Дидактические игры по сказкам
картотека
Предварительный просмотр:
Игры со сказкой
Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки»
(старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)
Количество играющих: неограниченно
Материал: картинки с овощами и фанты
Игровое действие:
Вариант 1. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.
Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»
«Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке)
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.
«Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).
Яблоко с блюдечком – телевизор
Клубок ниток – навигатор
Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт
Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема
Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты «Сивка – бурка»
Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу
«Хаврошечка»
Печка – автомобиль «По щучьему велению»
Сказочный этикет
Цель: закрепить правила этикета; развивать вежливость,
воспитанность, сдержанность.
Ход игры
На коврике изображениями вниз разложены иллюстрации к сказкам.
Воспитатель предлагает детям путешествие к сказочным героям.
Участники идут по кругу.
Дети произносят:
Сказки в поле убежали,
Заблудились и пропали.
Воспитатель обращается к участнику:
Саша, быстро в поле иди,
Сказочных героев ты найди!
Саша переворачивает одну иллюстрацию и называет соответствующую сказку, объясняя, какие правила этикета нарушили герои этой сказки или наоборот, что они сделали правильно. Если игрок не может справиться самостоятельно, остальные дети помогают ему.
Выложи героев сказок
Цель: закрепить умение детей различать геометрические фигуры
(треугольник, прямоугольник, квадрат, круг); учить отражать
животных контурного характера с помощью геометрических
фигур; формировать самостоятельность в поисках ответов.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям выложить героев сказки «Соломенный бычок» с помощью геометрических фигур игры «Танграм». После этого он задает им вопросы:
Какие геометрические фигуры вы использовали?
Сколько всего животных изображено на рисунке?
Какую геометрическую фигуру напоминает голова (туловище, ноги)?
Одинаковые ли они по величине?
Зайчика, Лису, Медведя необходимо выложить по образцу, изображения других героев придумать самостоятельно.
Игра «Покажи сказку»
(детям даётся название сказки, и они должны на магнитную доску выставить из общего набора персонажей тех, кто подходит для их сказки)
Например:
- для сказки «Колобок» — колобок, бабка, дед, заяц, медведь, волк, лиса;
- для сказки «Репка» — репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка;
- для сказки «Заюшкина избушка» — лиса, заяц, волк, медведь, петух и т. д.
Ведущая: Ну, ребята, молодцы! Все герои — хороши! А сейчас давайте представим, что вы — актёры театра. И вам необходимо приготовиться к выступлению.
Игра «Какие они?»
- Крошечка - хаврошечка. Какая она? (добрая, трудолюбивая, ласковая, сострадательная, работящая…)
- Лиса в сказках. Какая она? (рыжая, хитрая, изворотливая, жадная, лживая…)
- Машенька из сказки «Машенька и медведь». Какая она? (добрая, любящая, трудолюбивая, смекалистая…)
- Волк в сказках. Какой он? (серый, злой, грубый, жадный, голодный…)
- Петушок из сказки «Петушок — золотой гребешок». Какой он? (глупый, непослушный, крикливый, беспомощный…)
- Снегурочка. Какая она? (снежная, ледяная, любящая, боязливая…)
Ведущая: Вот теперь, благодаря вам, ребята, мы знаем, какие они — сказочные персонажи. Вы, конечно, знаете, что у каждой сказки есть начало и есть конец. Давайте с вами попробуем по началу и концу сказки отгадать её название.
Игра «Отгадай сказку»
- Эта сказка начинается со снежной бабы, а заканчивается белым облачком (Снегурочка).
- Эта сказка начинается со стрелы, а заканчивается смертью Кощея (Царевна — лягушка).
- Эта сказка начинается с посадки овоща, а заканчивается помощью мышки (Репка).
- Эта сказка начинается с запретного питья из копытца, а заканчивается гибелью ведьмы (сестрица Аленушка и братец Иванушка).
- Эта сказка начинается с выпечки, а заканчивается на кончике носа лисы (Колобок).
- Эта сказка начинается с рыбки, а заканчивается поездкой на битом волке (Лисичка — сестричка и волк).
- Эта сказка начинается со скалочки, а заканчивается оторванным хвостом (Лисичка со скалочкой).
Ведущая: Молодцы, ребята, отгадали названия сказок. Но какая бы не была сказка, в ней добро всегда побеждает зло. Читайте сказки и вырастайте добрыми, умными, честными.
Живёт в каждой сказке какой - то герой,
Мечтает герой подружиться с тобой
Ты руку ему протяни поскорей
И в сказочный мир шагни посмелей.
Игры для детей с нарушениями речи
Дидактическая игра «Большой, средний, маленький предмет»
Цель: развитие умения различать предметы по размеру, в счете предметов, формирование умения соотносить количество предметов с цифрой; развитие умения склонять существительные с прилагательными, развитие внимания, мышления, самостоятельности, связной речи.
Материал: ламинированные предметные картинки, цифры.
Ход игры: Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки, посчитать количество предметов, изображенных на них, соотнести каждую картинку с цифрой и ответить полным предложением, что видит. (На картинке я вижу 2 больших ежа; на картинке я вижу 4 средних ежа; на картинке я вижу одного маленького ежа…).
Дидактическая игра «Разноцветные вагоны»
Цель: закрепление умения различать и называть цвета, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, квадрат, овал, трапеция, конус) и соотносить их с предметами, изображенными на вагонах, развитие связной речи, внимания, мышления, усидчивости, самостоятельности.
Материал: ламинированные предметные картинки.
Ход игры: Ребенку предлагаются предметные картинки, которые он должен соотнести с вагонами по цвету и форме, (например: на вагоне желтый круг соотносится с желтым солнышком и т.д.).
«Угадай на ощупь»
Цель: узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.
Ход игры. Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость — и просит: «Найди в коробке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу.
Сначала в коробку помещают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками.
«Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
Материал: игрушечный мишка.
Ход игры: - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».
«Времена года»
Цель: учить по существенным признакам и приметам определять время года.
Материалы: 4 шапочки из бумаги для Зимы, Весны, Лета, Осени. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зеленой, красной, желтой, на которых должны стоять цифры 1,2,3 (по числу месяцев в каждом времени года)
Ход: Дети встают в круг. Водящий (старик-годовик) называет месяц, например, август. Выходит в круг ребенок с красной карточкой № 3 и говорит об этом месяце: «Я – август, последний летний месяц. Солнце печет не так жарко. Вода в реке прохладная. Ученики готовятся к школе и т.д.» каждый ребенок рассказывает о своем месяце и его признаках, приметах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Математические сказки"
Данную игру можно использовать прризнакомстве детей раннего возраста с Блоками Дьенеша...
Дидактические игры по сказке "Дюймовочка"
Задачи педагога в процессе работы с детьми: 1.Развитие речи 2.Развитие познавательной активности 3.Развитие сенсомоторики 4.Развитие внимания, внимания,памяти,наблюдения 5.Формирование и развитие навы...
Дидактическая игра "Угадай сказку"
Мультимедийная презентация по сказкам о лисе....
Дидактическая игра по сказке «Теремок»и другие варианты игр по сказке.
Развивать логическое мышление, слуховое внимание, умение группировать животных (травоядные, хищники).Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.Педагог п...
Многофункциональная игра Дидактическая игра «Машины сказки»
Многофункциональная игра Дидактическая игра «Машины сказки»Актуальность:Ø Эта игра научит детей фантазировать, придумывать необычные истории, используя героев из разных сказок.Ø Эта ...
Дидактическая игра по сказкам "Рассказывание сказки с выкладыванием сюжетных картинок в определенной последовательности".
Цель: развивать речевую активность детей, умение вступать в диалог; формировать любовь к художественной литературе....
Дидактическая игра «Карельские сказки». МДОУ «Детский сад №98 «Сказка», г. Петрозаводск. Воспитатель Сухова А. В.
Данный дидактический материал - это развивающая игра для дошкольников. Она рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Данный вид дидактической игры интересен детям те...