Формирование навыков самообслуживания и трудовых действий
опыты и эксперименты (средняя группа)
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_teme_formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya_i_trudovyh_deystviy.docx | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме:
«Формирование навыков самообслуживания и трудовых действий»
«Здоровье детей - богатство нации».
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности.
Приходя в детский сад из дома, большинство детей сталкивается с первыми трудностями: самому одеться, раздеться, поесть, выбрать игрушки для игры и т. д. Перед детьми встает задача – научиться все делать самому. Поэтому я разработала проект по теме
« Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
Цель проекта: Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
3. Формировать правила поведения за столом.
4. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно гигиенических навыков.
Проблема: Не достаточно развиты у детей культурно- гигиенические навыки.
Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта:2 недели.
Предполагаемые итоги проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап. Основной: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
Образовательная область.
Содержание, задачи:
Физическая культура:
- П/И «Беги к тому, что назову».
Цель: заинтересовать детей к выполнению упражнений, вызвать положительные эмоции.
- П/И «Дождик и солнце».
Цель: Развивать двигательную активность детей.
Здоровье:
- Беседа с детьми " Кто опрятен, тот приятен".
- Разучивание потешки " Водичка - водичка"
Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.
Безопасность:
- Ситуативная беседа " Как вести себя за столом"
Цель: Формирование столового этикета.
Социализация.
- Дид. упражнения " Делаем причёску", " Моем чисто руки и лицо".
Цель: Учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом; закрепить последовательность умывания.
- Сюжетно ролевые игры " В гости кукла к нам пришла", " Покажем кукле Кате, как надо правильно мыть руки и лицо".
Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены, активизировать речь детей.
- Труд Самообслуживание, умывание и др.
Цель: закрепить с детьми навыки личной гигиены.
- Познание.
Беседа " Кто опрятен, тот приятен".
Цель: закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.
- Рассматривание сюжетных картин и семейных фотографий.
Цель: создание комфортных условий при формировании КГН.
- Коммуникация.
Рассматривание сюжетных картинок: рассматривание принадлежностей личной гигиены.
Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.
- Художественное творчество.
Разукрашивание капельки.
Цель: учить раскрашивать рисунки, не вылезая за контур.
- Чтение художественной литературы. Чтение сказки " Три медведя".
Цель: закрепить название посуды и правила поведения за столом.
- Чтение потешки.
Цель: закрепить с детьми навыки личной гигиены.
- Музыка.
Муз. игра «Где же наши ручки».
Цель: создание эмоционального настроения.
3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; презентация проекта.
В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, застёгивать пуговицы), постарше – более сложными (пользоваться вилкой, быть опрятным). Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.
Методика соответствующей работы воспитателя определяется программными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста. К числу основных условий успешного формирования культурно - гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, чёткий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учётом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем - картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Закрепление их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.
Формирования культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из- за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребёнка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков. Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков : они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателя и родителей, их поведение должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.
В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. Воспитатель обращает внимание малышей на тех сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.
Предложив детям убрать игрушки после игры, воспитатель замечает, что им помогает и не участвующий в игре ребёнок. «Посмотрите, дети, - говорит педагог,- Артем не играл с вами, а тоже убирает, помогает товарищам. Вместе вы быстро уберёте игрушки». Другие дети тоже принимаются помогать. Однако, используя положительные примеры, воспитатель должен проявлять такт, не допускать противопоставления одних детей другим.
Особая роль в воспитании культурно - гигиенических навыков принадлежит игровым приёмам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и т. п.).
Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п. В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.
Итак, при формировании культурно- гигиенических навыков мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Приучать есть аккуратно.
2. Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после загрязнений, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.
3. Опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу.
4. Держать ложку в правой руке.
5. Пользоваться салфеткой.
6. Полоскать рот по напоминанию взрослого.
7. Воспитывать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из - за стола, не окончив жевать, говорить «спасибо».
К числу основных условий успешного формировании культурно- гигиенических навыков относятся :
- рационально организованная обстановка;
- чёткий режим дня;
- руководство взрослых.
Используемые методы и приёмы:
- личный пример взрослых;
- НОД;
- показ;
- объяснение;
- пояснение;
- поощрение;
- беседы;
- упражнения в действиях;
- дидактические игры;
- потешки;
- стихотворения;
- пословицы, поговорки;
- игровые приёмы;
- викторины, развлечения;
- приём повторения действий (например, попросили перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)
.
Критерии опрятности еды включают умения:
- Правильно пользования столовойложкой , вилкой, салфеткой;
- Не крошить хлеб;
- Пережёвывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
- Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить;
- Пользоваться только своим прибором.
Мытья рук и личной гигиены:
- Мыть лицо, уши, руки;
- Закатать рукава;
- Смочить руки;
- Взять мыло, намыливать до появления пены;
- Смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
- Пользоваться расчёской.
Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.
Для ребёнка младшего возраста самообслуживания включает в себя освоение следующих навыков:
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
- раздевание и одевание (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);
- опрятности (пользоваться горшком, унитазом).
Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей.
К ним относятся:
- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);
- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);
- зрительно- слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);
- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).
Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.
Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.
На 1 этапе ребёнок учится выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре.
На 2 этапе осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щёпотью (тремя пальцами, одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец).
На 3 этапе происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развивать глазомер.
На 4 этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).
Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.
Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Так например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:
1. Сядь на стульчик.
2. Возьми штанишки обеими руками за поясок.
3. Подними одну ножку и вдень её в одну штанину.
4. Поставь ножку на пол.
5. Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину.
6. Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками.
У меня в группе придумана дидактическая игра «Бабочка» и «Пчелка». В первые дни адаптации эта игра помогает отвлечь ребенка развеселить и помочь сделать первые шаги к самообслуживанию. На палочку прикреплена красивая бабочка, она сначала знакомится с детьми, а потом предлагает её поймать. В ходе игры она приглашает их на улицу, но в группе не все игрушки на месте и бабочка присаживается на игрушку и просит её убрать. Обычно дети с удовольствием выполняют просьбу бабочки. Бабочка может подсказать, где живет игрушка в группе, если дети поставили, ее не на то место.
Пчелка более строгий герой и знакомимся мы с ней, когда дети уже привыкли к детскому саду и у них уже появились навыки по самообслуживанию. Пчелка во всем любит порядок и хочет, чтобы все были опрятными и трудолюбивыми.
Например, перед мытьём рук, говорю:
- Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки.
Во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается одежда.
Для того чтобы дети научились шнуровать ботинки, необходимо было развить мелкую мускулатуру рук. Для этого мы использовали дидактические игры «Шнуровка», «Рамки и вкладыши», «Мозайка» и т. д.
При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия. В раздевалке мы повесили иллюстрации с алгоритмом одевания и раздевания. Чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на скамейке, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением показывали детям, , как определить перед футболки (по рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания. Постепенно мы перешли от непосредственной помощи к напоминанию, старались делать это ненавязчиво, чтобы не отвлекать других детей. Например, если дети неправильно надевали колготки, говорили им: «Проверьте и положите их на колени так, чтобы сверху был один шов». Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывали о таком эффективном приеме, как поощрение.
Формируя навыки самообслуживания, мы воспитывали и бережное отношение к вещам. Показывали и рассказывали, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, использовали художественную литературу («Федорино горе», «Мойдодыр», «Маша варежку надела…»). Так, применяя различные приемы, мы достигли к концу года того, что дети в хорошем темпе стали дружно одеваться на прогулку.
Мы учили самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывали, как правильно есть, как держать ложку, предлагали взять ложку так, как это делает воспитатель. Использовали игровые приемы. Проводили серию дидактических игр: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу» и др. Мы постоянно уделяли внимание воспитанию культурных привычек.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка. После того как ребенок выполнил поручения, его надо похвалить. Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Тем самым обеспечивая принцип «Психологической комфортности». У себя в группе, если ребенок первый раз смог снять или одеть что-то, я привлекаю внимание всех детей к его победе и предлагаю всем его поздравить похлопать ему. Другим ребятам тоже хочется внимания, и они начинают стараться чему-то научиться.
Желательно отмечать, говоря: «Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Богдан, он помог Артему убрать кубики» и т. д.
Но некоторые дети злоупотребляют добротой товарищей и постоянно ждут, когда им помогут, в таком случае надо говорить: «Сейчас Захар уберёт машины на полку, и мы поиграем в интересную игру».
Используя при работе принцип «Целостности» в этом возрасте, стараемся, привлечь детей к анализу результатов труда, опираясь на их жизненный опыт. Например, «Сейчас мы с Софьей и Лерой посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Дарина» и т. д. Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т. е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом. Но в то же время помнить, что приём объяснения и показа способа действий в этом возрасте занимает большое место.
Очень важным принципом в организации работы детей является принцип «Вариативности». Необходимо давать детям возможность самостоятельно выбирать материалы и способы действия.
Сразу надо стараться приучать ребят выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца. Поощрять за проявленную инициативу.
Непрерывная трудовая деятельность ребёнка не должна превышать 10 минут. Эффективны в этом возрасте так же игровые приёмы. Например, приходит кто-то и просит помочь протереть мебель. Помыть кукольную посуду и т. д.
Не следует слишком долго искать виновников беспорядка, а целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как на неё они откликнуться охотнее. В своей группе стараемся чаще использовать приёмы – поощрения, говоря: «Посмотрите, как Марк хорошо убрал игрушки!». Причём оцениваем не только трудовое действие, но и умения ребёнка правильно, аккуратно обращаться с игрушками.
В своей работе я обязательно придерживаюсь принципа «Минимакса», учитываю индивидуальные особенности ребенка. Некоторые частично могут правильно одеться в два с половиной года и полностью — в четыре. Но многое зависит от темперамента ребенка. Более спокойные и усидчивые ребята раньше начинают справляться с пуговицами и «молниями», а гиперактивные дети самостоятельно одеваться начинают немного позже.
Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В младшей группе можно организовать труд детей совместно с родителями. Удачно практикуется труд детей и родителей по сооружению снежных построек. Так же расчистка участка зимой - от снега, осенью и весной – от листьев и т. д. В процессе совместной деятельности взрослые показывают пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. В нашей группе родители строили горку вместе с детьми. Дети, которые принимали участие в постройке горки, до конца зимы охраняли ее и бережно относились.
Большую помощь в организации трудовой деятельности младших дошкольников оказывают потешки (раздаточный материал). Особенно в организации самообслуживания.
В программе детского сада поставлена задача совершенствования навыка мытья рук и умывания. Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Первое время мы проявляли большую активность, чем ребёнок. Подведя малыша к умывальнику, мы говорили: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом незаметно для ребёнка помогали ему аккуратно и чисто умыться.
Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни мы показывали и объясняли лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Обязательно использовали игровые приемы: по просьбе воспитателя няня учила Пчелку мыть руки: завернула рукава, включила воду тонкой струйкой и стала мыть руки с обеих сторон, а воспитатель объяснял ее действия. Уже через два месяца у детей образовались довольно прочные умения, что дало возможность усложнять требования, например, учить их завёртывать рукава (сначала с помощью взрослого). По мере овладения отдельными детьми этим навыком мы привлекали их к помощи сверстникам, предъявляли более высокие требования к качеству умывания. Также постепенно мы приучали детей правильно пользоваться полотенцем: показывали, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряли тех, которые делают это правильно. По окончании умывания мы обращали внимание детей на их внешний вид, отмечали, что они стали чистые, аккуратные. В результате все дети без напоминания шли мыть руки, самостоятельно засучивая рукава, правильно пользовались мылом и водой, вытирали руки полотенцем.
Таким образом, использование показа, объяснения, игровых приёмов, чтение художественной литературы обеспечивает постепенное формирование навыков самообслуживания.
К концу года дети нашей группы научились:
- правильно пользуются предметами личной гигиены (расческа, мыло, полотенце, носовой платок);
- многие дети самостоятельно раздеваются и одеваются, владеют простейшими навыками поведения во время еды;
- умеют убирать игрушки и расставлять их по местам;
- помогают убирать группу после занятий;
- проявляют интерес и помогают младшему воспитателю накрывать стол;
- испытывают положительные эмоции от совместной работы;
имеют представления о некоторых профессиях.
С первых же дней пребывания детей в детском саду мы начали работать с родителями. Выяснилось, что 70% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает.
Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
На родительском собрании кроме знакомства и ознакомления родителей с программами детского сада, я провожу беседу о необходимости воспитания в ребенке самостоятельности. Объясняю родителям, что необходимы самые простейшие действия по самообслуживанию: снимать, надевать колготки и носочки, надевать обувь, намыливать и смывать руки, уметь их вытирать. Если ребенок это научится делать дома, ему будет намного легче адаптироваться в детском саду. У некоторых детей отрицание детского сада и происходит из-за трудностей, связанных с самообслуживанием. Например, ребенок боится идти на прогулку только из-за того, что не умеет переодеваться, поэтому он не хочет идти в детский сад. Там нет мамы, которая все сделает за него.
Но не всегда родители прислушиваются к советам воспитателя и приходят в детский сад без навыков самообслуживания. Вот здесь и проявляется умение педагога помочь ребенку поверить, что он может это сделать сам. Обеспечить ситуацию успеха для каждого ребенка. Большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию. Мы в свою очередь поддерживаем интерес к этому виду труда, используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей.
Список использованной литературы.
1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»/ Науч. рук. Л. Г. Петерсон. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
3. Методические рекомендации к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»/ Науч. рук. Л. Г. Петерсон. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
4. Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»/ Автор-составитель Трифонова Е. В. / Науч. рук. Л. Г. Петерсон. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гиг...
Самообслуживание . Формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.
Самообслуживание во время подъема после сна.Цель: показать использование приемов трудового воспитания, формирования навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.Задачи:1. Воспиты...
Консультация для родителей «Необходимость формирования навыков самообслуживания и трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Повседневная жизнь детского сада и семьи должна быть наполнена посильной ребёнку трудовой деятельностью со взрослыми и сверстниками. Важно поддерживать трудовые усилия ребёнка, его желание быть ...
Методическая разработка «Приобщение детей ясельного возраста к культурно гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания посредством игровых действий»
Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи (Р. Заззо, например), размышляя о том, где же середина пути психического развит...
Журнал для родителей "Трудовичок" Выпуск №1 Тема выпуска: "Я - сам!" Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов. Современная социальная дейст...
Презентация к практическому занятию "Формирование навыков самообслуживания в процессе трудового воспитания. Взаимодействие с семьей по развитию самостоятельности у дошкольников, в том числе и у детей с ОВЗ"
Представленная в публикации презентация разработана педагогами-психологами Луньковой Н.Г. и Медведевой С.А. Презентация использовалась в процессе семинара-практикума на тему "Формирование навыков...
Презентация к практическому занятию "Формирование навыков самообслуживания в процессе трудового воспитания. Взаимодействие с семьей по развитию самостоятельности у дошкольников, в том числе и у детей с ОВЗ"
Представленная в публикации презентация разработана педагогами-психологами Луньковой Н.Г. и Медведевой С.А. Презентация использовалась в процессе семинара-практикума на тему "Формирование навыков...