Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №37 «Колокольчик»
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников
через проектную деятельность»
(Консультация для педагогов)
Воспитатель: Е.А.Жарникова
Сургут, 2022г.
Консультация для педагогов
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников
через проектную деятельность»
Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношения к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие они были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности.
Для успешного приобщения детей к истокам народного творчества, национальной истории и культуре я использую проектную деятельность, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей.
Время не стоит на месте. Наши взгляды, наш быт, досуг, межличностное общение – всё меняется с быстрорастущими темпами информационно-технического прогресса. Время общения современных родителей со своими детьми значительно сократилось. «Живое» межличностное общение заменяет виртуальное общение, уличные игры заменяются компьютерными. Бесконечные реформирования в социальных сферах, огромный разрыв в уровне доходов между представителями «элиты» и подавляющего большинства населения России, неуверенность в завтрашнем дне. Все эти, да и многие другие социально-экономические и политические проблемы в стране приводят к неопределенности в ценностных ориентациях подрастающего поколения, к нестабильности в оценках нравственного и безнравственного, к расхождению в приоритетах духовного и материального.
Духовно-нравственное воспитание детей при любом политическом строе – было важной задачей нашей страны. Для современной России этот вопрос становится ещё более актуальным. Настоящее и будущее нашей страны определяется, прежде всего, духовно-нравственным здоровьем общества, сохранением исторического и культурного наследия народа, его традиций и ценностей.
Актуальность вышеизложенных противоречий определила цель моей работы: способствовать формированию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных ценностей в ходе реализации проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ.
Определяя основные задачи в работе, я исходили из принципов организации духовно-нравственного воспитания и развития изложенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Одним из ведущих принципов Концепции является социально-педагогическое партнерство.
Для педагогов дошкольного образования, воспитывающих самых юных граждан нашей страны, главенствующим является сотрудничество с семьями воспитанников. Одним из актуальных и рациональных методов вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада является проектный метод. Проектирование – это инновационная форма сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, использование которой позволяет вести эффективную работу в решении задач духовно-нравственного воспитания.
В чём же особенность проектной деятельности в ДОУ? Ребенок дошкольного возраста ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, установить цель и задачи, и поэтому проектная деятельность в образовательном пространстве детского сада носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, вовлекаются члены семей воспитанников. Родители могут быть не только источником информации и помощниками в реализации проекта, но и полноправными участниками образовательного процесса, что в свою очередь, позволяет им обогатить свой педагогический опыт, реализовать свой творческий потенциал, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Образовательные проекты сводятся к основным четырем этапам:
1. Подготовительный (целеполагание). Этап постановки проблемы (цели).
2. Разработка плана деятельности по достижению цели. На этом этапе, определяется: какими источниками информации воспользоваться, к кому обратиться за помощью.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Итоговый. Презентация продукта проекта и определение задач для новых проектов.
Для того чтобы приступить к работе над проектом, педагогу необходимо выполнить следующие условия:
- составить тематическое планирование, в котором будут учитываться все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, изобразительная, двигательная и т. д. ;
- разработать содержание занятий, игр, прогулок, различных мероприятий, связанных с темой проекта;
- организовать предметно-пространственную среду с учетом тематики проекта.
Далее, начинается совместная деятельность участников проекта. Педагог выносит проблему и предлагает детям её обсудить. В результате обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
На втором этапе работы над проектом педагог совместно с детьми отмечает, что уже известно детям по данному вопросу, а что они ещё хотели бы узнать, наконец, педагог спрашивает у детей: «Как нам ответить на интересующие нас вопросы?» Решением (планом действий) могут быть: чтение литературы, беседы со специалистами, тематические экскурсии и т. д. С учетом совместных предложений составляется окончательный план по достижению цели проекта.
Практическая часть проекта должна способствовать активизации мышления, познавательного интереса, детской любознательности. На этом этапе проекта дошкольники ищут, исследуют, творят. Воспитателю необходимо создавать ситуации незавершенности, незаконченности с целью побудить ребенка учиться самостоятельно - доделать, додумать, догадаться.
Заключительный этап проекта – это его презентация: итоговые занятия, оформление стенгазет, фотовыставки, мини-музей. Важно отметить социальную значимость проекта, форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Одним из таких проектов, который помог познакомить детей с традициями русской культуры стал проект «Праздники русского народа». Начали работу с ознакомления с произведениями русского народного творчества. В группе была организована выставка книг русских народных сказок и малых форм фольклора. Дети читали эти книги, рассматривали иллюстрации, пересказывали сказки, используя иллюстрации, ставили спектакли по русским народным сказкам с привлечением родителей («Репка», «Заюшкина избушка», «Заяц – хваста»).
Большое место в игровой деятельности занимают подвижные народные игры. Мы знаем, что народные игры являются традиционным средством педагогики. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. Эти игры полюбили дети и играют в них очень часто («Гуси-лебеди», «Дед Мазай», «Баба сеяла горох», «Ручеек»)
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование духовных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувства прекрасного. Надо, чтобы ребят окружали предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет ощутить себя частью народа.
В группе, в «уголке старины» есть деревянные ложки, самовар, прялка, матрешки, свистульки, дымковские, филимоновские игрушки - свистульки, плетеные короба.
При проведении игры «Магазин сувениров» детям предлагали определить: где, из какого материала изготовлена поделка, как она называется (дымка, гжель, городец). Большой интерес вызывают у ребят игры «Путешествие в прошлое». Было проведено интегрированное занятие «В гостях у хозяйки русской избы», где совершали путешествия в прошлое. Дети познакомились с тем, как жили люди на Руси, какая была обстановка в избе, посуда, которой пользовался русский народ, узнали чем занимались люди в долгие зимние вечера, побывали на ярмарке и расписали барышень используя элементы дымковской росписи. (Мероприятия и занятия в рамках реализации парциальной программы «Социокультурные истоки»).
Каждая тема подкреплялась различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовлением коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Работая по этой теме, мы организовали мини-музей «Деревянные игрушки» в котором были представлены старинные игрушки, выпиленные из дерева свистульки, куклы, сделанные своими руками. Эти семейные реликвии хранились на чердаках и были предоставлены членами семей для нашего музея.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу, способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Я предложила совершить экскурсии, посетить мероприятия в музеях и выставках города. Итогом таких экскурсий стала фотовыставка, на которой видно, кто, где был и что увидел.
Этот проект показал, что народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе нравственно – патриотического воспитания.
Связь поколений прослеживается на протяжении всей работы по духовно-нравственному воспитанию. В том числе, в нашем детском саду проводятся утренники с народной тематикой, на которых дети, знакомились с традициями русского народа. (Масленица, Коляда) Семейные традиции сближают членов семьи и поэтому мы предложили семьям участие в конкурсе «Пасхальное яйцо». Здесь мы увидели, как по-разному в семьях готовятся и отмечают этот торжественный день, как проявляются творческие способности и самобытность. В семьях любят, заботятся, уважают и гордятся своими старшими членами семьи.
Проекты, посвященные народным праздникам, знакомят детей с обычаями и традициями русского народа, помогают донести до них нравственные ценности, позволяют окунуться в эпоху прошлого.
Большое значение в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников принадлежит формированию у них патриотических качеств: любви к малой родине, чувства гордости за героические заслуги земляков. Особенностью реализации данного проекта является взаимодействие не только ребёнок-родитель-педагог, но и социум. Возникли проекты патриотического направления: «Защитники Отечества», «Мой родной Сургут». Реализуя данные проекты, использую мероприятия в рамках программы «Югра – мой край родной».
Подводя итог работы, хотелось бы отметить результаты духовно-нравственного развития детей посредством проектной деятельности.
Из наблюдений за поведением детей, индивидуальных бесед с воспитанниками и их родителями можно сделать вывод, что уровень знаний детей о своем городе, о своей малой родине, о традициях, истории и культуре российского народа значительно возрос. Хочется отметить, что дети охотно проявляют интерес к темам, которые кажутся, на первый взгляд, сложными для их возраста. Большинство детей знают и успешно подчиняются социальным нормам и правилам. Охотно вступают во взаимодействие с другими детьми и с взрослыми, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Атмосфера в детском коллективе позитивная и доброжелательная. Радует отсутствие агрессивности у детей.
Таким образом, социальные и психологические характеристики детей свидетельствуют и о достаточно высокой степени их духовно-нравственного развития.
На основе всего сделанного хочется посоветовать использовать метод проектной деятельности для решения поставленных задач. Вовлечение родителей, бабушек и дедушек в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно - образовательном процессе необходимо для эффективного и успешного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность
Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педаг...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных зад...
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность «Весёлая матрёшка»
quot;Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики". Е. ФлёринаВоспитатели: Едемская Ларис...
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звен...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи....
Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством проектной деятельности"
Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности....