Проект "Здоровым быть - здорово"
проект

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей и развития успешности. Одна из таких технологий – проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovym_byt_-_zdorovo.docx87.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

Проект

«Здоровым быть -  здорово!»

Средняя группа «Кораблик»

     

                                                                                                       Подготовила: Чуклина В.В.

                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                             

                                                   

                                                      г. Советский

2020 г.

                                                                                                       

  1. Краткая аннотация проекта

     Современный мир трудно представить без компьютера, телевизора и прочих гаджетов, а это сказывается на здоровье людей, а особенно детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать взрослым, которые его окружают. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

     На базе этих убеждений был разработан  проект. Он направлен на практическое внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность, где воспитатели , совместно с родителями работают над тем, как помочь сохранить и укрепить здоровье детей дошколят.

2. Паспорт проекта

Наименование проекта

«Здоровым быть - здорово!»»

Тип проекта

практико-ориентированный

Автор педагогического проекта

Чуклина Виктория Викторовна, воспитатель детского сада

Руководитель проекта, адрес организации, реализующий проект

Чуклина В.В, воспитатель детского сада.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка»  

Адрес: 628240,ХМАО-Югра, Тюменская область, Советский район, г.Советский, ул. З. Космодемьянской, 1.

Участники реализации проекта

Воспитатели, родители, воспитанники средней группы «Кораблики» детского сада «Дюймовочка»  г. Советский.

Сроки реализации проекта

09.01.2020г - 20.01.2020г.

Социальные партнёры

Родители

2. Актуальность проекта

Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его

Здоровье не купишь, никто не продаст

Его берегите, как сердце, как глаз.

Ж. Жабаев

       Здоровье – не все, но без здоровья ничего! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, быть красивым и обаятельным.

       В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.    

      Выбор темы проекта был обусловлен тем, что дети спрашивают об отсутствующих в саду товарищах. Где Миша? Почему он не пришел в сад? Ответ на вопрос был: Миша заболел. Прочитав произведение А.Барто  «Девочка чумазая», стали обсуждать произведение. После беседы с детьми  выяснилось, что они не знакомы с понятием «Здоровый образ жизни», не знают и не понимают его значимость, как сохранить и укрепить свое здоровье.

Также проанализировав  уровень заболеваемости в прошлом году по нашей группе оказалось, что процент посещаемости за год составил 60%. На основании вышесказанного,  был разработан краткосрочный проект по здоровьесбережению воспитанников средней группы «Кораблик» «Здоровым быть - здорово!».

 

Новизна проекта.

- Воспитание ценностей в семейных отношениях, формирование личностных качеств (любовь, взаимовыручка, дружба, сплочённость);

- Изучить интересы, мнения родителей, их хобби и привлечь к организации физкультурных досугов детей.

- Организовать консультации и обмен опыта между родителями;

- Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению физического здоровья детей;

- Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.        

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

- Художественно - эстетическое развитие

- Социально – коммуникативное  развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Физическое развитие

Проблема:

   Дети дошкольного возраста имеют очень мало представлений о своем теле и возможностях организма, у них не сформированы представления о бережном отношении к своему здоровью.

        

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1. В  группе оборудована площадка для активного отдыха (спортивный уголок) для ежедневной двигательной активности детей, индивидуальной работы с ребенком по развитию движений.

2. Подобран методический материал, оформлены следующие картотеки:

- утренняя гимнастика в игровой форме

- пальчиковая гимнастика

- подвижные игры

-  дидактические игры.

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика после сна;

- гимнастика для глаз;

- динамические паузы.

Продукт проекта:

Видеоролики: «На зарядку всей семьёй», «Семейная прогулка», «Готовим вкусный и полезный суп».

3. Цель и задачи проекта

Цель: 

-  формирование сознательного отношения к здоровью, как к главной ценности у всех участников проекта

Задачи:

- создать условия для сохранения и укрепления здоровья, прививать любовь к физическим упражнениям , занятиям физкультурой и спортом; закаливанию

- углубить знания детей о факторах, влияющих на состояние здоровья;

- дать представление родителям о значимости совместной с детьми двигательной деятельности;

- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;

- формировать понимание у ребенка необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни.

        

Ожидаемые результаты проекта: 

В результате реализации данного проекта мы получим:

 - Сформированность  у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, физической культуре, спорте;

-Увеличиние двигательной активности детей;

-Бережно относиться к своему здоровью;

- Интерес родителей к подвижным играм на воздухе;

- Осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, прогулки в парках и в лесу, посещение кружков и секций оздоровительной направленности);

- Родители будут вовлечены в воспитательно - образовательный процесс, что позволит им сделать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребенка.        

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

Этап реализации:

Первый этап работы - подготовительный

    1. Подбор и изучение методической литературы, обновление предметно-пространственной развивающей среды.

    2. Введение детей в проблему «Метод трех вопросов»

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как мы это узнаем?

Чтобы быть здоровыми нужно заниматься сортом.

Еда бывает вкусная и не вкусная.

Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать, много гулять.

Почему мы  болеем всё время?

Как можно защититься от болезней?

Какую пользу приносят полезные продукты организму человека?

Для чего нужно поддерживать полезные микробы?

Какая еда бывает самая полезная?

Что нужно делать, чтобы чувствовать себя здоровым?

спросить у родителей

 в энциклопедии; в книгах; в журналах;

в интернете;

посмотреть видеофильмы;

спросить у врача;

сходить с родителями в аптеку, поликлинику, магазин.

        

Второй этап – планирование и реализация деятельности

09.01.2023г.:

Мероприятие

Цель мероприятия

Работа с родителями

Работа со специалистами

Беседа «Что такое здоровье и как его приумножить»

формировать представление о себе, как о человеке

Беседа «Здоровье детей в ваших руках»

Дыхательная гимнастика «Вырасту большой»

Упражнения для органов дыхания

Консультация «Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей»

 

Чтение: С. Семёнов «Как стать неболейкой», С Михалков «Про мимозу»:

Воспитывать потребность быть здоровым через худ.произведения

 

 

Дидактическая игра «Полезно - вредно»

Сформировать представления детей о продуктах питания, их разнообразии, ценности и влиянии на организм

 

 

Чтение: А. Барто «Девочка чумазая», С. Семёнов «Как стать неболейкой», С Михалков «Про мимозу»»

Продолжать знакомство детей с творчеством К. И. Чуковского.

Создание перечня художественной литературы

 

Сюжетно – ролевая игра «Магазин полезных продуктов питания»

Формировать знания о полезных продуктах, здоровом питании.

Изготовление атрибутов для сюжетно ролевой игры

 

10.01.2023г.:

Мероприятие

Цель мероприятия

Работа с родителями

Работа со специалистами

Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто – чисто;

Просмотр мультфильма «Мойдодыр

 Дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях (микробы и вирусы)

Формирование у детей представлений о правилах личной гигиены.

Оформление папки – передвижки «Здоровый ребёнок».

 

Чтение валеологических сказок «Лечебное молоко», «Как Мишка не любил чистить зубы»

Продолжить знакомить детей с книжной культурой.

Обратить внимание родителей на занятие спортом в их семье – походы на стадион, бассейн, спортивный зал и т. д .»

 

Прогулка: Игры – эстафеты

Развивать у детей координацию движений, силу, ловкость, выносливость

 

 

Д/и «Кому что нужно»

 Закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

 

 

С/р игра «Магазин».

Развивать  у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру.

 

 

11.01.2023г.

Мероприятие

Цель мероприятия

Работа с родителями

Работа со специалистами

Беседа: «Микробы и вирусы»

Дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях

 

Прогулка:Подвижные игры:  «Поймай хвостик». «Поймай комара», «Прятки».

Развивать у детей координацию движений, силу, ловкость, выносливость

 

 

Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»

 «Узнай и назови овощи» 

Развивать представление детей о вкусной и полезной еде.

Консультация для родителей:

«Как приучить ребенка чистить зубы»

 

Сюжетно – ролевая игра «Магазин полезных продуктов питания»

 Дать представление о том, что полезная еда – залог здоровья.

 

 

12.01. 2023г.:

Мероприятие

Цель мероприятия

Работа с родителями

Работа со специалистами

Беседа «Витамины и полезные продукты»

Рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи

здоровья и питания.

Изготовление стенгазеты «Каким сортом мы занимаемся»

 

Разучивание стихов, загадок, потешек 

Учить передавать повадки и характер персонажей выразительными средствами: мимикой, жестом

 

 

Прогулка «Витаминная семья» - эстафета»

Приобщать детей к здоровому образу жизни

 

 

Экспериментальная деятельность: Волшебник – «Шиповник»

Развивать познавательную активностьаактивн активность детей в процессе формирования представлений о шиповнике и его свойствах .

 

 

Дегустация волшебного напитка «шиповника»

 

 

 

13.01.2023г.

Мероприятие

Цель мероприятия

Работа с родителями

Работа со специалистами

Рассматривание иллюстраций о различных видах спорта

Закрепить знания детей о разных видах спорта

Беседа: «Значение ЗОЖ для здоровья человека»

 

Продуктивная деятельность: «Яблоко» аппликация

 

Продолжить знакомство детей с приемами работы с шаблоном, с техникой обрывной аппликации.

 

 

Прогулка: подвижные игры: «По ровненькой дорожке»; «Бегите к флажку»» «Попади в круг»

Приобщать детей к здоровому образу жизни и двигательной активности.

 

 

Спортивное развлечение «Наше здоровье в наших руках»

Совершенствовать изученные навыки основных движений в игровой деятельности

 

Руководитель по физическому воспитанию.

 16.01.2023г.

Мероприятие

Цель мероприятия

Работа с родителями

Работа со специалистами

Беседа «Кто нас лечит»  (Экскурсия в медицинский кабинет)

Сформировать представления детей о труде врача и медицинской сестры

Д/и  «Виды спорта»

 

Познакомить детей с некоторыми видами спорта, спортивным инвентарем

 

 

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Обогащение игровых сюжетов детей

Предложить родителям сходить в аптеку на экскурсию

 

17.01.2023г.

Мероприятие

Цель мероприятия

Работа с родителями

Работа со специалистами

Беседа: «Правила гигиены»

Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни

Изготовление «Дорожки здоровья»

 

Игра «Путешествие в Страну чистоты»

Развивать гигиенические навыки; развивать навыки общения

 

 

 Игра «Шар по кругу»

Дети образуют круг, под музыку передают мяч по кругу. Музыка останавливается, у кого в руках оказался мяч, отвечает на вопрос: «Как я помогаю маме?».

 

 

 18.01.2023г.

Мероприятие

Цель мероприятия

Работа с родителями

Работа со специалистами

«Первая помощь»

Знакомство детей с элементами оказания первой медицинской помощи

 

 

Викторина «Ситуации»

Закрепить знания детей о безопасном поведении в д/саду и жизни;                прививать детям  нормы ЗОЖ

Вовлечь родителей в совместную деятельность  с детьми

 

 19.01.2023г.

Мероприятие

Цель мероприятия

Работа с родителями

Работа со специалистами

Беседа «Полезные и вредные привычки»

Учить детей отличать вредные и полезные привычки.

 

 

Дидактические игры : «Узнай на вкус»; «Волшебный мешочек»,  «Съедобное – несъедобное»

 

 

 

Ходьба по «дорожке здоровья».

 

Профилактика плоскостопия. Улучшить координацию движений

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия»

 

 20.01.2023г.

Мероприятие

Цель мероприятия

Работа с родителями

Работа со специалистами

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры: «Больница»

расширять у детей представления о труде работников больницы; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни

 

 

Дидактические игры:

«Подбери предметы»

 

Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о предметах личной гигиены

 

 

Групповая аппликация: «Цветок здоровья»

Создание мотивации детей на здоровый образ жизни

 

 

Третий этап – заключительный

Выставка «Где живут витамины»

        

Практическая значимость проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Список литературы

 

1. Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. [Текст]/ – М.: Флинта, 1999. - 169 с.

2. Игнатович, В. Г. Формирование культуры здорового образа жизни [Текст]/ / В. Г. Игнатович // Пачатковая школа. −− 2010. − № 9. − С.45-47.

3. Алямовская В. Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, - 72 с.

5. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Берсеневой. — М: ТЦ Сфера, 2004. — 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».

6. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

7. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М. : АСТ, 1998

9. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

                                                                                                                                 

                                                                                                                                   

                                                                                                                                       

   

  Приложение 1

Беседы с детьми

 «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины очень полезные.

- А вы, ребята, пробовали витамины?

- Витамины бывают не только в таблетках.

- А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

- В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Для лучшего запоминания использовать художественное слово.

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

- А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже, и Ирине всем полезны витамины.

5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).

- Почему на дереве выросла морковь?

- Чем полезно молоко?

- Какой витамин в свекле?

- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

 «Виды спорта»

Цель: закрепление знаний детей о различных видах спорта, спортсменах; кругозора детей.

Задачи:

- воспитывать интерес к различным видам спорта и спортивным играм,

- формировать осознанное позитивное отношение к занятиям физической культурой и спортом, потребность в целенаправленной развивающей двигательной активности,

- развивать двигательную активность, самоконтроль, координацию движений и моторные навыки.

Ход беседы:

Педагог: - Как называются люди, которые свою жизнь посвятили спорту? (ответы детей)

Педагог: - Да, люди, которые посвятили свою жизнь спорту, называются спортсменами.  Сегодня мы поговорим о спорте и спортсменах. Давайте с ними познакомимся. (Педагог предлагает вниманию детям карточки, на которых изображены спортсмены в различных видах спорта.)

- Вы знаете, что существуют разные виды спорта – зимние и летние.

Педагог: Чтобы стать настоящим спортсменом, требуется много сил, энергии, здоровья, труда и желания. Настоящий спортсмен, в ходе тренировок приобретает много качеств: выносливость, силу, ловкость, меткость, быстроту, грациозность, стройную фигуру, правильную осанку.

Педагог: Правильно, изо дня в день, с утра до вечера, жизнь спортсмена проходит в тренировках. Спортсмены бегают, прыгают, работают с разным спортивным инвентарем: мячами, скакалками, коньками, лыжами и т. д., но не все могут стать спортсменами. Одним -  не хватает упорства, желания, другим -  не позволяет здоровье. Но это совсем не означает, что вы не должны дружить со спортом. Пусть вы не станете знаменитыми спортсменами, но вы же хотите быть быстрыми, ловкими, выносливыми?

Педагог: Какой вид спорта вам нравится, и какой спортивный инвентарь используется в этом виде спорта? (Ответы детей.)

- Однако не все знают, чтобы добиться этих качеств, спортсмены много и постоянно тренируются. Дети, а что такое тренировка? Каких качеств, спортсмены добиваются тренировками? (Ответы детей.)

Педагог: - Каким спортом вы хотели бы заниматься? (Показ фотографий спортсменов, того вида спорта, который нравится ребенку.) Дети называют вид спорта, инвентарь, который будет необходим.

Педагог: -  Из нашей беседы вы поняли, что спорт – это, прежде всего, физические упражнения, только более сложные и подчиненный строгим правилам. Физические упражнения являются основой физкультуры, но о физкультуре мы поговорим с вами в следующей беседе

                                                                                                                              Приложение 2

Дидактические  игры:

«Чтобы быть здоровым, я буду…»

Цель: Закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.

Материал: Сюжетные картинки с изображением различных позитивных ситуаций       (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на санках, обливание и др.) и набор картинок с негативными ситуациями.

Ход игры:

             Воспитатель говорит: «Чтобы быть здоровым, ты будешь…»

Задача ребенка дополнить первую часть предложения воспитателя и подобрать         соответствующую позитивную сюжетную картинку.  

 

«Полезно – вредно»

Цель: Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов

Материал: Большие карты с изображением веселого человечка; набор карточек с     изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.

Ход игры:

             На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и грустного человечка.

Задача ребенка – выбрать карточки с полезными для здоровья человека продуктами и положить      их к карте с веселым человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами положить к карте с грустным человечком.

«Мы закаляемся»

Цель: Закреплять знания о предметах, которые помогают нам закаляться.

             Материал: Карточки с изображением предметов, необходимых для закаливания (инвентарь).

Ход игры:

Дети по очереди берут карточку с изображением предмета, необходимого для закаливания. Задача ребенка рассказать о назначении предмета и пользе для закаливания организма.

«Много – мало»

Цель: Учить детей думать, что и в каких количествах можно употреблять, не во вред своему здоровью. Формировать умение классифицировать продукты: кислый – сладкий, горький – солёный, овощи – фрукты.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов; карточка с вопросами:

Ход игры:

Что будет, если съешь много (картинка)?

Много яблок съешь – это хорошо…

Много яблок съешь – это плохо..

Задание: разложить овощи-фрукты, «Вершки-корешки».

Дидактическая игра по валеологии «Витаминное лето»

Цель: Закреплять знания о витаминах и содержании их в продуктах.

             Материал: Большие карточки и маленькие карточки с изображением овощей и фруктов.

Ход игры:

Воспитатель называет на большой карточке витамины, а дети выбирают предметные картинки с изображением продуктов, в которых есть этот витамин и кладут их к соответствующему витамину.

 «Волшебная кастрюля»

Цель: Расширять представление о разнообразии блюд.

Материал: Изображение кастрюли и карточки с изображением готовых блюд и продуктов, из которых их приготовили.

Ход игры:

Каждому ребенку выдается карточка с изображением готового блюда.

Задача ребенка – подобрать предметные картинку с необходимыми продуктами для приготовления данного блюда. Кто выполнил задание кладет свои картинки к волшебной кастрюле. Все вместе проверяют правильность выполнения.

«Угадай вид спорта»

Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта.

Материал: Карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.

Ход игры:

Ведущий раздает детям карточки с изображением различных видов спорта.

Задача ребенка – подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта.

Пословицы и поговорки про здоровье и спорт.

Закаляй свое тело с пользой для дела.

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

Смекалка нужна, и закалка важна.

В здоровом теле здоровый дух.

Паруса да снасти у спортсмена во власти.

Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.

Пешком ходить — долго жить.

Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

                                                                                                                              Приложение 3

Загадки про спорт и здоровый образ жизни

Любого ударишь –

Он злится и плачет.

А этого стукнешь –

От радости скачет!

То выше, то ниже,

То низом, то вскачь.

Кто он, догадался?

Резиновый.

(Мяч)

Он лежать совсем не хочет.

Если бросить, он подскочит.

Чуть ударишь, сразу вскачь,

Ну, конечно – это.

(Мяч)

Силачом я стать решил,

К силачу я поспешил:

- Расскажите вот о чем,

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

-Очень просто. Много лет,

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я.

(Гантели)

Есть лужайка в нашей школе,

А на ней козлы и кони.

Кувыркаемся мы тут

Ровно сорок пять минут.

В школе – кони и лужайка!

Что за чудо, угадай-ка!

(Спортзал)

Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети.

(Стадион)

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.

(Лыжи)

На снегу две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи-то.

(Лыжи)

На белом просторе

Две ровные строчки,

А рядом бегут

Запятые да точки.

(Лыжня)

Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится?

(Лыжник)

Ног от радости не чуя,

С горки страшной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне, дети?

(Лыжи)

Он на вид - одна доска,

Но зато названьем горд,

Он зовется…

(Сноуборд)

Есть ребята у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня?

(Коньки)

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие.

(Коньки)

Палка в виде запятой

Гонит шайбу пред собой.

(Клюшка)

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики«шайбу!»«мимо!»«бей!» -

Там идёт игра -.

(Хоккей)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

Не похож я на коня,

Хоть седло есть у меня.

Спицы есть. Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

Но звонить умею, знай!

(Велосипед)

Ранним утром вдоль дороги

На траве блестит роса,

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ –

Это мой.

(Велосипед)

Эстафета нелегка.

Жду команду для рывка.

(Старт)                                                                                                                   

     Приложение 4

В стране Болючке.

(Очень серьёзная сказка-беседа для дошкольников)

 Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Как начинаются сказки? В некотором царстве, За тридевять земель, Живало – бывало.  Начнём  и  мы  по-простому.  Жили  -  были  два братца.  Один в школе учился, во втором классе, а другой ещё маленький - Петька да Антошка. Жили не тужили, да однажды Петька из школы пришёл, а братца Антошки дома нет. Искал  его,  искал  не  нашёл.  Посмотрел  на  свою  собачку  Пыжика,  а  та  вдруг заговорила  голосом  человечьим:  Антошку  утащила  колдунья  Ангина.  Он напился  холодного  молока,  да  ещё  на  сквозняке  постоял,  и  она  тут  как  тут  -

схватит его за горло, не даёт ему дышать, глотать, хочет его погубить. А сама она такая красная,  злая. Я на неё залаял,  - только хуже сделал,  -  схватила колдунья Антошку и вылетела с ним в окно. Надо нам с тобой их догонять, пока следы свежие.  Я  вот чемоданчик  нашёл,  это  доктор  Айболит оставил мне  на  всякий случай. Из него само выскакивает то, что надо. Недолго  Петька  собирался  в  путь  дорожку  -  побежали  с  Пыжиком  спасать Антошку:  Бегут  и  по  дороге  встретили  студента  Фурацилина:  "Куда  бежим?  - спрашивает он? - Антошку от Ангины спасать. - О! Так я вам помогу!!!" На  берегу  он  объясняет,  что  при  ангине  надо  язык  высовывать  изо  рта  очень быстро  и  так  часто  делать  -  помогает.  А  ещё  надо  полоскать  горло фурацилином. Тут Фурацилин достал ведёрко с водой, прыгнул с него, а потом выскочил  и  вот  раствор  готов.  Тут  собачка  нашла  Ангину  -  в  кустах  у  дороги прячется.  Фурацилин  к  ней  подскочил,  в  ведёрко  её  опустил  и  как  давай полоскать. Полоскал, - полоскал, и сделалась она из красной - розовая, а потом исчезла. Все радостно запрыгали ,но рано! Оглянулись - Антошки нет! Глядят, а его  несёт  какая  -  то  высокая  особа.  Фурацилин  говорит:  "Это  тётка  Высокая Температура, а её дожидается дядька Озноб. Тётка эта вообще - то не плохая, но её  схватила  злющая  королева  страны  Болючки.  Простуда  из  нормальной превратила  в  высокую.  Я  с  ней  не  могу  бороться.  Бегите  сами,  спасайте Антошку!"

Петька и Пыжик догнали Высокую температуру в лесу на полянке. Она устала и отдыхала,  спала,  стоя  у  дерева.  Антошка  рядом  лежит  -  красный.  Из чемоданчика  выскочили  цветки  липы.  Сделали  из  них  настой  липовый, напоили  братца,  он  начал  бледнеть,  а  тётка  стояла,  стояла,  да  вдруг  и  упала. Превратилась в нормальную температуру.

Пыжик  начал  учить  Петьку,  что  при  высокой  температуре  надо  много  пить липовый  настой  и  чего-нибудь  кислого,  и  она  быстро  превратится  в нормальную. Петька взял на руки Антошку и принёс его домой, но из-за кустов выбежали  два  бородатых  старика.  Один  из  них  постоянно  чихал,  а  другой кашлял.  Они  подбежали  к  Петьке,  схватили  у  него  Антошку  и  моментально скрылись. Что же делать? Может поплакать? Вряд ли поможет. Пошли снова на поиски брата.

А  навстречу  им  девочка  и  мальчик,  они  представились  ГВОЗДИЧКА  и ЛИМОНЧИК. Лимончик подал Петьке кусок лимонной корочки, а Гвоздичка - гвоздику  (пряность)  и  посоветовали:  "Прежде  чем  бежать  по  следам  этих стариков - пожуйте корочку и гвоздику и тогда для вас эти дедули не страшны.

- А кто они?  -  это любимчики королевы Простуды

- Насморк Апчхи и Кашель Кхей-Кхей. Они боятся меня и моей подружки. А теперь идите по этой кривой дорожке к городу Хлюпонос, в котором живут Апчхей и Кхей-Кхей.

Наконец, они подошли к стенам какого - то города. Постучали в ворота, а они такие мягкие, потрогали стену, а она как подушка. Тут к ним прилетела ворона и прокаркала, что они находятся у СТРАНЫ ВАТНЫХ ОДЕЯЛ. Жители страны, объяснила  Ворона,  хорошие  ребята,  но  очень  любят  кутаться,  т.  к.  панически боятся  королеву  Простуду.  У  них  стены  сделаны  из  подушек,  улицы,  города закрыты  коврами,  над  городом  крыша  из  стекла.  А  сами  всегда  одеты  так.

 А. Барто "Сто одёжек"/

Лиф на байке, три фуфайки, на подкладке платьице,

Шарф на шее, шаль большая, что за шарик катиться?

Сто одёжек, сто застёжек, слова вымолвить не может

Так меня закутали, что, не знаю, тут ли я?

Жителей этой страны называют куталки.

Наконец,  ворота  этой  страны  открыл  мальчик  в  тулупе,  валенках  и  шапке.

"Заходите скорее, а то сквозняк" - и он захлопнул за ними ворота из матрасов.

На них набросились куталки, и моментально одели их в шубы, валенки, ушанки,

ещё и в одеяла завернули, чтобы отогреть. Они чувствовали, что задыхаются от жары. Ворона яростно сорвала с себя меховой нахвостник и прокричала: " Если человек не  любит  свежий  воздух, кутается, боится холодной  воды, не  закалён,

Простуда всё  -  равно  прорвётся сквозь подушки, вместе  со своей компанией  - кашлем,  насморком  и  высокой  температурой,  схватит  человека  и  начнет  его мучать. - А что же нам делать? - испугались куталки". Ворона  прочла  им  учёную  лекцию:  "  Чтобы  не  бояться  простуды,  надо одеваться  по  погоде,  второе  -  делать  зарядку,  третье  -  обтираться  холодной водой или принимать такой же душ! Вот три золотых правила! Запомните, их куталки.  Куталки  решили  стать  закаляками,  стали  раздеваться,  разбирать пуховые заборы, снимать стеклянную крышу: а что было дальше мы не узнаем, т. к. Петька с Пыжиком опять в пути.

 

 


Приложение 5

Консультации для родителей

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей

   Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы.      "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог.  Само слово "гигиена" произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья).

Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Поэтому

работа по формированию  у детей навыков личной гигиены должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.

  Для воспитания у детей хорошей привычки мыть руки  можно пользоваться маленькими стишками:

         

   ***                                              

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

            ***                                                          

 Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться
Мама может рассердиться…
В. Науменко

В ванне.

Любо плавать Ване
В белом море - в ванне.
Только вот обидно -
Берега не видно.
Видимость пропала,
Мыло в глаз попало...
А. Шлыгин

Вода и мыло                                

- Грязнуля ты!
На лбу твоем чернила! –
Воскликнула Вода,
Увидев Мыло.
- Да, - Мыло говорит, -
Я это знаю,
Зато других от грязи

Я спасаю!

В речке кончилась вода
Ой, беда, беда, беда -
В речке кончилась вода!
Это из-за Вали:
Валю - умывали!!!
В. Шуржик

Задача взрослых при формировании культурно-гигиенических навыков, развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены. Предлагаем вместе  с детьми научиться,  правильно мыть руки.

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Надеемся, что наши рекомендации помогут  Вам.

Как одевать ребенка?

Многие родители считают, что ребёнка надо одевать теплее. Дети, которых кутают,  чаще болеют. Движения сами по себе согревают организм, и помощь "ста одежек" излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.

Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу. Парадоксально, но самое надежное средство от холода -воздух. Оказывается, чтобы лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда. Что надеть под куртку или пальто? Сначала майку или футболку из хлопка, который хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободный, но плотно прилегающий на шее и запястьях. На ноги - шерстяные носки и теплые ботинки на меху или сапожки, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри.

Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок. На этот счет нет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры. Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой - особенное тепло дает пища, богатая углеводами и жирами.

Многие считают - беда, если у ребенка замерзли уши. В сильный мороз, боясь отита, мамы и бабушки используют целый арсенал, состоящий из платочков, шапок - ушанок, шапок - шлемов. Однако если у ребенка воспаление ушей, это вовсе не значит, что переохладились именно они. Позаботьтесь поплотнее закрыть шею и затылок ребенка - именно здесь происходит наибольшая потеря тепла.

Профилактика простудных заболеваний

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый третий ребенок имеет отклонения в физическом развитии. Сейчас положение еще больше ухудшилось: 50 – 80 % детей имеют различные заболевания.  Причин тому множество: и экономических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них это не внимание взрослых к здоровью своего ребенка. Мы, конечно же, любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболевает. В повседневности же не используем весь арсенал средств и методов, исходя из условий жизни и детской деятельности.                                                              

    Главной причиной большинства простудных заболеваний у детей является несоответствие одежды и обуви ребенка температурному  режиму. Значит, необходимо всегда сопоставлять температуру воздуха и одежду ребенка, не допуская как перегревания, так и переохлаждения тела.

     Очень важны для здоровья ребенка музыкальная терапия и терапия запаха, как компоненты в создании фона, той обстановки, где живет ребенок.

     Режим. Всегда был и остается основой полноценного физического развития детей. Не случайно замечено, что по понедельникам дети приходят в детский сад нервозные, трудные. Вероятно потому, что в выходные дни дети отходят от привычного режима и живут по расписанию взрослых; поздно встают, не гуляют, к ночи (из-за гостей) поздно укладываются спать. Дети от этого капризны, потому что нарушается устоявшийся стереотип детского организма.

     Утренняя гимнастика.   Как хорошо, когда в семье существует традиция -  ежедневно проводить утреннюю гимнастику.

     Прогулка. Физиологами и психологами научно доказано, что ребенок выполняет в день 6 – 13 тысяч движений. Причем замечено, что если ребенок совершает  меньше 6 тысяч движений – ребенок испытывает дискомфорт. В условиях гиподинамии малыш хуже развивается, капризничает. Двигательный комфорт дошкольнику лучше всего обеспечивать на свежем воздухе. В ненастную погоду: ливень, снегопад, сильный мороз – дети, как правило, остаются дома. Тем самым дети лишаются кислорода, общения со сверстниками. В таком случае,

рекомендуем использовать дома так называемые «комнатные прогулки». Советуем проводить их так: всем тепло одеться (шерстяные носки, спортивный костюм, шапку), открыть балконную дверь и в течение 30 – 40 минут активно двигаться, играть. А на обычных прогулках практиковать     походы, бег, как универсальные средства укрепления здоровья.

    Подвижные игры.  Хорошо, когда родители и дети имеют свои любимые подвижные игры. Среди которых могут быть «лапта», «третий лишний», «классики». Ребенок обязательно будет играть, если увидит играющих,  папу и маму, бабушку и дедушку.

   Пантомима.  Немаловажную роль в обеспечении двигательной активности детей играет пантомима.

   Спортивные игры.  Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр с элементами спорта вполне доступны детям 5 -6 лет (и даже более раннего возраста). Дети, как пищу, должны с ранних лет иметь свой спортивный инвентарь. Это могут быть - санки, лыжи, коньки, резиновый круг, велосипед, ракетки для бадминтона или  мячи, кегли, городки, шашки и  шахматы.  Таким образом, физическая культура – понятие емкое. И только в комплексе процедур, с учетом здоровья детей мы сумеем добиться положительных результатов в этом первостепенном вопросе.

Если ребенок заболел…

       Болезни – штука неприятная, особенно детские. Но на календаре зима, а значит избежать многочисленных простуд, скорее всего не удастся. Дети очень часто не любят лечиться, поэтому, как только первые «горячие денечки» остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и не обязательным. Жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить! Психоэмоциональное состояние ребенка играет положительную роль в оздоровлении. Если у взрослых людей более 70% заболеваний имеют психосоматическую основу, т.е. заболевание является реакцией организма на наши эмоциональные проблемы, то дети зачастую «отвечают» болезнью на беспокойство и озабоченность родителей. А именно в таком состоянии пребывают родители, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.

      Другая особенность организма ребенка – постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т.е. к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограничение движения негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движения влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающихся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства ЦНС и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабеет сердечнососудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям. Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины – ЛФК. Однако психика ребенка особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно, заниматься. Именно поэтому упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний адаптированы и изменены в виде игры. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Следует помнить, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях.

     В горле «запершило», из носа потекло, а через два дня появляется кашель. Это отек, который поразил слизистую носа, затронул и бронхи. Ребенку стало тяжело дышать. А тут еще мокрота, которую воспаленное лимфоидное кольцо носоглотки щедро выделяет день и ночь, стекает по бронхиальному дереву вниз. Если ребенок лежит, мокрота застаивается, не откашливается, микробы в ней размножаются, вот уже и до воспаления легких недалеко.

    Но дети интуитивно чувствуют; не надо лежать. И как только температура снижается, а высокой она бывает при ОРЗ от силы день-два, они сразу начинают скакать по постели. И правильно делают. Во время прыжков и беготни малыши интенсивнее дышат, получается своего рода аутомассаж. Бронхи при этом освобождаются от мокроты, кашель быстрее проходит и осложнения непоседам не грозит.

    В первый же день после снижения температуры можно начать делать лечебную гимнастику. Вот упражнения для детей среднего дошкольного возраста.

«Солдатским шагом».

   Спокойная ходьба по комнате с переходом на маршировку. Высоко поднимаем ноги, согнутые в коленях. Дышать при этом надо через нос, ровно держать спину. Время выполнения – 1 минута.

«Самолетик».

    Бег с разведенными в стороны на уровне плеч руками. При этом ребенок тянет звук «у-у-у». За 10-15 секунд до окончания бега темп постепенно замедляется.

«Тикают часики».

    Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо – «тик». Наклон влево – «так». Спинка не сутулится, слова произносятся громко. Упражнение выполняется 4-5 раз.

    Окружающие человека природные факторы: солнце, воздух и вода – постоянно влияют на закаливание организма, а система терморегуляции у нас включается при жаре или холоде. Закаливание нужно рассматривать как естественное (влияние природных факторов на человека в повседневной жизни) и специально организованное, с выполнением обязательных условий.

Специально организованное закаливание, хотя и более кратковременно по дозированию, но значительно эффективнее по своему воздействию. Воздух оказывает сильнодействующее влияние на человека. От рождения и до конца жизни мы дышим воздухом в основном через легкие и кожу. И от того, каков воздух, какой он температуры, зависит наше здоровье. Если мы дышим постоянно воздухом комнатной температуры, то никакого закаливающего эффекта происходить не будет. Полезнее находиться на свежем воздухе или в проветриваемом помещении.

     Спать необходимо в прохладной комнате. Кто спит при температуре 17 – 18 *, тот дольше остается молодым. По мере утраты связи с природой, человек стал терять и свое здоровье. Раньше крестьяне все время трудились на природе, женщины зимой полоскали белье в ледяной проруби … Весь крестьянский труд выполнялся в поте лица, с постоянным изменением теплового баланса в организме – тепла и холода. Человек ходил босыми ногами по земле и тем самым не нарушал биологические законы.

     Болезнь века – психологические стрессы. Борьба с ними: более частое пребывание на воздухе (даче, рыбалке, в лесу). Многие же из нас отдают предпочтение пребыванию в квартире у телевизора – бича нашего здоровья. Насладившись природой, человек заряжается положительной биоэнергией, снимает с себя отрицательные психические эмоции, получает необходимую физическую подготовку.

     Свежий воздух помогает и быстрому излечению от простудных заболеваний. Вода – неотъемлемый источник нашей жизни. Чем больше принимается воды вовнутрь, тем больше усваивается твердых веществ. Холодная вода при наружном применении производит раздражение, передающееся нервной системе, а потом кровеносной. Горячая вода, наоборот, оказывает успокаивающее расслабляющее действие.

     Последние научные данные говорят о том, что холодный душ дает положительную биоэнергию, а горячий и тем более. Утром полезнее принять холодный душ, а вечером – горячие ванны или душ. Холодные водные процедуры положительно влияют на работоспособность, т.е. заряжают организм, придают бодрость и уверенность. Еще древние греки считали, что «вода смывает все страдания». Наиболее сильнодействующими являются холодовые  процедуры со снегом, хождение по снегу с босыми ногами, обтирание снегом. Чем больше разница температур разогретого тела с окружающей средой в момент закаливания, тем большее физиологическое воздействие мы получаем. При систематическом закаливании организма происходит не только привыкание, приспособление физиологической перестройки организма, но и гораздо большее – потребности к систематическим повторениям. По мнению специалистов, человек должен находиться не менее 2 часов в сутки обнаженным, как можно больше с босыми ногами, да еще лучше в соприкосновении с землей.

                

Когда и сколько заниматься физкультурой

        Возможность включить в распорядок дня совместимые знания одного из родителей с

ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего, следует соблюдать принцип систематичности, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.

Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита времени родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий (если ребенок устал последолгой прогулки или прогулка еще предстоит, продолжительность занятий будет меньше, чем после отдыха).

     Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренних занятий – не более 10 минут. Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересен тот факт: пока ребенок в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают это требование, но когда дети подрастают, родители частенько о нем забывают. Ребенок нуждается в активных движениях на воздухе, причем в любую погоду, это особенно благоприятно отражается на его физическом развитии.

     Соблюдение элементарных правил личной гигиены должно прививаться с ранних лет. Под этим понятием, мы привыкли понимать умывание, чистку зубов, соблюдение частоты рук, тела, одежды. Под чистотой часто подразумевается внешнее отсутствие грязи, которую можно увидеть глазами. Но ведь случается не только внешняя, но и «внутренняя грязь»  - так называемые токсины, которые выделяются через потовые железы. Если их не смывать, то происходит самоотравление, которое выражается в проявлении утомления, раздражения, нервозности. Чтобы избежать этого, нужны ежедневные водные процедуры, желательно два раза в день: утром и вечером.  Отсутствие привычки к обливанию всего тела водой или обтирания мокрым полотенцем может привести к ослаблению организма и частым простудным заболеваниям.

ВАННА, ДУШ, КУПАНИЕ – прекрасное средство закаливания и своеобразный массаж.

                              

 

 

                                                                                                                              Приложение 6

Круглый стол для родителей

«Здоровье ребёнка в ваших руках!»

Цель: Показать необходимость здорового образа жизни в семье.

Задачи:

 1.Пропагандировать здоровый образ жизни.

 2.Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.

 3.Осознать необходимость заботиться о здоровье своих детей.

Форма проведения: круглый стол, дискуссия.

Правила работы:

 - Взаимопомощь!

 - Быть на равных условиях!

 - Спорить, но не ссориться!

Вступительное слово:

Здоровье взрослого человека на 75 % определяется условиями его формирования в   детском возрасте. Однако физическое воспитание детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Часть времени активного бодрствования дети проводят в семье и на родителей ложится особая ответственность за здоровье ребёнка. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребёнка заботиться о своём здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении.
Беседуя с детьми о здоровье, я спросила: » Что нужно делать человеку, чтобы не болеть?» Ответ был однозначным — пить таблетки. «Подождите»,- сказала я. «Ведь человек не болен. Что нужно делать чтобы оставаться здоровым?» «Пить таблетки». Начали разбираться и пришли к выводу, чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни, который включает несколько положений.

1.Правильное питание
2.Режим
3.Культурно- гигиенические навыки
4.Закаливание
5.Физкультура
6.Прогулки на свежем воздухе.
7.Отказ от вредных привычек.

Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, его функциях, узнает о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни.

Однако нельзя насильно принуждать. В большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Для этого нужно проявить и артистизм, и хитрость, и фантазию. Ну и, безусловно, собственный пример родителей. Если ребёнка насильно принуждать заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены, он быстро теряет интерес к этому.

Вопросы дискуссии:

1.Что такое здоровье?Ответы

«Здоровье – это не отсутствие болезней – это физическое, психическое и социальное благополучие» На сегодняшний день в России сложилась социальная катастрофа, связанная с состоянием здоровья будущего поколения. Поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

2.Что значит здоровый человек? Он какой? Ответ: Он жизнерадостен; активен; доброжелателен; развит физически, достаточно быстр, ловок и силен; закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Благодаря правильному питанию и регулярным занятиям физкультурой ребенок не имеет лишней массы тела. Это получился, портрет” идеально здорового ребенка.
3.Какие факторы влияют на здоровье детей? Ответы Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от родителей и от взрослых, его окружающих, от мира на Земле, от экологического состояния планеты.
4.Что такое «здоровый образ жизни»? Ответ: Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.
5.Какие вредные привычки детей плохо влияют на их здоровье? ОтветДети, хотя они ещё не понимают всех опасностей вредных привычек родителей, они непроизвольно начинают их копировать. По этой причине необходимо по возможности не проявлять при детях свои нездоровые наклонности, уделив им время вне присутствия ребёнка. А лучше, стараться избавиться полностью, чтобы не подавать плохой пример своим детям. Это же касается и просмотра передач и фильмов. В этом случае лучше заблокировать взрослые каналы и ограничиваться просмотром фильмов, допустимых к просмотру в семейном кругу. Это будет отнимать много времени, но зато Ваш ребёнок будет расти психически здоровым.
6.Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы? Ответ: Привычки к здоровому образу жизни, прививаемые детям в детском саду, можно объединить в программу — минимум, которую ребенок должен выполнять самостоятельно:

Мыть руки перед едой, и после посещения туалета.
Полоскать рот после еды.
Умываться холодной водой.
Следить за своим внешним видом.
Уметь расслабиться и гасить отрицательные эмоции.
Уметь избегать опасности.
Ежедневно менять трусики и носки.
Уметь пользоваться носовым платком.
Не есть овощи и фрукты немытыми.
Не есть много сладкого.

 

Викторина на тему: «Здоровье».

(Если отвечаете правильно, делаете шаг вперед, если неправильно — шаг назад)

Вопросы.

1.Согласны ли вы, что зарядка — это источник бодрости и здоровья? — ДА.

2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? — НЕТ.

3.Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? — НЕТ.

4.Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10.000 чел? — ДА.

5.Правда ли, что бананы снимают плохое настроение? — ДА.

6.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения? — ДА.

7.Правда это или ложь, что есть безвредные наркотики? — ЛОЖЬ.

8.Отказаться от курения легко? — НЕТ.

9.Правда ли, что молоко полезнее йогурта? — НЕТ.

10.Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? — ДА.

11.Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? — ДА

12.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? — НЕТ.

13.Правда ли, что надо ежедневно выпивать 2 стакана молока в день? — ДА

14.Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? – ДА-7-

15.Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? — НЕТ.

  Все, кто оказался в 1 линии, получают приз и садятся на места, а кто во второй линии — остаются .

Игра «Закончи пословицу! »

Чистота – залог …. здоровья!
Чисто жить – здоровым …. быть!
Кто аккуратен – тот людям …. приятен!
Грязь и неряшливость – путь…. к болезням!
Чистая вода – для хворобы …. беда!
Гигиена, чистота – нам здоровье…. красота!
Быть здоровыми хотим – помогает нам…. режим!
Солнце, воздух и вода – наши лучшие… друзья!
Проведите дома эту игру с детьми и повторите пословицы!

                                             Питание.
1.Максимально разнообразить стол.
2.Стараться включать в рацион овощи и фрукты, выращенные в нашей полосе.
3.Не заставлять есть, когда не хочется.
4.Не награждать едой.
5.Не ссориться во время еды. Оставлять выяснение отношений на другое время.
6.Исключить из рациона напитки типа «кока — кола», чипсы.
7.Помнить, что сладкое после основной пищи вызывает брожение в желудочно — кишечном тракте.
8.Ужинать не позже, чем за 2 часа до сна.

                                                  Режим дня.

Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Родителям детей, посещающих детский сад, нужно следить за тем, чтобы режим дня в выходные дни дома не отличался от режима дня в детском саду. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности. В результате недосыпания человек становится раздражительным, невыдержанным, злым и нетерпеливым.
Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:

1.Перед сном не наедаться.
2.Спать нужно в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха 16-18 градусов.
3.Спать нужно, как можно более раздетым.
4.Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.
5.Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночи.
6.Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.
7.Важно, чтобы ребёнок дома засыпал в одно и то же время.

                                                Закаливание.

Закаливание — самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Обычно под закаливанием понимают воздействие холодом. Но и тепловые воздействия оказывают оздоровительный эффект. Совместные походы в баню, кроме оздоровительного воздействия даёт много положительных эмоций. Самое главное — перепад температур. Организм человека приобретает неуязвимость к колебанию температуры окружающей среды. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой. Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем. Соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности. Избегать крайностей. Переохлаждение недопустимо!
При первой же возможности ребёнку нужно ходить босиком. Дайте детям в летний период возможность ходить босиком по песку и по асфальту, по мелким камушкам и шишкам. Кроме закаливающего эффекта — это прекрасное средство профилактики плоскостопия.

                                          Двигательная активность.

Существует связь между физическим развитием ребёнка и развитием его интеллекта. Играйте с детьми. Игра — способ познания мира. Запрещать ребёнку играть — значит запрещать развиваться! Нужно сочетать двигательную активность с семейными прогулками на природе.
Кроме пользы — только польза.
Совместные велопрогулки, каток, поход в парк, пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, природный материал (шишки, жёлуди, камни, палки) – всё это стимулирует двигательную активность детей. Во время прогулок совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности.

                                           Ограничение телевизора и компьютера.

В числе пагубных воздействий телевизора и компьютера – ухудшение зрения, заболевания суставов, ожирение, повышение кровяного давления. Дети часто теряют чувство реальности. Маленькие дети больше подвержены отрицательному влиянию сцен насилия. Установлено, что на детей, которых любят, с которыми родители много общаются, смотрят вместе телевизор, сцены насилия оказывают менее сильное воздействие, чем на детей, растущих в неблагоприятных условиях.
К сожалению, в силу недостаточного развития уровня культуры и образования в нашем обществе в последнее время здоровье ребёнка в семье не является абсолютным приоритетом! Многие родители не могут служить своим детям положительным примером здорового образа жизни, как и не могут создать ребёнку позитивную мотивацию быть здоровым!
Здоровье — это целенаправленная работа на всю жизнь!
А то, что закладывается в ребёнка с детства – остаётся с ним на всю жизнь!

                                                Подведение итогов.

Здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни!

Здоровый образ жизни – это

- отказ от вредных привычек;

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции;

- высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

(Предложить памятки родителям)

Здоровье Вашего ребёнка в Ваших руках, дорогие родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей по здоровому образу жизни в ДОУ "Быть в движении- значит быть здоровым!"

Советы родителям дошкольников, по укреплению имунной системы детей....

Презентация "Быть в движении – значит быть здоровым"

«Быть в движении –значит быть здоровым». Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.Сотрудничество педагог...

Заметки для родителей: « Быть в движении, значит быть здоровым»

Заметка о том, что взаимодействие детского сада и семьи приносит хорошие показатели в физическом развитии детей и к снижению заболеваемости. А так же развитию у детей ценностей к ЗОЖ....

«Если хочешь быть здоровым - спортом занимайся, если хочешь счастлив быть больше улыбайся!»

Физкультурное  мероприятие с детьми подготовительной группы и родителями...

Статья "Быть здоровым -хорошо, быть здоровым-важно!"

Сборник материалов по итогом регионального семинара-практикума для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...