Родительское собрание «Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду и дома как средство развития познавательной активности»
методическая разработка
Цель: повысить уровень знаний родителей о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях, как средства развития познавательной активности у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_opytno_-_eksperimentalnaya_deyatelnost.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду и дома как средство развития познавательной активности»
Цель: повысить уровень знаний родителей о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях, как средства развития познавательной активности у детей
Задачи:
1. Вызвать у родителей интерес к детскому экспериментированию
2. Дать информацию о детской любознательности
3. Дать информацию по опытам в домашних условиях
4. Развивать познавательный интерес к окружающему, самостоятельность, активность, детей старшего дошкольного возраста
Повестка дня:
- Организационный момент
- «Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду и дома как средство развития познавательной активности»
- Практическая часть
Ход собрания
- Организационный момент
Родители воспитанников рассаживаются, столы расславлены полукругом.
-Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы детского экспериментирования в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение.
Огласить повестку дня.
- Основная часть
Что такое экспериментирование?
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.
Цель экспериментальной деятельности:
Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Игровая и экспериментальная деятельность являются ведущим видом деятельности в развитии дошкольника. Само слово «эксперимент уже вызывает интерес. Вот именно поэтому мы и применяем в работе с детьми поисково - исследовательскую деятельность для всестороннего развития дошкольников, для достижения наилучших результатов в процессе познания окружающего мира.
Наши знания не укладываются в рамки понятия «занятие». Это игры, опыты, проводимые с детьми. Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается:
• мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
• воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть)
• внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
• речь (в процессе рассуждений, анализирования, выводов);
• мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь.
Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся, обмениваются опытом, знаниями, переживаниями с родителями и сверстниками, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.
Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда, почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.
И в этом должны помогать не только воспитатели, но и вы родители.
Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
Во-первых, самому быть любопытным.
Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований : по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях? На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутри - вам откроется мир чудесных превращений!
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон
Какими бы ни были интересными рассказы взрослого, ребёнок быстро устаёт слушать и наблюдать. Во время экспериментирования у ребенка сохраняется высокий интерес к деятельности, возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры он учится ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы.
В процессе взросления ребенка, взрослый должен расширять границы возможного исследования ребенка, поддерживать его любознательность, развивать, поощрять интерес к окружающему миру и создавать все необходимые условия для формирования познавательной активности и потребности к самостоятельной исследовательской деятельности.
Поэтому один из эффективных методов развития детской любознательности-экспериментирование.
Сегодня я хочу вас познакомить с серией несложных опытов. Но прежде, чем мы с вами приступим к работе, вспомним о правилах безопасности.
1. Будьте предельно осторожны при проведении экспериментов, в которых используются лекарства или химические реактивы!
2. Не оставляйте детей наедине с ними!
3. Следите, чтобы результаты химических экспериментов не оказались плачевными.
- Практическая часть
А сейчас мы вам покажем некоторые приемы. Мы вместе с вами освоим опыты, которые помогут расширить кругозор детей, занять их познавательным делом, да и просто развлечься. А начну я с народной мудрости – «Лучше один раз увидеть - чем сто раз услышать».
Прежде чем мы с вами приступим к проведению опытов, давайте с вами немного добавим улыбок на наши лица.
Игра на раскрепощение «Имя – Движение»
Участники встают в круг. Начинает игру ведущий, он говорит: «Меня зовут Маша, и я умею делать вот так (показывает какое – то оригинальное движение). Второй участник повторяет имя и движение первого: «Её зовут Маша, и она умеет делать вот так…, а меня зовут Игорь, и я умею делать вот так (показывает своё движение). Третий участник повторяет имена и движения двух предыдущих и добавляет своё, и так до тех пор, пока последний участник не назовёт своё имя и не прибавит к нему движение.
Опыт с водой
Опыт «Куда делись чернила»
Налейте в стакан воды добавьте немного любой краски.
Какая стала вода? Бросьте таблетку активированного угля. Что произошло? Как вы думаете почему? Активированный уголь очистил воду.
Вывод. У многих из вас дома есть фильтры для очищения воды, вот так же они очищают воду от вредных веществ.
Опыт с магнитом
Опыт «Как достать скрепку не намочив рук?»
Налейте в тарелку немного воды, опустите в нее скрепку. А теперь подумайте, как можно достать скрепку не намочив рук. В итоге опыта скрепка достается магнитом.
Вывод: магнит имеет свойства притягивать металлические предметы.
Опыт с крахмалом
Опыт «Неньютоновская жидкость»
Мы приготовим неньютоновскую жидкость. Неньютоновская жидкость – это жидкость, которая ведет себя не по правилам! Для этого опыта нам понадобится крахмал, вода и емкость для приготовления. Для этого мы смешиваем крахмал и воду руками до получения однородной массы. Обратите внимание на то, что размешивать в начале будет нелегко. Она должна получить консистенцию как теста для блинов. Все! Неньютоновская жидкость готова - можно играть! Какого она цвета? Запаха? Что вы ощущаете, когда опускаете в нее руки? Какая она на ощупь? Вам приятно к ней прикасаться?
Она пластична, двигается как живая! энергично катаем комок - жидкость становится твердой; на долю секунды расслабили пальцы - жидкость тут же растекается! При быстром и резком взаимодействии она становится похожей на твердое тело, а при медленном воздействии становится жидкостью. То есть, при течении её вязкость зависит от градиента скорости.
Вывод: Если на эту жидкость с силой воздействовать, то она приобретает свойства твердого вещества. По этой жидкости можно даже бегать, но если замедлить действие, то человек сразу же погружается в жидкость.
Также мы предлагаем, вам, посмотреть видео, на котором дети экспериментируют с водой и бумагой. Где отчетливо видно, что экспериментирование детям очень нравится, вызывает бурю эмоций.
Опыт с воздухом и водой
Опыт «Вода с горкой»
Оборудование: стакан, вода и монеты. Наливаем в стакан прохладную воду до краёв. Затем аккуратно опускаем по одной монетке в воду. Результат: вода в стакане поднялась над поверхностью, но не вылилась на стол, а поднялась горкой, своеобразной водяной линзой, над краями стакана.
Вывод: «виновато» поверхностное натяжение воды. Эта сила возникает на границе воды и воздуха.
- Заключение
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Своё выступление хочется закончить китайским изречением: «То, что я услышал, я забыл. То, что я делал, я знаю!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в детском саду»(обмен опытом)
презентация по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду...
Опыт работы по теме « Исследовательская и экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития познавательной активности»
Обобщение опыта работы по исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект родительского собрания «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду и дома»
Цель:повысить уровень знаний родителей о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях, как средства развития познавательной активности у детейЗадачи:1. ...
Проект "Опытно -экспериментальная деятельность в детском саду и дома"
Это актуальная проблема в наше время. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, а соответственно - быстрее и полноценнее развиваются вс...
Конспект родительского собрания "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду"
Здравствуйте! К вашему вниманию, хочу представить конспект родительского собрания в младшей группе на тему "опытно - экспериментальная деятельность в детском саду". ...
«Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду и дома как средство развития познавательной активности»
Повысить уровень знаний родителей о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях, как средства развития познавательной активности у детей...
- Мне нравится (1)