Педагогический проект "Как формировать самостоятельность у детей 3 - 4 лет?"
проект (младшая группа)
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности у детей 2-й младшей группы всегда была и будет актуальной. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Упражнения в самостоятельности формируют волю ребенка, уверенность в своих силах и независимость от взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_kak_razvivat_u_rebenka_samostoyatelnost.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект воспитателей 2-й младшей группы №8 «Мультяшки»
Соколовой С.В, Панурьевой А.Л.
«Как развивать самостоятельность у детей 3- 4 лет?»
Актуальность. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности у детей 2-й младшей группы всегда была и будет актуальной. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Упражнения в самостоятельности формируют волю ребенка, уверенность в своих силах и независимость от взрослого.
Работа по развитию самостоятельности должна проводиться в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, в процессе формирования навыков самообслуживания, а так же в процессе оказания детьми посильной помощи взрослым.
Однако, исходя из наших наблюдений за детьми в течение всего дня в детском саду, их активностью и самостоятельностью во время переодевания, выполнения гигиенических процедур, а так же основываясь на беседах с родителями о самостоятельности детей дома, мы сделали вывод о том, что дети недостаточно самостоятельны и активны в самообслуживании и гигиене в саду. И еще менее самостоятельны дома.
Проблема: недостаточное развитие самостоятельности и активности детей в процессе самообслуживания и выполнения гигиенических процедур. Родители не уделяют достаточного времени для формирования самостоятельности, активности и навыков самообслуживания у детей, предпочитая сделать за ребенка.
Данную проблему мы постарались решить с помощью педагогического проекта «Как развивать самостоятельность у детей 3- 4 лет?»
Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта: краткосрочный.
Срок проекта: 17 апреля – 15 мая.
Участники проекта: воспитатели Соколова С.В., Панурьева А.Л, воспитанники 2-й младшей группы №8 «Мультяшки», родители.
Проект включает в себя следующие этапы: этап планирования, практический, аналитический и заключительный.
На первом этапе была определена проблема, тема проекта, сформирована гипотеза, поставлена цель и определены задачи для каждых участников проекта.
Гипотеза: при совместной активной работе в детском саду и дома развитие самостоятельности детей при самообслуживании и выполнении гигиенических процедур происходит быстрее.
Цель проекта: развивать самостоятельность и активность детей в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур и оказания помощи взрослым.
Задачи для воспитателей:
- Развивать самостоятельность детей в процессе выполнения культурно-гигиенических процедур;
- Формировать навыки самообслуживания в процессе переодевания;
- Развивать самостоятельность и инициативность детей во время оказания посильной помощи; воспитывать желание помочь взрослым или сверстникам;
- Воспитывать чувство удовлетворения от самостоятельно выполненного действия;
- Донести до родителей необходимость развития самостоятельности детей дома;
- Направить работу родителей по развитию самостоятельности детей в домашних условиях.
Задачи для родителей:
- Понять необходимость развития самостоятельности у ребенка;
- Способствовать формированию навыков самообслуживания и самостоятельности во время переодевания, в процессе выполнения культурно-гигиенических процедур и оказании посильной помощи взрослым;
- Активно сотрудничать с воспитателями в решении данной проблемы;
- Принять участие в планировании работы по данной проблеме.
Задачи для детей:
- Научиться самостоятельно снимать и одевать некоторые предметы одежды;
- Научиться самостоятельно выворачивать одежду и аккуратно складывать одежду на стульчике или в шкафу;
- Продолжать формировать умение тщательно мыть руки, умываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком;
- Оказывать посильную помощь взрослым или сверстникам.
Сформировав гипотезу и определив цели и задачи мы перешли ко второму этапу – практическому, на котором была проведена первичная диагностика, определено содержание нашей работы и подготовлен необходимый материал.
Практическую часть мы начали с анкетирования родителей с целью определить насколько дети самостоятельны дома и развивают ли родители навык самостоятельности. А также мы попросили родителей внести свои предложения в планирование работы по развитию самостоятельности детей в детском саду. (Приложение 1)
Предложение родителей:
- проводить воспитателям мастер-классы с детьми и показать как надо нужно правильно одеваться, складывать одежду, мыть руки и умываться;
- провести подвижную игру «Оденемся на скорость»;
- использовать схемы-алгоритмы одевания и умывания;
- предложить детям оказывать помощь друг другу;
- провести сюжетные игры «Одень куколку», «Накормим игрушки»;
- привлекать детей к помощи взрослым в группе (например, протирать пыль);
- проводить подобные проекты в дальнейшем.
К сожалению не все родители пожелали принять участие в планировании работы по проекту, однако некоторые пожелания мы получили и с удовольствием учли при планировании содержания нашей работы.
Мероприятия | Задачи | Сроки | Ответственные |
Анкетирование родителей «Самостоятельный ребенок» (Приложение 1) | Узнать насколько дети самостоятельны дома и готовы ли родители совместными усилиями развивать самостоятельность у детей. Привлечь родителей к планированию работы в детском саду по развитию самостоятельности детей. | 1 неделя | Воспитатели, родители. |
Игровая ситуация «Мишка ленится» | Развивать желание детей самостоятельно одеваться на прогулку; развивать силу воли; воспитывать чувство самоудовлетворенности от самостоятельно выполненной работы. | Воспитатели | |
Мастер-класс «Чисто моем руки» | Формирование умение самостоятельно тщательно намыливать руки мылом и смывать водой; воспитывать желание следить на чистотой своих рук и лица. | Воспитатели | |
Игровая ситуация «Кукла-неряха» | Развивать умение аккуратно и самостоятельно развешивать одежду на стульчике; воспитывать аккуратность. | Воспитатели | |
Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?» | Дать представление родителям о способах формирования у детей навыков самообслуживания в процессе переодевания. | Воспитатели, родители | |
Индивидуальные беседы с родителями о формировании навыков самообслуживания у детей в процессе переодевания. | Дать представление родителям о способах формирования у детей навыков самообслуживания в процессе переодевания. | Воспитатели, родители | |
Беседа «Надо маме помогать» | Развивать у детей представление о том, чем они могут помочь родным; воспитывать желание оказать посильную помощь. | Воспитатели | |
Сюжетная игра «Ждем гостей» | Формировать умение самостоятельно ставить на стол столовые приборы, оказывать посильную помощь взрослым в сервировке стола; воспитывать гостеприимство. | Воспитатели | |
Индивидуальные просьбы родителей сделать видеоролик о своем опыте в развитии самостоятельности ребенка дома. | Привлечь родителей поделиться собственным опытом по развитию самостоятельности в процессе одевания, культурно-гигиенических процедур и помощи родителям. | 2 неделя | Воспитатели, родители. |
Мастер-класс «Учимся снимать и одевать кофту» | Формировать умение снимать кофты и свитера самостоятельно через голову и одевать их, правильно вставляя руки в рукава; воспитывать активность, силу воли и терпение. | Воспитатели. | |
Дидактическая игра «Большая стирка» | Формировать умение самостоятельно подвешивать вещи на щипчиках, развивать мелкую моторику, закреплять цвета, воспитывать оказать посильную помощь взрослому. | Воспитатели | |
Сюжетная игра «Собираем куклу на прогулку» | Продолжать формировать представление об алгоритме и последовательности одевания, развивать желание оказать помощь ближнему, воспитывать чувство самоудовлетворения от самостоятельно выполненной работы. | Воспитатели | |
Мастер-класс «Дружные ботиночки» | Развивать представление о правом и левом ботинках, формировать умение правильно одевать обувь («на ту ногу»), ориентируясь на картинку-подсказку; воспитывать желание обуваться самостоятельно без помощи взрослого. | Воспитатели | |
Трудовая деятельность «Вытираем пыль» | Развивать навыки самостоятельной трудовой деятельности, воспитывать желание самостоятельно оказывать помощь взрослому, проявлять активность. | Воспитатель | |
Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и инициативы детей 3-4 лет в сюжетно-ролевой игре» | Формировать у родителей представление о том, как сформировать у ребенка навыки самостоятельности в процессе игры. | 3 неделя | Воспитатели, родители |
Чтение стихотворения Е.Благининой «Не мешайте мне трудиться» | Формировать умение внимательно слушать стихотворение, понимать о чем в нем говорится, отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать желание оказывать посильную помощь и уважать чужой труд. | Воспитатели | |
Игровая ситуация «Кукла испачкалась» | Формировать умение самостоятельно умываться после прогулки, воспитывать чистоплотность и активность при выполнении культурно-гигиенических процедур. | Воспитатели | |
Беседа с детьми на тему «Зачем нам нужен носовой платок?» | Формировать представление о том, что нужно пользоваться носовым: платком вытирать нос, закрываться им при чихании и кашле; развивать навык самообслуживания; воспитывать желание сохранять свое здоровье и здоровье близких. | Воспитатели | |
Дидактическая игра «Приготовим завтрак» | Формировать умение имитировать действия взрослых, развивать навык самостоятельно приготовить завтрак из игрушечных продуктов; воспитывать желание заботится о близких. | Воспитание | |
Сюжетная игра «Показ мод» | Формировать самостоятельные навыки в процессе сюжетной игры; развивать активность и самостоятельность при выборе одежды и ее одевании; воспитывать аккуратность и самостоятельность. | Воспитатели | |
Подвижная игра после сна «Оденемся на скорость» | Формировать умение самостоятельно и быстро одеваться после сна, развивать активность, воспитывать чувство удовлетворенности от самостоятельно выполненной работы. | Воспитатели | |
Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин» | Формировать умение имитировать действия взрослого в процессе сюжетно-ролевой игры; самостоятельно договариваться во время игры, выбирать атрибуты; воспитывать чувство коллектива, желание играть вместе. | Воспитатели | |
Индивидуальные беседы с родителями «Учим правильно обуваться» | Дать представление родителям о том, как научить детей правильно обуваться «на ту ногу»; формировать заинтересованность родителей в том, чтобы научить ребенка быть самостоятельным. | ||
Трудовая деятельность в группе «Моем игрушки» | Привлекать детей к выполнению посильной трудовой работы, способствовать проявлению самостоятельности и активности в процессе выполнения посильных поручений; воспитывать желание помочь взрослому. | 4 неделя | Воспитатели |
Онлайн – родительское собрание «Учимся быть самостоятельными дома» | Привлечь родителей поделиться своим опытом в формировании самостоятельности у детей дома в процессе самообслуживания, выполнения гигиенических процедур, помощи взрослым. | Воспитатели, родители | |
Дидактическая игра «Список покупок» | Формировать умение самостоятельно находить нужные предметы, опираясь на образец; воспитывать желание оказать помощь. | Воспитатели | |
Мастер-класс «Учимся выворачивать одежду» | Развивать умение выворачивать колготки и кофты на лицевую сторону и складывать одежду на стульчике; воспитывать аккуратность. | Воспитатели | |
Дидактическая игра «Разбери мусор» | Дать детям представление о том, как сортировать мусор и зачем это делать; воспитывать желание соблюдать чистоту и сохранять собственное здоровье; оказывать посильную помощь взрослым. | Воспитатели | |
Мастер-класс «Складываем одежду в шкафчике» | Формировать умение аккуратно складывать и развешивать одежду в своем шкафчике после прогулки; воспитывать аккуратность. | Воспитатели | |
Дидактическая игра «Алгоритм одевания» | Закреплять представление детей об алгоритме одевания на прогулку или после сна; развивать активность; воспитывать чувство удовлетворения от самостоятельно выполненной работы. | Воспитатели | |
Беседа «Чему мы научились» | Закреплять представление о том как важно самостоятельно переодеваться, мыть руки, пользоваться платком и помогать взрослым; развивать активность и желание быть самостоятельным. | Воспитатели | |
Презентация проекта | Представить наш опыт работы о том, как развивать самостоятельность у детей 3-4 лет в детском саду и дома. | Воспитатели, родители. |
Так же некоторые родители приняли активное участие в онлайн - родительском собрании «Учим быть самостоятельными дома». Родители сняли и выложили в родительской группе ролики о том, как они учат детей одеваться, правильно обуваться, чистить зубы. А также о том, как дети помогают им дома. Онлайн-собрание растянулось, так как еще несколько семей пожелали принять в нем участие и присылали нам видеоролики в течение нескольких дней.
Во время проведения практической части мы столкнулись со сложностью: не желанием некоторых родителей развивать у детей навык самостоятельности во время переодевания при приходе в детский сад и уходе домой. Утром родители аргументируют тем, что нет времени ждать, пока ребенок сам оденется, и нет желания слушать капризы и уговаривать сделать что-то самому. Вечером, после работы, уже нет сил и хочется побыстрее уйти домой.
Мы будем продолжать работать с такими родителями индивидуально, проводить беседы и давать консультации.
В остальном проект проходил практически без изменений и согласно плану.
Далее мы перешли к аналитическому этапу. О результативности нашего проекта мы сделали вывод на основе наблюдений за детьми и бесед с родителями.
Положительные результаты:
- дети стали самостоятельно следить за чистотой своих рук. Во время мытья рук, дети тщательно намыливают их мылом, смывают и самостоятельно проверяют чистоту рук. При необходимости повторяют процедуру;
- практически все дети самостоятельно раздеваются после прогулки и перед сном: научились снимать колготки, кофты через голову, расстегивать молнии на толстовках;
- в процессе одевания дети так же стали проявлять больше самостоятельности (некоторые дети научились даже застегивать пуговицы на рубашке), хотя некоторая помощь взрослого все же требуется;
- дети проявляют больше самостоятельности и аккуратности в процессе складывания вещей в шкафчике и на стульчике. Практически все ребята научились выворачивать колготки и штаны;
- практически все дети знают как правильно обуваться. Некоторые с помощью наклеек-подсказок, некоторые при помощи метода «дружные ботиночки»;
- дома некоторые дети стали также более активны и самостоятельны в процессе одевания, выполнения гигиенических процедур;
- все дети с удовольствием оказывают посильную помощь дома и в саду;
- многие родители приняли активное участие в проекте.
Отрицательные результаты:
- не все дети проявляют активность и самостоятельность в самообслуживании;
- не все семьи приняли участие в проекте и выразили желание научить детей навыкам самостоятельности дома;
- практически нет результатов в формировании у детей умения самостоятельно пользоваться носовым платком. Причина: отсутствие у детей носового платка;
Исходя из результатов проекта, мы считаем, что можно подтвердить гипотезу, поставленную на этапе планирования: при совместной активной работе в детском саду и дома развитие самостоятельности детей при самообслуживании и выполнении гигиенических процедур происходит быстрее.
Принимая во внимание отрицательные моменты нашего проекта, мы будем продолжать работу в следующих направлениях:
- проводить индивидуальную работу по развитию навыков самообслуживания у детей;
- продолжать проводить индивидуальную работу с малоактивными семьями;
- проводить индивидуальные беседы с родителями о наличии у ребенка носового платка.
На заключительном этапе мы провели презентацию нашего проекта, на которую были приглашены воспитатели нашего детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги
В работе раскрыт понятийный аппарат исследования, показана его практическая значимость, новизна. Описана технология поэтапного обучения старших дошкольников технике оригами, которая была апробирована ...
Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей в образовательном процессе
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по созданию условий для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста....
«Педагогические условия формирования самостоятельности у детей преддошкольного возраста в ДОУ».
Актуальность выбранной нами темы на наш взгляд заключается в том, что ранний и дошкольный возраст являются сензитивными периодами для развития самостоятельности, а неправильное педагогическое со...
Буклет "Педагогическая технология.Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности"
Цель:Показать коллегам педагогическую технологию «Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности в образовательном процессе ДОУ» Задачи:Познакомить пе...
Консультация для родителей «КАК ФОРМИРУЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ»
Консультация для родителей «КАК ФОРМИРУЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ»...
Консультация на тему: «Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»
Консультация на тему:«Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»...
Методическая разработка для родителей детей 2 младшей группы по теме: «Формируем самостоятельность у детей»
Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий...