движений | Составить картотеку игр на развитие мелкой моторики с крупами | Картотека игр для развития мелкой моторики |
Работа с семьёй Познакомить родителей с пальчиковыми играми для малышей. | Изготовление папки- передвижки «Пальчиковые игры для малышей». | Папка- передвижка «Пальчиковые игры для малышей». | |
Декабрь | Работа с детьми Научить детей выполнять ручной массаж кистей и пальцев рук | Создание развивающей среды – приобретение массажных шариков «Су-Джок», составление картотеки игр, упражнений, художественного слова. | Картотека пальчиковых игр с шариком «Су- Джок» и массажными кольцами. |
Работа с семьёй Познакомить родителей с Су- Джок терапией | Консультация для родителей «Использование Су- Джок терапии с детьми младшего дошкольного возраста» | Родительское собрание | |
Январь | Работа с детьми Обучение дидактической игре на развитие мелкой моторики Работа с семьёй Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки) | Пополнение дидактических игр -собери бусы -волшебные палочки -рисование по манке -игры с прищепками -дид. игра с крышками -забавная мозайка -игра со шнуровкой и др. | Дидактические игры: -собери бусы -волшебные палочки -рисование по манке -игры с прищепками -дид. игра с крышками -забавная мозайка -игра со шнуровкой и др. |
Февраль | Работа с детьми Научить детей пользоваться пальчиковым театром Работа с семьёй Привлечение родителей к работе по созданию пальчикового театра | Изготовление пальчикового театра к сказке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка». | Пальчиковый театр к сказке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка». |
Март Апрель | Подведение итогов по проекту | ||
Май | Повысить уровень педагогических знаний педагогов. | Отчёт о проделанной работе по проекту | Совместная деятельность «На поиски ключика» (взаимо- посещение) |
План работы по реализации проекта
Направления | Форма работы с детьми | Участники |
Познавательное развитие | -Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага); д/и с песком и водой; д/и с предметами дом. обихода; -д/и «Чудесный мешочек», д/и «Нарядные бусы», конструирование построек из кубиков разной величины | Воспита- тели, воспитан- ники |
Речевое развитие | заучивание потешек, сопровождающихся пальчиковыми играми «Замок», «Дружная семья», «Части тела», «Капуста», «Ботиночки», «Веселая мышка», «Мышь полезла», «Есть в лесу из бревен дом» | Воспитатели, воспитан- ники |
Социально- коммуникативное развитие | коллективное творчество – рисование пальчиками «Нарисуем солнышку лучики», игры с застежками, прищепками, крупой, пуговицами, крышками; мозаика, шнуровка, коллективные игры на развитие мелкой моторики «Веселая ложка», «Найди сюрприз», «Переложи игрушки» | Воспитатели, воспитан- ники |
Художественно- эстетическое развитие | рисование ладошками «Веселые картины», рисование пальчиками на крупе «Узоры на подносе»; -рисование ватными палочками «Покормим цыплят»; рисование губкой «Одуванчики» лепка «Веселые ежата»; пальчиковый и кукольный театр по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок» народные игры с ладошками | Воспитатели, воспитан- ники, музыкальный руководитель |
Физическое развитие
| - Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок (Репка, мышка, моя семья, зайчик, апельсин, счет, тесто, сороконожки, котик, дружба, пальчики здороваются, дождик, ушки – рожки) Массаж с растиранием пальчиков; Подвижные игры «Петушок», «Мишка косолапый», «Лягушата», «Аисты»; игры с массажным мячиком | Воспитатели, воспитан- ники. |
Форма работы с родителями: консультация для родителей «Ловкие пальчики – правильная речь»; привлечение родителей к участию в конкурсе «Театральная игрушка»: изготовление театра для детей любого вида; помощь в подготовке к презентации проекта – показу детьми кукольного театра по сказке «Репка»; папка – передвижка «Играем пальчиками» | Воспитатели, воспитанники, родители |
Приступая к основному этапу проекта, я собрала картотеку пальчиковой гимнастики по темам на весь учебный год.
Сентябрь «Умывалочка», «Мяч», «Это я!», «Вышел дождик на прогулку» Октябрь «Осенние листья», «Засолка капусты», «Слива», «Цветок»
Ноябрь «Утята», «Кто приехал?» «Много мебели в квартире», «Тарелка» Декабрь «Снежинки», «Кормушка», «Сидит белка на тележке», «Елочка» Январь «Зимние забавы», «Кот Царапка», «Я – художник»
Февраль «Перчатки», «Обувь», «Мяу – котенок», «Есть у нас драчливый гусь»
Март «Подарки», Приготовили обед», «Ходилочка», «Транспорт»
Апрель «Раз – весна.», «В зоопарке мы бродили», «Аквариум», Птенчики в гнезде»
Май «Помощники», «Мой город», «Пион», «Бабочка»
Изготовили «Информационный стенд для родителей», который содержит рекомендации по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях, приемы самомассажа и массажа, пальчиковые упражнения и игры.
Реализация основного этапа проекта включает в себя непосредственную работу с детьми группы, которая начинается с самомассажа. Например, прокатывания массажных мячиков между ладоней с обязательным проговариванием стихотворения «Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех!». Или самомассаж с использованием кольца Су Джок «Я колечко примеряю и совсем не забываю каждый пальчик нарядить, чтобы мне здоровой быть!». С использованием ребристого карандаша или аппликатора «Покатаем, покатаем, как устанем – перестанем».
Обязательным стало ежедневное проведение пальчиковой гимнастики, подобранной в соответствии с лексическими темами. Она проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке.
На основном этапе велась работа с детьми, включающая манипуляции с предметами. Для этого был подготовлен игровой материал, который дети используют в свободной деятельности. (Игры с природным материалом, игры с предметами домашнего обихода, игры с песком и водой; пальчиковый театр; дидактические игры; занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
Продуктивная деятельность
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность
Прогулка
Утренняя гимнастика
Самообслуживание
Логоритмика
Работа с родителями
Средства достижения поставленных задач:
применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;
информационные листы для родителей;
разучивание стихов, потешек;
использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.
Художественное слово.
Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно- развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Атрибуты, имеющиеся в группе:
прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
разноцветные ленточки;
«липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
макароны и шнурки для нанизывания и готовые шнуровки.
III. Заключительный этап:
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями.
Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи. Представленная система работы направлена не только на моторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельностью.
Исходя, из этого мной было принято решение продолжить работу по наполнению среды группы играми и пособиями, направленными развивать мелкую моторику рук ребенка, эстетически привлекательными, безопасными и интересными для детей.
Приложение
Мастер класс для родителей по художественно-эстетическому развитию
Уважаемые родители, я очень рада встрече с вами.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Дети с раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своих рисунках. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании находится у них на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его.
Многим известно о важности развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
В процессе рисования развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:
Обогащается словарь.
Происходит становление речи как средства общения.
Совершенствуются все функции речи.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Навыки изобразительной деятельности у детей слабо развиты. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Практика показала, что включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения.
Кроме этого, развивается сенсорная сфера, эстетическое мировосприятие, совершенствуются графические навыки и умения. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизируется самостоятельная мыслительная и речевая деятельность детей.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей любого возраста.
Сколько в мире интересных вещей и предметов (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, палочки, шишки, листочки и т. д., с помощью их можно развить интерес, любопытство, творчество, воображение и фантазию детей. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности. Он уже не боится, что у него что-то не получится. Немного нетрадиционной техники, доступной ребенку, и пятно на листе превращается в розового слона, белого медведя, бабочку, осенний лес и т. д. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, становится уверенным, умелым, совершенствуется моторика его рук и состояние речи.
Существует множество нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать в дошкольном возрасте:
рисование пальчиками
рисование ватными палочками
рисование ладошками
оттиск печатками
оттиск поролоном
свеча и акварель и многое другое.
Каждая из нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра. Основная цель - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы.
Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, формирует у детей потребность делиться впечатлениями.
А теперь, я предлагаю родителям немного поиграть. Приглашаю вас в
«Творческую мастерскую».
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Осеннее дерево»
(рисование пальчиками)
Цель: Ознакомить детей с нетрадиционным способом рисования - пальчиками.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей умению наносить точки легкими движениями, прикладывая пальчик к бумаге;
Познакомить детей с красками желтого и красного цвета; Закрепить знания об осени.
Развивающие:
Развивать ритмичность движений.
Закреплять знание основных цветов, побуждать детей называть их. Вызвать интерес к художественной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и окружающим предметам.
Словарная работа: осень, дождь, листопад, ветер, желтый, красный. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень», а также иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке. Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание букета из листьев и репродукции картины «Золотая осень», показ способа рисования пальчиком.
Словесные: художественное слово, вопросы, объяснения воспитателя.
Практические: помощь воспитателя каждому ребенку в освоении метода рисования пальчиком.
Материал: Лист бумаги с изображением дерева без листьев; гуашь красного, желтого, цвета; салфетки.
Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень». Образец – нарисованные деревья в осенних листьях.
Ход занятия:
В: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? Р: Осень.
В: Назовите ее приметы?
Р: Холодно, листья пожелтели, начали опадать, идут дожди, птицы улетают в теплые края.
В:Ребята, а вы знаете какого цвета бывают осенние листья на деревьях? (Показываю).
Р: Красного и желтого.
В: Когда подует ветер, листочки падают. Что происходит? Р: Листопад
В:Листопад, листопад, Листья падают, летят. Листья жёлтые кружатся,
И на землю все ложатся. (Е. Пименова)
Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину.
А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычным способом – пальчиками.
Вот на этом дереве мы сейчас с вами нарисуем листочки. (Окунаем кончик пальца в краску желтого или красного цвета и ставим отпечаток на листе бумаги). Вот листок, другой листок, еще… (Во время практического выполнения работы детьми воспитатель проводит индивидуальную работу с каждым ребенком.)
Итог:
В: Ребята, какие вы молодцы!
Какие замечательные рисунки у вас получились. У нас с вами получился настоящий листопад (рассматривание и обсуждение рисунков).
Консультация для родителей
«Ловкие пальчики — правильная речь»
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов
Развитие мелкой моторики, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух
– основные методы формирования правильной речи ребенка.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, тем самым активизируя речь ребенка. Таким образом, тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Уникальным средством развития речи являются пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируя моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Разучивание текстов с использованием
«пальчиковой» гимнастики стимулируют развитие мышления, внимания, воображения, воспитывают эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной. Также они дают пальчикам полноценный отдых, и кроме того, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стихи помогают детям снять моральное напряжение. Таким образом, использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
улучшить звукопроизношение и обогатить лексику;
подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят старшего дошкольного возраста;
развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
ориентироваться в пространстве;
если ребенок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.
Кроме пальчиковых игр полезен массаж и самомассаж пальцев рук. Самомассаж пальцев рук – стимуляция активных точек при помощи различных приспособлений: грецкие орехи, колючие шарики, валики, массажные мячи, су джоки, сухой бассейн. Упражнения с использованием эспандера способствуют развитию силы кисти и пальцев рук.
Конспект совместной деятельности по развитию мелкой моторики во второй младшей группе «На поиски ключика»
Цель: проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.
Задачи:
Учить детей различным приемам самомассажа;
Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями;
Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова;
Использовать в работе по развитию мелкой моторики приемы нетрадиционного рисования;
Воспитывать интерес к упражнениям с массажным мячиком Су-джок;
Формировать познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками, вызвать эмоциональный отклик от совершённых действий.
Оборудование: Массажные шарики Су – Джок, игрушки Ежик и Лиса,
«чудесный мешочек», сюрприз-коробочка с конфетами, ключик, поднос с манкой.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами собрались не просто так, вы любите играть, рисовать, разгадывать загадки, путешествовать? Я с собой принесла волшебный сундучок, но вот беда, ключик потеряла, а без него сундучок не откроется. Вы поможете мне его найти? Предлагаю Вам отправиться со мной в путешествие «На поиски ключика». Впереди нас с вами ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.
Пять да пять — родные братцы, Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку — Держат все они лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять».
Угадайте, как их звать? (Пальчики)
Воспитатель: Верно, эти помощники — наши пальчики. Наши пальчики дружные и послушные. Давайте покажем, как они умеют здороваться.
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю —
Я вас всех приветствую!
(Дети на каждую строчку стихотворения поочередно соединяют одноименные пальчики).
Воспитатель: Молодцы, пальчики размяли. Готовы к путешествию? Волшебный ключик мы найдём
Сундучок мы отопрём.
Сначала мы полетим на самолёте, заводим мотор, расправили крылья и полетели (передвигаясь по группе, прилетаем к первому столу).
Воспитатель: Ребята, когда я пришла сегодня утром, то я увидела у себя на столе эту открытку-приглашение. Нас приглашают в гости на день рождение.
Воспитатель: «Сундучок вы отопрёте, если рисовать начнёте» (Воспитатель выставляет на мольберт солнышко).
— Ребята, почему стало так светло и тепло? А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? У цветочка есть лепестки, а у солнышка лучики. А какое оно, солнышко? Если бы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, нарисуем солнышко, и тогда у нас будет еще светлее и теплее. (Дети подходят к подносу с манной крупой и образуют из манной крупы круг).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чего-то не хватает нашему солнышку? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, выполнили первое задание.
Воспитатель: Ну, что ж и здесь ключа не нашли, поедем с вами на машине, (имитация движений) открыли дверь сели в машину, взяли в руки руль и поехали. Стоп, приехали. Идем по группе подходим к елочке.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это? (ответы детей)
Воспитатель: Какого цвета елочка? (ответы детей)
Воспитатель: А под елочкой кто-то прячется? Давайте посмотрим.
Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, кто прячется под елочкой.
Он со всех сторон колючий, На нём иголки просто кучей. Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку Носик у него курносый
А характер тихий, но упорный По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся, это… ёжик (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)
Воспитатель: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик? (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный) Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)
Воспитатель: Ребята, Ежик принёс нам волшебный мешочек. Хотите узнать, что в нем? Возьмите из мешочка по одному предмету (дети достают из мешочка шарик Су- Джок).
Воспитатель: Ежик мне рассказал, что ему очень нравятся эти разноцветные колючие шарики, но он совсем не знает, как с ними играть. Чудесный шарик, не простой, он колючий, вот какой! Давайте поиграем с шариками и научим нашим играм Ежика.
Пальчиковая гимнастика с элементами Су-джок терапии
По ладошке прыг да скок Ловко прыгает Су – джок!
На спине иголки носит, пользу пальчикам приносит. Ловко прыгает наш шарик, он не больно колет пальчик Взад – вперед катается, с нами занимается.
«Чудесный мячик»
Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю, Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Каждым пальчиком прижму И другой рукой начну»
Воспитатель: А теперь прокрутите шарик, откройте его и достаньте пружинку. Поиграем с ней. Приготовьте одну ручку, на каждую строчку стиха надеваем пружинку.
«Игры с пружинкой»
- Мальчик-пальчик, Где ты был?
(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су Джок на мизинец)
Воспитатель: А ежик говорит вам большое спасибо, за то, что мы с ним поиграли. А еще он отдал нам ключик от нашего волшебного сундучка.
Воспитатель: Ура, вот ключик. Выполнили все задания, что мы делали, на чём передвигались? (На самолёте, на лодке плыли, на машине ехали. Отгадали загадки, нарисовали солнышко, стало светло и тепло, поиграли с ежиком).
Давайте откроем сундучок. Где наш ключик дорогой, Сундучок скорей открой, Что внутри ты покажи
И ребяткам подари.
Сундучок наш, наконец, Свою крышку приподнял! Что же он от нас скрывал? Да здесь конфетки лежат Для ребят и для девчат!
(Воспитатель открывает сундучок и обнаруживает в нем конфеты).
— Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все задания. А выполнить все задания нам помогли наши волшебные помощники — наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, не лениться. Молодцы, ребята.
Список использованной литературы и интернет ресурсов:
- Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
- Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
- Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
- Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 3-4 года»
- Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»
- Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
- https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-raboty-po-razvitiyu-melkoi-motoriki- vtoraja-mladshaja-grupa.html
- Тимофеева Е. Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007
- Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом
«Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие мелкой моторики у детей в группе раннего возраста
Игры на развитие мелкой моторики у детей от 2 до 3 лет(пальчиковые игры)...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук во 2 группе раннего возраста на тему: «В поисках колобка».
Цель: развитие мелкой моторики в разных видах деятельности.Задачи.Обучающие:Закрепить знания детей о знакомой сказке, расширить и активизировать словарный запас, учить называть характерные признаки жи...
Перспективный план по развитию мелкой моторики рук у детей группы раннего возраста
Представлен перспективный план работы с детьми раннего вохраста по развитию мелкой моторики...
Перспективный план по взаимодействию с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей группы раннего возраста №5 «Пчелки» на 2018-2019 учебный год
Представлен перспективный план по взаимодействию с родителями по развитию мелкой моторики у детей ясельной группы...
Педагогический проект на тему:«Развитие мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста».
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше ...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук во второй группе раннего возраста «Путешествие в зимний лес»
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук во второй группе раннего возраста «Путешествие в зимний лес»...
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста.Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста.Для диагностик...