Индивидуализация образовательного процесса посредством макетной игровой среды
учебно-методическое пособие (старшая группа)
На сегодня очень важна задача индивидуализации образования.
Одним из условий для осуществления индивидуализации является поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Я остановлюсь на игровой деятельности
Всем известно, что в детском саду, игра является ведущим видом деятельности, главным содержанием детской жизни. Играя, ребенок общается с другими детьми и взрослыми, познает окружающий мир, учится осуществлять поиск, учится мыслить и творить.
В жизни старших дошкольников большое место занимают сюжетно-ролевые игры. Но наблюдая за детьми в нашей группе, мы заметили, что сюжеты игр у детей очень обеднены, просты и не дают нужного развивающего эффекта, прослеживается слабая система интеграции, дети упрощённо используют полезный и интересный материал, нет новизны и креатива. В связи с эти возникла необходимость пересмотреть развивающую предметно - пространственную среду группы, как одно из условий саморазвития личности, с учетом склонности, интересов, уровня активности каждого ребенка.
Изучив литературу по модернизации развивающей предметно- пространственной среды с учетом ФГОС ДО, наше внимание и интерес привлекли макеты
Для того, поддержать детскую индивидуальность, чтобы игра в нашей группе развивалась, детям необходимо привлекательное пространство. Мы решили, что таким пространством может стать макетная игровая среда, т.е. наш домик.
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. В нашем саду работает творческая группа по вопросу оснащения развивающей предметно - пространственной среды, в состав которой мы входим, и можно сказать являемся координаторами.
Вначале мы провели предварительную работу с детьми: рассматривали картины и иллюстрации, читали художественную и познавательную литературу, проводили беседы, затем собирали материал, продумывали дизайн будущего макета. Мы старались увлечь и заинтересовать детей, создать особую эмоциональную атмосферу, которая стимулировала бы творческую активность и инициативу самих детей. И нам это удалось. На сегодня - это самое любимое место для игр наших воспитанников. А насколько заинтересованы и вовлечены в данную работу родители - просто не передать. Мы увидели в них детей.
Затем начался этап изготовления самого макета. Вместе с детьми и родителями мы наполняли его предметным материалом различным по тематике. В создании макета дети выбирали такие виды продуктивной деятельности, как лепка, конструирование, рисование: плели из бумаги, коврики, лепили посуду для кафе, предметы быта, животных. и т.д. Процесс создания макета осуществляется во время самостоятельной детской деятельности. При изготовлении макета мы тесно взаимодействовали с родителями.
Наш игровой дом состоит из макетов – игровых зон. Вначале это был дом
( по типу домика куклы Барби), в котором жила обычная семья. В доме была: гостиная, детская комната, кухня, спальная комната, ванная. Все события и игры детей разворачивались вокруг данной семьи. Мама готовила на кухне, дети играли в детской, папа смотрел телевизор в гостиной. Постепенно данный макет мы привязали к тематическим дням. Возрос интерес, возникла необходимость расширять игровое пространство. Здесь уже мы- взрослые стали опираться на индивидуализацию детей нашей группы: мы узнали, что Ринат интересуется машина и у него дома целая коллекция автомобилей. Так в нашем домике, на первом этаже появилась автомастерская, парковка, автозаправочная станция. Имеющиеся в уголке природы макеты мы также использовали в игре. Нижний этаж переоборудовали под вольеры для животных, и семья отправлялась в выходной день в зоопарк. Для зоопарка дети лепили животных, подбирали мелкие игрушки, рисовали вольеры, дома вырезали из журналов продукты, которые любят обитатели зоопарка, и которыми их будут кормить смотрители или работники по уходу за животными. Расширялся опыт детей, пополнялись знания о работе и работниках зоопарка. Так наша папка- копилка или игровой контейнер пополнились новым материалом.
Анечка очень любит цирк, может часами рассказывать о гимнастах, клоунах, дрессировщиках- так возник новый игровой сюжет, и наша кукольная семья поехала на цирковое представление. Сменился игровой фон- дети рисовали и вырезывали передвижной цирк- шапито.
По окончании летнего периода дети с увлечением рассказывали, как провели отпуск и, играя в своем домике, решили отправить всю семью на отдых, пока еще стояли теплые дни. Денис- очень разносторонний мальчик, предложил выбрать для поездки воздушный транспорт, так у нас появился аэропорт. Самое интересное- это была подготовка к отпуску. Девочки рисовали куклам наряды. Так мы вспомнили кукол из нашего детства, для которых мы подбирали гардероб, нарисованный своими руками. Потом увлеклись чемоданами. Их было просто множество, в результате фантазирования у нас появились очень необычные чемоданы, с моторчиками и хитрыми замками. Здесь мы уже говорили о различных службах аэропорта, самолетах, самом отдыхе, но и конечно же не забыли о правилах поведения на воде и др жизненно необходимых ситуациях. А главное, что на сегодня, дети могут моделировать разные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
О нашем чудо- доме можно рассказывать бесконечно. Он многофункционален, решает очень много вопросов. Это модель индивидуализации образовательного процесса.
Наш макет универсальный и он отвечает следующим принципам:
-Полифункциональности (открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей). Каждый игровой отсек дома является своего рода макетом и может создаваться детьми самостоятельно, в соответствии с замыслом ребенка. Это способствует развитию творчества, воображения, знаково – символической функции мышления и др.
Играть в таком домике, т.е. использовать разнообразные макеты (кафе, детская игровая площадка, зоопарки др) могут одновременно подгруппы детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициируют совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и пр.
-Трансформируемости (создает возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов)
Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и атрибутов, сделанных своими руками. В процессе изготовления и дальнейшем использовании нашего макета, мы одновременно решаем несколько задач:
закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
активизация лексического словаря;
развитие монологической и связной речи;
развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
формирование навыков сочинительства;
развитие общей и мелкой моторики рук;
формирование творческих способностей;
воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков;
умения работать в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда, как средство индивидуализации образовательного процесса
Моделирование предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада в ходе реализации проекта "Собаки - наши верные друзья"...
Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И...
Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Основным в дошкольном воспитании является не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка....
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»
Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...
Социо-игровая технология как средство индивидуализации образовательного процесса
Знакомство с основными особенностями социо-игровой технологии...
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ "ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА"
В данной презентации можно найти варианты оформления портфолио дошкольника и памятку для воспитателей по ведению портфолио...
Консультация для педагогов " Роль предметно пространственной среды в индивидуализации образовательного процесса в ДОУ"
Консультация для педагогов....