Развитие речи Подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Карпинчик Татьяна Алексеевна

Конспект занятия для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_sostavlenie_rasskaza_po_skorogovorke.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия из области «Коммуникативное развитие»

на тему: «Составление рассказа по скороговорке»

Цели:

Связная речь:

· учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы.

Грамматика:

· упражнять детей в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа;

· закреплять представление о том, что не всегда названия детёнышей можно образовать от названий самих животных;

· активизировать употребление в речи сложноподчинённых предложений.

Звуковая культура речи:

· учить вычленять слова со звуками [ш] и [ж] из предложения, чётко произносить фразы (скороговорки), насыщенные данными звуками;

· формировать умение произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шёпотом;

· учить делить трёхсложные слова на части, произнося каждую часть слова;

· учить определять последовательность звучания слогов в слове.

Оборудование:

ü Плюшевый медведь;

ü Фишки (по количеству детей - по 4шт.);

ü Счётные палочки;

ü Карандаши (Сувенир);

ü Магнитная доска, магниты.

ü Карточки (с отгадками - для загадок).

Ход НОД:

Воспитатель: Послушайте стихотворение Татьяны Волжиной «Где чей дом»:

Воробей живёт под крышей.

В тёплой норке - домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

Домик Пеночки в саду.

Эй, цыплёнок, где твой дом? -

Он у мамы под крылом.

Воспитатель: Про что это стихотворение?

Д: Про дома; Про то, кто где живёт.

Воспитатель: Про чьи дома рассказывается?

Д: Про дома Воробья, мыши, лягушки, цыплёнка.

Воспитатель: А ещё, говорится о домике Пеночки. Пеночка - птичка, живёт она в саду. Вместе с папой воробьём живут: под крышей малыши…. во…

Д: …робьишки.

(Дети называют начало слова хором по подсказке воспитателя, либо самостоятельно.)

Воспитатель: В пруду домик лягушки и ля…

Д:…гушат

Воспитатель: Домик цыплёнка у мамы под крылом. У курицы много… цып…

Д:…лят.

Воспитатель: А у Пеночки птенцы также называются - Пеночки. Один птенчик - Пеночка, много - пе…

Д: …ночки.

Воспитатель: Какие ещё птенцы называются так же, как и взрослые птицы? Лас…

Д:..точки.

Воспитатель: Си…

Д:…нички.

Воспитатель: Один птенчик - Лас…

Д:..точка.

Воспитатель: Много - Лас…

Д:…точки.

Воспитатель: Одна Си…

Д:…ничка.

Воспитатель: Много - Си…

Д:…нички.

Воспитатель: Каких ещё птиц и птенцов вы знаете?

Д: (отвечают самостоятельно, по желанию. За каждый правильный ответ ребёнок получает «фишку». Подводя итог, воспитатель подсчитывает, у кого больше фишек и сколько их всего.)

Физкультминутка:

Воспитатель: Мы с вами подустали и пора нам отдохнуть!

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«Клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили
(Изображают)
Птички летают, поют
(Машут руками)
Зёрнышки клюют
(Наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели
(«Улетают», садятся)

Воспитатель: А теперь, послушайте и отгадайте загадку:

Вот иголки и булавки

Выползают из - под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Д: Ёжик.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это ёжик?

Д: (отвечают). (Выставляется картинка на магнитную доску).

Воспитатель: Какой знакомый звук есть в отгадке: ж или ш?

Д: Звук ж.

Воспитатель: Произнесите слово так, чтобы слышался звук ж?

Д: Ёжжжик.

Воспитатель: Отгадайте другую загадку:

Маленькие ножки,

Боится кошки,

Живёт в норке,

Любит корки.

Д: Мышка.

Воспитатель: Почему выдумаете, что это мышка?

Д: (отвечают). (Выставляется картинка на магнитную доску).

Воспитатель: Какой здесь знакомый звук - ш или ж?

Д: Звук ш.

Воспитатель: Произнесите этот звук в слове протяжно.

Д: Мышшшка.

Воспитатель: Я прочту стихотворение, в котором очень часто встречается знакомый вам звук. Послушайте внимательно, и скажите, какой звук чаще всего встречается в стихотворении:

Мышонку шепчет мышь:

-Ты все шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише.

Д: (отвечают).

Воспитатель: Придумайте рассказ про мышонка, который не спал.

(Воспитатель спрашивает 2- 3 детей).

Воспитатель: Послушайте ещё одно стихотворение:

Жук упал, и встать не может.

Ждёт он, кто ему поможет.

Воспитатель: Придумайте рассказ про жука. Как он упал? Что с ним случилось? Кто ему помог?

(Воспитатель спрашивает 2- 3 детей).

Воспитатель: А теперь, послушайте пожалуйста скороговорку:

«Хорош пирожок, внутри творожок»

Воспитатель: Давайте повторим её хором.

Д: (повторяют).

Воспитатель: А теперь, повторяем её медленно и громко.

Д: (повторяют).

Воспитатель: А теперь - тихо.

Д: (повторяют).

Воспитатель:…. - повтори скороговорку шёпотом, быстро.

(Воспитатель спрашивает 2- 3 детей).

Воспитатель: Мы с вами подустали. Пора нам отдохнуть!

Физкультминутка:

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так
(круговые движения головой)
Головой своей крутили

Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
(поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали

А потом они ходили
(ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили
(наклоны туловища вперед)

А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.

Д: (Присаживаются за столы).

Воспитатель: А следующее задание для вас приготовил «Мишка» (Воспитатель говорит от имени игрушечного мишки).

М: Отгадайте, что я больше всего люблю?

Д: Мёд, малину.

Воспитатель: Послушайте это слово: Мааалииинааа. Сколько в нём частей?

Д: Три.

Воспитатель: Давайте посчитаем вместе: мааа - лиии - нааа. (При произношении каждой части дети кладут перед собой счётную палочку). Какая первая часть слова?

Д: Ма.

Воспитатель: Какая вторая?

Д: Ли.

Воспитатель: Третья?

Д: На.

Воспитатель: Сколько частей в слове малина?

Д: В слове малина всего три части.

Воспитатель: А сейчас, я загадаю вам ещё одну загадку. Послушайте очень внимательно:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Д: Машина. (Выставляется картинка на магнитную доску).

Воспитатель: Послушайте слова: мааашииинааа. Сколько в нём частей?

Д: Три.

Воспитатель: Давайте посчитаем вместе: мааа - шиии - нааа.

(Дети «прохлопывают» слово; при произношении каждой части дети кладут перед собой счётную палочку.)

Воспитатель: Какая первая часть слова?

Д: Ма.

Воспитатель: Какая вторая?

Д: Ши.

Воспитатель: Третья?

Д: На.

Воспитатель: Сколько частей в слове машина?

Д: В слове машина всего три части.

Воспитатель: Молодцы ребятки!

М: (Подводит итог занятия, награждает тех детей, которые набрали большее количество «фишек»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: "Правильная речь детей — залог успешной учебы в школе"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...