«Комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастик по темам на 2023-2024 гг.»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Календарно-тематическое планирование
Подготовительная к школе группа
2023-2024 учебный год
«Комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастик
по темам на 2023-2024 гг.»
Подготовил воспитатель:
Самбур Елена Юрьевна
Петропавловск-Камчатский
2023год
Сентябрь | ||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика |
1. «Детский сад, наша группа» | «Варенье» Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз.Положении под счёт от 1 до 5-10
| «Часики» Часики вперед идут, За собою нас ведут. Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 - взмах руками назад – «так» (выдох).
|
2. «Наши друзья-игрушки» | «Игра с мячом» Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю. Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
| «Насос» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: руки на пояс, слегка присесть – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
|
3. «Осень пришла-краски золотые принесла» | «Осенний ветерок» С горки дует ветерок, И несет он холодок. Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.
| «Листопад» Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Описание: Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
|
4. «Дары осени (фрукты, ягоды)» | «Скушаем ягодку» Вот опять язык свернулся, В зубы нижние уткнулся. Двину чуть его вперед, Разжую его вот-вот. Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.
| «Вырос грибочек» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Описание: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
|
Октябрь | |||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | |
1.Дары осени (овощи) | «Приклей редиску» Мы редисочку сорвем, Сразу в ротик покладем, Вверх прижмем и пожуем. Цель: Учить удерживать язык вверху. Описание: Положить широкий язык на нижнюю губу. Кончик языка, прижать к небу за верхними резцами.
| «Морковка на грядке» Ловко спряталась девица, Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
| |
2.Одевай-ка куклу Машу(одежда) | «Маша одевается» Маша одевается, ротик открывается, Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и шапочка моя. Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
| «Мы оденемся скорей» Мы на пухлые ручонки, Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и.п. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1—2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично | |
3.Дом, в котором я живу(город, улица) | «Улица улыбок» На улице нашей улыбки детей, И все удивляются, нету деток дружней, Но мы скажем вместе: «Так будет всегда» И прокричим очень громко «Да»! Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
| «Белим потолок» Вы постройте себе дом! Шумно, весело, красиво Заживете вместе в нем! Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – поднять правую руку вверх-назад; 2 – выдох – опустить правую руку; 3 – вдох – поднять левую руку вверх-назад; 4 – выдох – опустить левую руку. Повторить 5-6 раз. | |
4.Обувай-ка куклу Машу(обувь) | «Ботиночки» На улицу Маша пошла погулять, Ботиночки надо скорей надевать, На левую ножку, на правую ножку, Пойдет Маша топать скорей по дорожке. Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
| «Обуваемся мы сами» А теперь на ножки – Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов). Выдох произвольный. Повторить 3-6 раз. | |
Ноябрь | |||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | |
1.Россия - мой дом. Мой родной край. | «Наш флаг» У страны есть флаг, он классный Ведь он белый, синий, красный! Ветер дует тут и вот Реет флаг наш взад вперед. Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка. Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд. | «Слушаем гимн России» Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения. Описание: стоя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. | |
2.Домашние животные и их детеныши. | «Лошадка» Цок-цок-цок по мостовой- Идет лошадка к нам с тобой. Щелкай язычком быстрее, Чтоб она пришла скорее. Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
| «Свинка» Эта свинка резво пляшет, Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как хрюшка), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. | |
3.Мы мальчишки, мы девченки. | «У Сережи непослушный язычок» А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па». Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
| «Девочки гимнастки» Как отточены движенья, Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: сед с прямыми ногами, руки опущены. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище наклонить вперёд, коснуться руками носков; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. | |
4.Дикие животные и их детеныши. | «Зайчик» Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
| «Сердитый ежик» Идет ёжик по дорожке Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Описание: Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
| |
5.Моя семья. День матери. | «Улыбнемся мамочке» Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Указания: - Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. - Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5.
| «Воздушный поцелуй» Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: Привязать на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
| |
Декабрь | |||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | |
1.Зимушка хрустальная. | «Ловим снежинки» Цель: отрабатывать неподвижность языка и кончика языка. Описание: Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.
| «Снегопад» Снег кружится и не тает. Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Описание: Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
| |
2.Домашние птицы. | «Индюк» Широко открыт мой рот, Язычок – назад – вперед. Лижет «чашечкой» губу И «болбочет» на бегу. Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
| «Петушок» По утрам тревожит слух Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
| |
3.Неделя экспериментов. | «Фокус» Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
| «Надуй шарик» Если шарик накачать, Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. Описание: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
| |
4.На пороге Новый год. | «Нарядили елочку» Поставили елочку, сверху шары Какие же все-таки мы молодцы! Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5с. | «Принесли мы ёлочку, зелёные иголочки» Пусть елочка-красавица Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: ноги врозь, руки опущены.1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд; 3- 4 – вдох – вернуться в и.п. – выдох. Повторить 5-6 раз. | |
Январь | ||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика |
2.Зимние забавы. | «Снеговик» Улыбаюсь, рот открыт: Да ведь это ж снеговик! Язычок поднят прям к зубкам К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя, Лепим мы снеговика. Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
| «Поиграем с сосулькой» Зиму всю на крыше рос Ледяной длиннющий нос. Он глядел с карниза вниз И готовил всем сюрприз Описание: Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку(сосульку) держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза. |
3.Домик для тыковки(дом и его части). | «Окошко» Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ. Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
| «Мишка и мышка» У мишки дом огромный. У мышки – очень маленький. Никак не может мишка попасть в квартиру мышки. Цель: Тренировать силу вдоха и выдоха. Описание: выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш. Походить на носочках. Повторить 3 – 4 раза. |
4.Продукты питания. | «Блинчик» Вот опять язык свернулся, В зубы нижние уткнулся. Двину чуть его вперед, Разжую его вот-вот. Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.
| «Каша кипит» Каша вкусная дымится, Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
|
Февраль | |||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | |
1.Птицы нашего края. Помощь птиц зимой. | «Любопытный голубь» Вот и вышел на порог Любопытный голубок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ. Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
| «Лебедь» Лебедей все люди знают, Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Описание: Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
| |
2.Мебель. | «Ванина кроватка» Широка кроватка Вани, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
| «Красим стульчик» Мы умеем всё на свете: Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь: «Жик!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз | |
3.Защитники Отечества. | «Солдат на посту» Ходит «солдат» влево – вправо, Чистит зубки очень браво. Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность. Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. У к а з а н и я. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. | «Папа защитник» В нашей армии страну Папа защищает. На границе он войну В дом наш не пускает. Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. Описание: стоим или сидим, скрестив руки на груди. Разводим руки в стороны, поднимаем голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох
| |
4.Транспорт. | «Автобус гудит» Я слегка прикрою рот, Губы – «трубочкой» вперед. Далеко я их тяну, Как автобус в звуке: у-у-у. Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
| «Паровозик» Под весёлый стук колёс Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
| |
Март | ||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика |
1.8 марта праздник мам! | «Поцелуем мамочку» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Вытянуть вперед губы как будто целуем и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).
| «Обними маму» Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы. Описание: стоя или в движении сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4 с. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза. |
2.Азбука здоровья. | «Расческа» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
| «Отдых для здоровья нужен» Выходной (скажу я смело) – Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: Дети ложатся на спину и выполняют упражнение на расслабление: под спокойную музыку они как бы засыпают – дышат спокойно, живот мерно поднимается и опускается. Когда музыка становиться громче, ребята потягиваются и неспеша встают на ноги. |
3.Федорино горе(посуда) | «Не разбей чашечку» Широко открыт мой рот, Ходит «чашка» взад-вперед. Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка. Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».
| «Собираем посуду Федоре» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «посу-у-у-у-да!».
|
4.Водный транспорт. | «Пароход» Вывожу язык вперед, Закушу его – и вот: «Ы» тяну – и к нам идет Белый-белый пароход. Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»). Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»). У к а з а н и я. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
| «Плывем на лодочке» Ты гребешь одним веслом? Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз. |
5.Головные уборы. | «Снимем оденем шапочку» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка. Вариант 2: Описание: Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад-вперед.
| «Надеваем шапку» Хоть устали одеваться, Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося : «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз. |
Апрель | ||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика |
1.Умелые ручки(профессии и инструменты) | «Маляр» Стал язычок твой маляром, Он будет красить старый дом: Вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад. Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
| «Регулировщик» Командуя жезлом, он всех направляет. Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
|
2.Путешествие по небу(воздушный транспорт) | «Вертолет» За верхнюю губку заложен язык – самолетик уступать никому не привык. Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
| «Самолет» Самолётик – самолёт Отправляется в полёт Жу-жу-жу Постою и отдохну Я налево полечу Жу – жу – жу Постою и отдохну Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: разводим руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох, задерживаем дыхание, выдох, произносит ж-ж-ж, встает прямо, опустив руки, поднимает голову, вдох. Повторить 2-3 раза |
3.Как хорошо уметь дружить. | «Язык здоровается с подбородком» Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: - Эй, какая там погодка? Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
| «Плечо друга» Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. |
4.Кап, кап, звенит капель. | «Капель» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).
| «Капают сосульки» Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
|
Май | |||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | |
1.Безопастное детство. | «Покусаем язычок» Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.
| «Футбол» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол
| |
2.День Победы. | «День победы» Улыбается ребенок, Праздник празднует с семьей И кричит «ура!!!» мальчонок, Широко открыв свой рот Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
| «Армия» Есть в армии солдаты, Танкисты, моряки, Все сильные ребята, Им не страшны враги! Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Описание: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Повторить 4-5 раз.
| |
3.Книжки- малышки и их герои. | «Киска сердится» (Кошкин дом) Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит. Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
| «Сказка» Мальчик Чиполлино, Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «так-так-так». Повторить до 10 раз.
| |
4.Животные и птицы Камчатского края весной. | «Птенчик воробушек» Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. | «Ворона» Вот ворона. Эта птица Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Описание: стоим прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводим руки широко в стороны, как крылья, медленно опускаем руки и произносим на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р]. | |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастик по темам на 2023-2024 гг.» | 59.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
Подготовительная к школе группа
2023-2024 учебный год
«Комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастик
по темам на 2023-2024 гг.»
Подготовил воспитатель:
Самбур Елена Юрьевна
Петропавловск-Камчатский
2023год
Сентябрь | ||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика |
1. «Детский сад, наша группа» | «Варенье» Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз.Положении под счёт от 1 до 5-10 | «Часики» Часики вперед идут, За собою нас ведут. Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 - взмах руками назад – «так» (выдох). |
2. «Наши друзья-игрушки» | «Игра с мячом» Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю. Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. | «Насос» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: руки на пояс, слегка присесть – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза. |
3. «Осень пришла-краски золотые принесла» | «Осенний ветерок» С горки дует ветерок, И несет он холодок. Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным. | «Листопад» Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Описание: Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. |
4. «Дары осени (фрукты, ягоды)» | «Скушаем ягодку» Вот опять язык свернулся, В зубы нижние уткнулся. Двину чуть его вперед, Разжую его вот-вот. Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз. | «Вырос грибочек» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Описание: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз. |
Октябрь | |||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | |
#1044;ары осени (овощи) | «Приклей редиску» Мы редисочку сорвем, Сразу в ротик покладем, Вверх прижмем и пожуем. Цель: Учить удерживать язык вверху. Описание: Положить широкий язык на нижнюю губу. Кончик языка, прижать к небу за верхними резцами. | «Морковка на грядке» Ловко спряталась девица, Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево. | |
#1054;девай-ка куклу Машу(одежда) | «Маша одевается» Маша одевается, ротик открывается, Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и шапочка моя. Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. | «Мы оденемся скорей» Мы на пухлые ручонки, Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и.п. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1—2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично | |
#1044;ом, в котором я живу(город, улица) | «Улица улыбок» На улице нашей улыбки детей, И все удивляются, нету деток дружней, Но мы скажем вместе: «Так будет всегда» И прокричим очень громко «Да»! Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет. | «Белим потолок» Вы постройте себе дом! Шумно, весело, красиво Заживете вместе в нем! Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – поднять правую руку вверх-назад; 2 – выдох – опустить правую руку; 3 – вдох – поднять левую руку вверх-назад; 4 – выдох – опустить левую руку. Повторить 5-6 раз. | |
#1054;бувай-ка куклу Машу(обувь) | «Ботиночки» На улицу Маша пошла погулять, Ботиночки надо скорей надевать, На левую ножку, на правую ножку, Пойдет Маша топать скорей по дорожке. Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд. | «Обуваемся мы сами» А теперь на ножки – Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов). Выдох произвольный. Повторить 3-6 раз. |
Ноябрь | |||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | |
#1056;оссия - мой дом. Мой родной край. | «Наш флаг» У страны есть флаг, он классный Ведь он белый, синий, красный! Ветер дует тут и вот Реет флаг наш взад вперед. Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка. Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд. | «Слушаем гимн России» Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения. Описание: стоя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. | |
#1044;омашние животные и их детеныши. | «Лошадка» Цок-цок-цок по мостовой- Идет лошадка к нам с тобой. Щелкай язычком быстрее, Чтоб она пришла скорее. Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). | «Свинка» Эта свинка резво пляшет, Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как хрюшка), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. | |
#1052;ы мальчишки, мы девченки. | «У Сережи непослушный язычок» А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па». Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад. | «Девочки гимнастки» Как отточены движенья, Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: сед с прямыми ногами, руки опущены. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище наклонить вперёд, коснуться руками носков; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. | |
#1044;икие животные и их детеныши. | «Зайчик» Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. | «Сердитый ежик» Идет ёжик по дорожке Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Описание: Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз. | |
#1052;оя семья. День матери. | «Улыбнемся мамочке» Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Указания: - Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. - Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5. | «Воздушный поцелуй» Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: Привязать на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы. |
Декабрь | |||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | |
#1047;имушка хрустальная. | «Ловим снежинки» Цель: отрабатывать неподвижность языка и кончика языка. Описание: Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд. | «Снегопад» Снег кружится и не тает. Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Описание: Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. | |
#1044;омашние птицы. | «Индюк» Широко открыт мой рот, Язычок – назад – вперед. Лижет «чашечкой» губу И «болбочет» на бегу. Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк). | «Петушок» По утрам тревожит слух Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку». | |
#1053;еделя экспериментов. | «Фокус» Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. | «Надуй шарик» Если шарик накачать, Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. Описание: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. | |
#1053;а пороге Новый год. | «Нарядили елочку» Поставили елочку, сверху шары Какие же все-таки мы молодцы! Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5с. | «Принесли мы ёлочку, зелёные иголочки» Пусть елочка-красавица Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: ноги врозь, руки опущены.1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд; 3- 4 – вдох – вернуться в и.п. – выдох. Повторить 5-6 раз. |
Январь | ||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика |
#1047;имние забавы. | «Снеговик» Улыбаюсь, рот открыт: Да ведь это ж снеговик! Язычок поднят прям к зубкам К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя, Лепим мы снеговика. Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. | «Поиграем с сосулькой» Зиму всю на крыше рос Ледяной длиннющий нос. Он глядел с карниза вниз И готовил всем сюрприз Описание: Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку(сосульку) держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза. |
#1044;омик для тыковки(дом и его части). | «Окошко» Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ. Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. | «Мишка и мышка» У мишки дом огромный. У мышки – очень маленький. Никак не может мишка попасть в квартиру мышки. Цель: Тренировать силу вдоха и выдоха. Описание: выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш. Походить на носочках. Повторить 3 – 4 раза. |
#1055;родукты питания. | «Блинчик» Вот опять язык свернулся, В зубы нижние уткнулся. Двину чуть его вперед, Разжую его вот-вот. Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз. | «Каша кипит» Каша вкусная дымится, Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. |
Февраль | |||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | |
#1055;тицы нашего края. Помощь птиц зимой. | «Любопытный голубь» Вот и вышел на порог Любопытный голубок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ. Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз. | «Лебедь» Лебедей все люди знают, Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Описание: Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз. | |
#1052;ебель. | «Ванина кроватка» Широка кроватка Вани, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | «Красим стульчик» Мы умеем всё на свете: Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь: «Жик!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз | |
#1047;ащитники Отечества. | «Солдат на посту» Ходит «солдат» влево – вправо, Чистит зубки очень браво. Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность. Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. У к а з а н и я. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. | «Папа защитник» В нашей армии страну Папа защищает. На границе он войну В дом наш не пускает. Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. Описание: стоим или сидим, скрестив руки на груди. Разводим руки в стороны, поднимаем голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох | |
#1058;ранспорт. | «Автобус гудит» Я слегка прикрою рот, Губы – «трубочкой» вперед. Далеко я их тяну, Как автобус в звуке: у-у-у. Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | «Паровозик» Под весёлый стук колёс Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд. |
Март | ||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика |
марта праздник мам! | «Поцелуем мамочку» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Вытянуть вперед губы как будто целуем и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз). | «Обними маму» Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы. Описание: стоя или в движении сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4 с. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза. |
#1040;збука здоровья. | «Расческа» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз). | «Отдых для здоровья нужен» Выходной (скажу я смело) – Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: Дети ложатся на спину и выполняют упражнение на расслабление: под спокойную музыку они как бы засыпают – дышат спокойно, живот мерно поднимается и опускается. Когда музыка становиться громче, ребята потягиваются и неспеша встают на ноги. |
#1060;едорино горе(посуда) | «Не разбей чашечку» Широко открыт мой рот, Ходит «чашка» взад-вперед. Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка. Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки». | «Собираем посуду Федоре» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «посу-у-у-у-да!». |
#1042;одный транспорт. | «Пароход» Вывожу язык вперед, Закушу его – и вот: «Ы» тяну – и к нам идет Белый-белый пароход. Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»). Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»). У к а з а н и я. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. | «Плывем на лодочке» Ты гребешь одним веслом? Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз. |
#1043;оловные уборы. | «Снимем оденем шапочку» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка. Вариант 2: Описание: Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад-вперед. | «Надеваем шапку» Хоть устали одеваться, Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося : «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз. |
Апрель | ||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика |
#1059;мелые ручки(профессии и инструменты) | «Маляр» Стал язычок твой маляром, Он будет красить старый дом: Вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад. Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад. | «Регулировщик» Командуя жезлом, он всех направляет. Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз. |
#1055;утешествие по небу(воздушный транспорт) | «Вертолет» За верхнюю губку заложен язык – самолетик уступать никому не привык. Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд. | «Самолет» Самолётик – самолёт Отправляется в полёт Жу-жу-жу Постою и отдохну Я налево полечу Жу – жу – жу Постою и отдохну Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: разводим руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох, задерживаем дыхание, выдох, произносит ж-ж-ж, встает прямо, опустив руки, поднимает голову, вдох. Повторить 2-3 раза |
#1050;ак хорошо уметь дружить. | «Язык здоровается с подбородком» Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: - Эй, какая там погодка? Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз. | «Плечо друга» Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. |
#1050;ап, кап, звенит капель. | «Капель» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз). | «Капают сосульки» Цель: формирование дыхательного аппарата. Описание: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз. |
Май | |||
Тема недели | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | |
#1041;езопастное детство. | «Покусаем язычок» Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания. | «Футбол» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол | |
#1044;ень Победы. | «День победы» Улыбается ребенок, Праздник празднует с семьей И кричит «ура!!!» мальчонок, Широко открыв свой рот Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет. | «Армия» Есть в армии солдаты, Танкисты, моряки, Все сильные ребята, Им не страшны враги! Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Описание: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Повторить 4-5 раз. | |
#1050;нижки- малышки и их герои. | «Киска сердится» (Кошкин дом) Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит. Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | «Сказка» Мальчик Чиполлино, Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Описание: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «так-так-так». Повторить до 10 раз. | |
#1046;ивотные и птицы Камчатского края весной. | «Птенчик воробушек» Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. | «Ворона» Вот ворона. Эта птица Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Описание: стоим прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводим руки широко в стороны, как крылья, медленно опускаем руки и произносим на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р]. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик...
"Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников"
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников Артикуляционная гимнастика.Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым отно...
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик для коррекционной работы в домашних условиях
Данные комплексы адресованы родителям для использования в коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха и речи в домашних условиях...
Комплекс артикуляционной, пальчиковой , дыхательной гимнастик, малоподвижных игр и физминуток по лексическим темам для подготовительной логопедической группы группы. Под редакцией Н.В.Нищевой.
Комплекс будет полезен воспитателям логопедических групп, в котором собран материал по лексическим темам....
Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения во второй младшей группе детского сада.
Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений п...
Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения в средней группе детского сада.
Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений п...
Комплекс артикуляционной, пальчиковой, дыхательной, мимической гимнастики по теме «Зима».
В презентации представлен комплекс упражнений, который может использоваться при проведении индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий по теме «Зима»....