Доклад. Безопасность детей в природе.
методическая разработка
Цель доклада- Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формирование навыков безопасного поведения. Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей природе. Вместе с тем дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно развивать навыки безопасного поведения в природе дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._bezopasnost_detey_v_prirode.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад.
Безопасность детей в природе.
Цель доклада: ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формирование навыков безопасного поведения.
На современном этапе развития общества уделяется большое внимание дошкольному возрасту и социализации ребенка, подготовке его к безопасной жизнедеятельности, культурному, физическому, нравственно – этическому и эмоциональному благополучию.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей природе. Вместе с тем дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно развивать навыки безопасного поведения в природе дошкольников.
В условиях реализации ФГОС ДО в области «Социально – коммуникативное развитие» формируются основы безопасного поведения в быту, в социуме, в природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Безопасное поведение рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. Главная цель формирование безопасного поведения у детей – развитие навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях природы.
Актуальность:
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения. Проведя анализ знаний детей группы (беседы, наблюдения за детьми во время прогулки, напрашивается вывод, что дети практически не знакомы с правилами поведения в природе. В связи с этим нами и была выбрана тема проекта по безопасности «Дети и природа».
Цель работы:
Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формирование навыков безопасного поведения.
Задачи:
- Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе (познакомить и обучить детей правилам поведения в лесу, формировать бережное отношение к живому);
- Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе;
- Развивать познавательный интерес к миру природы;
- Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе;
- Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей
- Воспитывать экологическую культуру,
- Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой;
- Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог.
Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной цепочки грозит нарушением природного баланса. Все это принадлежит нам – людям, которые живут сейчас, и которые будут жить позже.
Есть взрослые равнодушно проходящие мимо ребенка, который наносит вред природе, если он не учит его беречь природный богатства, это означает он не воспитывает в ребенке бережное отношение к природе. Это негативные моменты становятся, к сожалению, нормой нашей жизни.
Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать живое нельзя, мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Взрослым важно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как огромного дома, в котором мы все живем.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей природе. Вместе с тем дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно развивать навыки безопасного поведения в природе дошкольников.
Для этого надо проводить наблюдения за природой, прислушиваться к голосам птиц, одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь.
Основные направления работы по образовательным областям:
Коммуникативное развитие
- Дидактические игры: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Что будет, если…»;
- Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»;
- Сбор веток и мусора на территории группового участка.
- Просмотр презентации: «Правила поведения в лесу»;
- Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»;
- Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей».
Познавательное развитие
- Рассматривание альбомов: «Жалобная книга природы», «Правила
- поведения в природе», «Природа родного края»;
- Рассматривание репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали» И. И. Шишкин, «Берёзовая роща» Левитан И. И., «Дубы» Васнецов В. М.
- Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за
- поведением младших и старших детей на других участках;
- Целевая экскурсия по территории детского сада;
- Создание альбома: «Жалобная книга природы»;
Речевое развитие
- Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес,
- дремучий лес» С. Погорельского;
- Беседы: «Мы – юные друзья природы», «Лес – богатство нашей родины»,
- «Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», «Все
- нужны на Земле», «Как вести себя в лесу».
- Отгадывание загадок о лесе, о его обитателях.
- Чтение рассказов: «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Волчишко» Е. Чарушин и т.д;
- Чтение пословиц и поговорок о лесе.
Художественно-эстетическое развитие
- Раскрашивание картинок «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу».
- Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы».
- Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад» Я. Аким, «Одуванчик» Е. Благинина, «В лесу» И. Белоусов, «Гость в лесу» Н. Красильникова, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов, «Однажды в лес…» Г. Ладонников, «Шагай» Б. Заходер.
Физическое развитие
- Подвижные игры: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по
тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки».
- Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», Уж как шла лиса по тропке», «Явления природы».
Игра – как способ моделирования окружающей жизни. Отражает события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно.
Играя в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.
Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, используются специально подобранные произведения художественной литературы: «Маша и медведь», «Три медведя», «Волшебные спички» и др. учат детей правилам безопасного поведения в природе.
Создание предметно- развивающей среды
Одним из определяющих факторов познавательного развития ребенка является предметно-развивающая среда. Правильно организованная среда со специально подобранными материалами помогает взрослому обеспечить правильное развитие ребенка, приучать к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Предметно - развивающая среда в группе представлена:
- инструкции о безопасном поведении в природе для дошкольников,
- памятки для детей и родителей,
- подборка настольно-печатных игр,
- дидактические игры: «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды). и т д, фотографии, рисунки, презентации с познавательным материалом о безопасном поведении в природе познавательная и художественная литература, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Что же можем сделать мы, педагоги и родители, для выработки активной жизненной позиции у наших детей?
- Быть самим примером правильного поведения.
- Отвечать на вопросы ребенка, показывать взаимосвязь всего живого в природе. Убеждать что мы не хозяева, а лишь гости.
- Обращать внимание детей на негативные последствия неправильных действий человека в природе.
- С малых лет наши дети должны знать не только то, что можно взять у природы, но и что надо сделать для ее блага.
Правила поведения в природе.
- Не ломать ветки и кустарников! Берегите лес!
- Не рвите в лесу, на лугу, в поле большие охапки цветов! Для букетов хороши цветы, выращенные своими руками.
- Не разрушайте муравейники!
- Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков!
- Не подходите близко к гнездам птиц и не разоряйте их!
- Не оставляйте после себя мусор! Никогда не выбрасывайте его в воду!
- Не сбивайте несъедобные грибы, ими лечатся животные! «Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю Землю садами, цветами, такая планета нужна нам с вами».
Мы лишь гости, а не хозяева в большом природном доме. Наша задача давать детям позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. Но если они постоянно видят мусорные свалки, загрязненные водоемы, то экологическое бескультурье становится «нормой» поведения, ребенка начинает воспринимать это как привычную картину окружающего мира. Помните, что зрительные образы и эмоциональный опыт в этом возрасте является сильнейшими факторами, определяющими процесс развития экологической культуры личности. Разговаривая с ребёнком правилах повеления на природе обращая их внимание на то, чего нельзя делать, как не следует себя вести, важно проговорить, а что же можно делать в лесу. На одних Запретах нельзя воспитывать ребенка.
Важно уже с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей.
Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например, рассказать ребенку: дети нашли в лесу маленького ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежика? Человек не сможет выкормить детеныша, и он погибнет. Животные в природе не потерянные и не брошенные. У них своя жизнь. Никто кроме родителей не создаст им условия для роста и развития. Ежика надо отпустить.
Помните- взрослый своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребенка. Все лучшее ребенок берет из семьи.
Значит, наша с вами задача в том, чтобы вырабатывать у детей необходимую позицию. Мы должны внушить ребенку как непреложный нравственный закон – бережное отношение к природе. Каждый ребенок должен знать, что, сохраняя в чистоте небольшой родничок, он заботится не только о себе и своих близких, о родной стране, но и обо всех людях, живущих на земле.
Литература:
- С.Н. Николаева «методика экологического воспитания дошкольников»М.1999
- Н.А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений» М.2003
- Т.Н. Зенина «Экологическая гостиная в ДОУ» М.2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Безопасность детей в автомобиле".
Практически ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают увечья дети. В подавляющем большинстве случаев эти трагедии на совести взрослых, причем зачастую самых близких людей родите...
доклад Безопасность детей в природе
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них....
Доклад: «Безопасность ребёнка на дороге»
Хотелось бы поднять тему безопасности для детей на дорогах. В большинстве случаев дети, особенно школьного возраста, не знают элементарных правил поведения на дороге. Многие родители считают, что дост...
Доклад "Безопасность развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО".
Данное выступление нацелено на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам, связанным с организацией развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО....
Доклад. "Безопасность на дорогах. Сохраним жизнь вместе"
Все мы живем в обществе, где надо соблюдатьопределенные нормы и правила поведения в дорожно- транспортнойобстановке. Можно избежать многих опасностей и бед, если ребёнка с малыхлет, до того как он пой...
Доклад «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно- транспортной обстановке. Можно избежать многих опасностей и бед, если ребёнка с малых лет, до того, как он...