Цикл дидактических игр «Ознакомление детей с растениями и животными»
картотека (старшая группа)
Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»
Задачи:
- Закрепить представление о жизни растений и животных, их взаимосвязи.
- Развивать диалектическое мышление, воображение, развитие речи, тактильные ощущения.
- Воспитывать сочувствие, сопереживание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_didakticheskih.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12 «Красная шапочка»
Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»
Подготовила: воспитатель Жигулина Е.В.
Задачи:
- Закрепить представление о жизни растений и животных, их взаимосвязи.
- Развивать диалектическое мышление, воображение, развитие речи, тактильные ощущения.
- Воспитывать сочувствие, сопереживание.
Игры на ознакомление детей с растениями и животными.
Тема: «Хозяева северных просторов»
Задачи: развивать воображение, творческие способности; развивать связную речь.
Материал: разрезные картинки животных Севера: лемминг, лайка, полярная сова, росомаха, белый медведь.
Ход игры:
Педагог делит детей на команды и предлагает каждой из команды два вида разрезных картинок, из которых нужно быстро составить изображение животного Севера, загадать загадку описательного характера.
Например: Лемминг – это маленький зверек, мех густой, пушистый. За ним круглый год охотится песец.
Лайка - надежный друг жителей Севера, помогает охотникам, помогает спать на снегу.
Полярная сова- все видит, все слышит, летает бесшумно, когти острые, глаза, как желтые фонари.
Игры с ящиком ощущений.
Задачи: развивать тактильные ощущения, связную речь умение задавать вопросы; расширять кругозор детей о жизни животных и птиц.
Материал: шишки, ягоды, или другая пища для того или иного животного; материал для постройки гнезда (веточки, мох); кусочек меха («одежда» животного) или другие предметы.
Ход игры:
1-й вариант:
ребенок на ощупь определяет лежащий в ящике предмет и рассказывает, с какими животными и как он связан.
2-й вариант
на столе лежат карточки с изображением разных животных. Ребенок на ощупь определяет лежащий в ящике предмет и выбирает карточку с изображением животного, с которым этот предмет связан, объясняет свой выбор.
3-й вариант
ребенок на ощупь определяет лежащий в ящике предмет и рассказывает другим детям о его особенностях (этот предмет легкий, шершавый, теплый и т. п.). Дети отгадывают предмет по описанию, а затем называют связанное с ним животное.
4-й вариант
ребенок руками предмет, но ничего при этом не рассказывает. Дети отгадывают, что лежит в ящике ощущений. Для этого они задают наводящие вопросы: этот предмет легкий или тяжелый? Холодный или горячий?
5-й вариант
ребенок трогает руками предмет, но ничего при этом не рассказывает. Дети отгадывают, к какому животному этот предмет имеет отношение, задавая разные вопросы, например: это животное, живет в лесу? Это животное ест рыбу?
6-й вариант
педагог предлагает «ящик ощущений» по кругу. Каждый ребенок опускает руки в «ящик ощущений» и называет одну из характеристик предмета. Например, первый ребенок говорит: «Этот предмет гладкий». Второй ребенок добавляет: «Этот предмет тяжелый» и т. д. В заключение взрослый помогает детям перечислить все характеристики лежащего в ящике ощущений предмета и называть сам предмет.
Тема: «Цепочка питания»
Задачи: дать представление о том, что в жизни животных все взаимосвязано. Научить детей правильно выкладывать цепь питания.
Материал: карточки с изображениями животных и растений.
Ход игры:
Дети получают карточки с изображениями животных и растений. Задание: составить из карточек цепочку питания (цепочку жизни). Это можно сделать двумя способами.
Первый - разложить карточки на столе в нужном порядке.
Второй – взять по одной карточке в руки и встать рядом друг с другом так, чтобы образовалась цепочка питания. Свой вариант цепочки нужно объяснить. Примеры пищевых цепочек: трава- заяц- волк; желуди – лесная мышь- сова; желуди – кабан- волк; трава- мышь – лиса; лист- гусеница- птица; тля -божья коровка- куропатка- хищные птицы; растения –гусеница -птицы; травы- кузнечик -луговые птицы; грибы- белка- куница; лесные злаки- лось- медведь; насекомые- ежи.
Для усложнения задания можно добавить «лишние» карточки животных и растений, то есть тех, которые не включены в цепочку питания. Например, к карточкам трава- заяц- волк добавить карточку с изображением белого медведя.
Тема: «Сплетем паутинку жизни»
Задачи: закрепить представление детей о том, что все живые организмы на Земле связаны друг с другом как ниточки в паутине. Порвешь одну, остальные ослабнут и, в конце концов, путина жизни исчезнет.
Материал: карточки растений, животных, хищники и травоядные, «санитары» (то есть те, кто уничтожает мертвые остатки растений и животных, грибы, некоторые жуки, бактерии, дождевые червяки) карточек хищников должно быть меньше, чем травоядных, а карточек травоядных меньше, чем карточек с изображением растений карточки должны быть по количеству участников, шнур ( во время игры руки участников должны быть свободны).
Ход игры:
Участники игры становятся в круг, в центре – ведущий. Он предлагает создать сеть жизни и напоминает, что все на Земле начинается с Солнца, которое дает свою энергию растениям. После этого ведущий просит взять в руки и крепко держать конец веревки участника, на карточке которого изображено растение. Кто может съесть это растение? Отзывается, например, игрок – «Заяц», ведущий тянет к нему веревку от предыдущего участника игры и предлагает взяться за шнур. При этом шнур должен быть хорошо натянут. Далее в игру вступает ребенок с карточкой волка, к которому ведущий также подходит с натянутой веревкой. Но и волк не вечен, он может умереть, и тогда его останки «съедят» бактерии, жуки – мертвоеды.
Значит, следующим в игру вступает ребенок с изображением бактерий или жука. Благодаря действиям природных «санитаров» в почве появляется больше пищи для растений. Значит, у нас опять вырастает растение, - за веревку берется новый игрок- «растение». Его снова съедает травоядное животное, которым, в свою очередь, лакомится хищник, и т. п. Постепенно все участники игры отказываются, когда веревка в руках участников образует натянутую сетку. Ведущий предлагает проверить сеть на прочность, положить на нее какой- либо широкий и достаточно тяжелый предмет, например, книгу. Вот так и паутина жизни на нашей планете выдерживает очень многое. Но наступает момент, когда и у нее кончаются запасы сил. Ведущий сообщает, что человек уничтожил волка (на месте волка может быть и другое животное). «Волк» опускает шнур. Кто почувствовал, что шнур в его руках ослаб (например, игрок – «Заяц»), тоже опускает веревку и т. д. В результате из- за исчезновения одного хищника распадается вся паутина жизни. В заключение педагог подчеркивает, насколько в природе все тесно связано между собой, и как важно сохранить на Земле «Паутину жизни».
Тема: «У кого сколько ног»
Задачи: закрепить знания о насекомых и их характерных признаках, развивать внимание, быстроту реакции.
Ход игры:
Перед началом игры педагог просит вспомнить, сколько ног у животных той или иной систематической группы. Например, у насекомых – 6 ног, у зверей- 4, у паука- 8, у птиц - две и т.д. у человека тоже две ноги, а вот у многоножки - действительно много ножек.
В процессе игры, услышав название животного, участники игры должны разбиваться на группы так, чтобы количество их ног соответствовало количеству ног названного ведущим животного. Если ведущий говорит «волк», дети разбиваются на команды по два человека (получается 4 ноги), если произносит слово «паук», - по 4 человека (8 ног). При слове «стрекоза» все делятся на группы по 3 человека (6 ног) и т.п. Кто не успел примкнуть к группам, становится лишним и выбывает из игры.
Тема: «Что на что похоже»
Задачи: развивать воображение, мышление; умение считать; закрепить представление об объектах природы и искусственных объектах, расширить словарный запас.
Материал: рисунки с изображением разных геометрических фигур (змейка, круг, полукруг, прямая и волнистая линии, треугольник, прямоугольник, и др.) коробка с зелеными листочками (поощрение за ответы).
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть рисунок, назвать геометрическую фигуру и определить, на что она похожа. При этом выполняются два варианта задания: сначала дети называют только объекты природы, а затем - только объекты «неприроды». Выигрывает тот, у кого окажется больше листочков.
Например: змейка- природа: змея, речка, червяк, палочка, веточка, ручеек.
Неприрода: тропинка, проволока, лента, шнурок, канат, цепь, веревка.
Половинка круга: долька апельсина, радуга, гора, камень, закат, восход и т.д.
Неприрода: лента, арка, дугу, порванную шину и т.д.
Круг: солнце, ягода, озеро, луна и т.д.
Неприрода: колесо, кольцо, мяч, руль и т. д.
Фигурка в виде капельки: камешек, клык, морковка, ноготь, листик и т. п.
Неприрода: ракета, часть ложки, наконечник стрелы и т.п.
Тема: «О чем говорят экологические знаки »
Задачи: закрепить правила поведения в природе, развивать речь, диалектическое мышление.
Материал: картинки с запрещающими и разрешающими знаками, музыкальное сопровождение.
Ход игры:
Педагог предлагает рассмотреть комплект картинок с экологическими знаками.
Задание: пока звучит музыка, нужно среди разложенных на ковре знаков выбрать те, которые понадобятся для похода в лес, и объяснить их значение.
Тема: «Что к чему»
Задачи: дать представление дошкольников с классификацией природных объектов на объекты живой и неживой природы; развивать внимание.
Ход игры:
Материал: большой лист ватмана делится пополам на одной половине изображен символ природы (дерево), на другом символ того, что сделано руками человека (ладошка), карточки с изображением различных предметов и объектов.
1-й вариант
Педагог раздает карточки и просит детей выбрать из них те, на которых изображена природа. Обсудите результаты. Сделайте вывод: природа – это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» - это все то, что сделано руками человека. Педагог дает задание разложить предметы к природе или к неприроде.
2-й вариант
Педагог называет объект живой и неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются (например, если названо растение - дети поднимают руки, «растут», если животное прыгают). Когда же педагог называет объект неживой природы, дети замирают на месте.
Тема: «Найди каждому свой дом» (моделирование)
Задачи: дать представление о классификации животных в зависимости от среды обитания. Развивать умения пользоваться моделями.
Материал: карты с изображением разных сред обитания (моря, земли, неба и т. п.) и карточки разных животных.
Ход игры:
Педагог раздает пятерым игрокам карты с изображениями различных сред обитания животных. Затем последовательно достает из стопы картинки – изображения разных животных. Игрок, у которого на карте есть изображение среды обитания данного животного, закрывает картинкой пустой квадрат на своей карте.
Тот, кто первым закроет все пустые квадраты на своей карте, выигрывает.
Тема: «Кто что любит» (моделирование)
Задачи: Формировать представление детей о хищных животных. Закреплять умение детей пользоваться моделями.
Материал: карты с изображением моделей, карточки с животными.
Ход игры:
Педагог раздает, троим игрокам карты с изображение моделей особенностей питания животных. Затем последовательно достает из стопки картинки с изображениями разных животных. Играющий, которому подходит данная картинка, закрывает ею пустой квадрат на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Тема: «Чей след» (моделирование)
Задачи: формировать у детей представление о животных, систематизировать животных по следам. Закреплять умение детей пользоваться моделями.
Материал: карты с изображением животных, следы этих животных.
Ход игры:
Педагог раздает игрокам карты с изображениями животных. Пустые квадраты на карте ребенок должен заполнить изображениями животных, которые оставляют такой след. Тот, кто первым закроет все пустые квадраты, выигрывает. Педагог проверяет правильность выполнения.
Тема: «Путешествие по зимнему лесу»
Задачи: формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время. Развивать понимание, что на их образе жизни и состояние оказывают условие, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день).
Материал: 4 карточки с изображением деревьев и кустов без листьев, ели, покрытыми снегом. Карточки с изображением зайцев - беляка, волка, лисы, медведя, сороки, белки.
Ход игры:
Педагог показывает карточку и спрашивает: «Куда поместим это животное». Дети называют животное и помещают на карте в нужное место (медведя- в берлогу, зайца- в под куст или елку, сороку на ветку дерева и т. д.).
Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
Тема: «Защитники природы»
Задачи: учить детей отличать добрые поступки от иных. Воспитывать желание по- доброму относится к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
Материал: карты с изображением леса и водоема, где разбросан мусор, поломаны веточки у деревьев, разорены гнезда …Маленькие карточки, изображающие добрые поступки в природе.
Ход игры:
Играют 4 ребенка, каждому из них раздают по 1 карте. Педагог показывает карточку с тем или иным добрым поступком (например, дети убирают мусор, перевязывают веточку..), спрашивает : « Кому эта карточка?» ребенок берет карточку и кладет на то место, где необходима эта помощь.
Тема: «Помоги лесным обитателям»
Задачи: уточнить у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время. Формировать представления о лесниках и их деятельности - зимней подкормке животных. Воспитывать желание совершать хорошие поступки.
Материал: карточки с изображением лосей, зимующих птиц, диких животных.
Ход игры:
Педагог поднимает карточку с изображением какого – либо животного и спрашивает: «Как помочь этому животному?» (Лосям - сено, птицам – хлебные крошки, семечки, зерно…)
Тема: «Помоги растениям»
Задачи: способствовать появлению у детей стремление пожалеть растение, действенно ему помочь.
Материал: картинки с изображением растений с листьями, которые повяли и растений со здоровыми, красивыми листьями, карточки с изображениями помощи растениям (лейка, тряпочка, палочка и т. п.)
Ход игры:
Педагог поднимает карточку с «больным растением» и спрашивает : «Как помочь растению»? дети находят карточки с изображение помощи растениям (полить, протереть пыль, пожалеть…)
Тема: «Циклограмма развития» (моделирование)
Задачи: уточнить знания детей о стадиях роста и развития животных и растений.
Материал: для каждого животного и астения вырезанный круг из бумаги. Маленькие карточки, изображающие определенную стадию развития животного.(рыбы, птицы, дерева, цветка, бабочки)
Ход игры:
Дети выкладывают круг жизни того животного или растения, которое у них изображено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Цикл НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с произведениями русских и башкирских поэтов"
Несколько конспектов занятий по ознакомлению детей с произведениями русских и башкирских авторов на темы: "Родина моя", "Что такое родня?", "Кто такой друг?" и т.д...
Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разнообразием сказочных архитектурных образов
Были разработаны 2-е серии занятий, направленных на ознакомление детеи с разнообразием сказочных архитектурных образов, разнообразием их формыи деталей. Занятия включали в себя следующие виды дея...
Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»
Цель: Закрепить представление о жизни растений и животных, их взаимосвязи.Развивать диалектическое мышление, воображение, развитие речи, тактильные ощущения.Воспитывать сочувствие, сопереживание....
Цикл дидактических игр "Звериная семья" (домашние и дикие животные)
Формировать умение различать домашних и диких животных; их детенышей. Учить правильно называть детенышей животных, подбирать предмет к действию; называть жилище животных; подбирать слова – призн...
Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края. (средний и старший возраст)
Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края.(средний и старший возраст)Автор: Мысливченко А.А., воспитатель МАДОУ «ЦРР Д...
Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой «Растения и животные зимой»
Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой «Растения и животные зимой»...
Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»
Цель: закрепить представление о жизни растений и животных......