Развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью игр и игровых упражнений
консультация (средняя группа)
Во время проведения игр дети через мимику и интонационно изображают проявление эмоций: радость, страх, грусть, удивление и др. На развитие эмоциональной сферы ребёнка важную роль оказывала художественная литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью игр и игровых упражнений
Возраст 4-5 лет считается переходным от младшего к старшему, в котором наблюдается неустойчивость эмоционального состояния ребенка. Игра и игровые упражнения способствуют успешному овладению достаточно широким спектром эмоций: радости, страха, ревности, грусти, жалости, гнева, бодрости, нежности, застенчивости, удивления, удовольствия и т. д. Дошкольники уже в состоянии через мимику и интонацию изображать проявление данных чувств.
Целенаправленно и планомерно дошкольники знакомятся с разнообразием человеческих эмоций, их проявлением и мимическим выражением посредством тесного переплетения театрализованных этюдов и коммуникативных игровых упражнений: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Зеркало», «Поварята» и другие.
На развитие эмоциональной сферы ребёнка важную роль оказывает художественная литература. Яркие эмоции дошкольник испытывает, когда сравнивает себя с положительными героями, переживает за них. Знакомство с эмоциями происходит посредством обыгрывания основанных на сказочных сюжетах, а также бытовых историях, доступных пониманию дошкольников. Детям данного возраста легче оценивать эмоциональное состояние литературных героев, понимая причину их возникновения. Например, сказка «Кот, петух и лиса» знакомит детей с радостным настроением лисы, которая украла Петушка, злостью Кота и страхом самого Петушка. В конце сказки эмоции персонажей сменяются на радостные у Кота и Петушка, огорчение у Лисы. После чтения сказки дошкольники рисуют смайлики с различными мимическими выражениями и определяли их схожесть с проявлением эмоций персонажей сказки на разных этапах повествования. По сюжетным картинкам дошкольники вспоминают содержание сказки «Заюшкина избушка» и определяют разнообразие эмоций Лисы и Зайца. Что же надо сделать, чтобы решить проблему плачущего Зайчика? Какие эмоции вы испытываете, когда видите печального Зайца? Таким образом, воспитатель подводит к оцениванию своих собственных эмоций. На основе сказок и рассказов были составленные игры «Злой или добрый?», «Из какой сказки герой?», «С кем бы ты хотел подружиться?» и другие. Желание изобразить персонажи из художественной литературы приводит дошкольников к театрализованной игре, когда игра для себя перерастает в игру, ориентированную на зрителя.
У пятилетнего ребенка зарождается моральное сознание. Он начинает понимать смысл предъявляемых ему требований и соотносить их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков у ребёнка появляется радость и удовлетворение посредством таких игр, как «Вежливые слова», «Дружба начинается с улыбки», «Доброе животное» и другие.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка зарождается более спокойный эмоциональный фон восприятия, характеризующийся проявлением эмоций по цепочке: желание – представление - действие - эмоция. У дошкольника появился новый мотив для действий: умение предвидеть и предвосхитить будущий результат. Он уже был способен адекватно оценить свое поведение, а также подчиняться нравственному мотиву не только по требованию взрослого, но и по собственному представлению и эмоциональному состоянию. Умению определять свое настроение, превращать злые эмоции на добрые способствовали игры: «Радуга настроений», «Волшебные очки», «Камушек в ботинке» и другие.
Осознанию своего эмоционального состояния и отношения к нему способствуют игры и упражнения на их словесное описание, а также изображение в рисунке «На что похоже настроение?», «Рисуем цвет эмоции», «Цветное настроение».
Игра «Что было бы, если…» заставляет дошкольников фантазировать, придумывать, воображать. При этом эмоциональная сфера чутко реагирует на детскую фантазию, доставляя ему удовольствие и осознание своих сильных и слабых сторон. Например, воспитатель предлагает детям представить себе, что у них в руке волшебная палочка…Первые желания всегда относятся к личным потребностям, потом дети вспоминают о своих родных и близких, но не всегда. Потому что в старшем возрасте дошкольники учатся регулировать свои эмоции и в этом им помогают такие упражнения «Надуем мячи», «Часики эмоций», «Прогулка в лесу».
Понять настроение другого ребенка помогают игры «Глаза в глаза», «Узнай, кто это». Примерив шляпу старухи Шапокляк, ребенок ощущает в себе желание совершить какую – либо гадость, а сняв ее, становится добрым и веселым.
Театрализованные игры предоставляют ребенку возможность освоить модель правильного поведения в современном мире, перевоплотившись в актера, режиссера, декоратора, музыканта и даже поэта. При инсценировке художественных произведений дети стараются подражать поведению персонажей с помощью голоса, мимики, жестов. Коммуникативные игры «Азбука настроений», «Угадай эмоции» ориентируют старших дошкольников на внешнее проявление той или иной эмоции. Театрализованные этюды упражняют в передаче эмоционального состояния, например, «Ласковый котенок», «Сердитый пес Барбос», «Баба Яга», «Живая шляпа» и другие. Проигрывая ролевые ситуации, дети стремятся передать голосом, мимикой, жестами всю гамму переживаемых чувств персонажа, проникаясь его эмоциональным состоянием, сопереживая ему.
В результате в группе уменьшилась конфликтность среди детей, дошкольники свободно стали выражать свои эмоции с помощью слов, мимики и жестов.
Список литературы:
- Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта [Текст] / И.Н. Андреева. М.: ВНУ, 2018 .- 288с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-irina-andreeva/90368-azbuka-emocionalnogo-intellekta-irina-andreeva/read/page-1.html (Дата обращения 11.10.2019).
- Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. // Собр. соч., Т. [Электронный ресурс]: http://www.youblisher.com/p/186456-Vyigotskiy-L-S-Emotsii-i-ih-razvitie- v-detskom-vozraste-L-S-Vyigotskiy-Lektsii-po-psihologii-SPb-Soyuz-1997- 144-s/ 10. (Дата обращения 8.10.2020).
- Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. №13. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/147/40819/ (Дата обращения 01.03.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать вы...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Цветотерапия.Картотека упражнений.
Красный цвет.Упражнение №1 Цель: коррекция страхов, инертности, апатии.Ход: в пластиковые тарелки налить пальчиковую краску красного цвета. Под музыку мизинцами левой руки и правой руки...
6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей
Способность правильно распознавать свои эмоции и управлять ими – залог и профессионального успеха, и счастливой жизни. Поэтому важно развивать эмоциональный интеллект, и начинать нужно с раннего...
15 игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей от 5 лет
15 игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей от 5 лет 1. Коробочка счастьяЭта игра развивает не только EQ, но и воображение, а так же память. Создайт...
15 игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей от 5 лет
15 игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей от 5 лет 1. Коробочка счастьяЭта игра развивает не только EQ, но и воображение, а так же память. С...
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужиеэмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать...
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ
В данной картотеке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста 5-6 лет. Эти методические материалы включают в себя игры и у...