Описание технологии «Квест»
статья (старшая группа)
Квест – это современная игровая технология обучения дошкольников, которая позволяет уйти от традиционных форм обучения детей, создать условия для развития всех видов детской деятельности и реализацию задач по всем образовательным областям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_tehnologii_kvest.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание технологии «Квест»
Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров.
Ориентируясь на ФГОС ДО, в своей разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, реализую на практике эффективные формы взаимодействия с детьми, отталкиваюсь от их предпочтений, образовательных возможностей и ведущего вида игровой деятельности. Я выбираю такие педагогические технологии, методы и приемы, которые позволят достичь наиболее эффективного развития в работе с детьми с ОВЗ. Одной из таких технологий, на мой взгляд, является квест-технология.
Квест – это современная игровая технология обучения дошкольников, которая позволяет уйти от традиционных форм обучения детей, создать условия для развития всех видов детской деятельности и реализацию задач по всем образовательным областям. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников, развития заинтересованности и мотивирования, что не маловажно для детей с ЗПР. Квест – технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (педагога), четкие правила.
С помощью данной технологии можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные (дети усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).
коррекционные (Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, совершенствование умения контролировать поставленные звуки в свободной речи, развитие фонематического анализа и синтеза, развитие умения ориентироваться в пространстве и другие).
Для того чтобы эффективно организовать квесты для детей с ЗПР, я придерживаюсь определенных принципов и условий:
- доступность – задания не должны быть чересчур сложны для ребёнка;
- системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
- эмоциональная окрашенность заданий;
- методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами;
- разумность по времени, необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес;
- использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста;
- наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Организация квеста в нашей группе проходит в несколько этапов.
1 этап – Подготовительный. На подготовительном этапе зарождается идея квеста, его замысел, определение целевой аудитории, происходит продумывание сюжета и подбор заданий, написание сценарного плана, организация игрового пространства и ресурсов, разработка маршрутных листов. По-необходимости, привлечение героев и проведение предварительной работы с детьми. При подготовке квеста, важно отдавать предпочтение коллективной работе воспитанников, что способствует межличностному взаимодействию, развитие коммуникативных компетенций и социализации.
2 этап – Организационный. Так как дошкольники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности, квест необходимо начинать с переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышения интереса, создания соответствующего эмоционального настроя (появление героя, сюрпризный момент, проблемная ситуация). Далее происходит обсуждение темы и правил квеста, раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон. Перед началом квеста рекомендуется совместно последовательно разобрать маршрут по зонам. Для позитивного настроя и продуктивной деятельности воспитанников необходимо создавать максимально спокойную обстановку и поддерживать атмосферу доброжелательности.
3 этап – Деятельностный. В процессе квеста участники последовательно движутся по зонам, решая различные задания. Предъявляя задание не следует допускать сложные инструкции, формулировать задачу четко и конкретно. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать на какие-либо дополнения, уточнения, т. к. процесс переключения у детей с ЗПР очень снижен. Для облегчения образовательной деятельности воспитанников рекомендуется использование зрительных опор (картин, схем, таблиц). Организация такой игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку, недостающую информацию или снаряжение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
У детей с ЗПР необходимо постоянно поддерживать ситуацию успеха (похвала, бонусы в виде жетонов, наклеек). А регулируя эмоционально – волевую сферу и поведение детей, рекомендуется вводить штрафы.
4 этап – Рефлексивный. На этом этапе происходит обсуждение с детьми, с целью выявления умения вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности и полученный результат. Физическая рефлексия – анализ физических возможностей (успел - не успел, смог - не смог). Сенсорная рефлексия дает возможность отслеживать свое самочувствие, эмоциональное состояние (комфорт - дискомфорт). Интеллектуальная рефлексия - анализ образовательной деятельности и ее результатов, без которой невозможно качественно усвоить материал (понял - не понял, легко далось -возникли трудности).
При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Квест - игра требует хорошо продуманной РППС, поскольку необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность экспериментировать, фантазировать, творить. Это наличие центров активности в группе, оснащенные с учетом принципов ФГОС и имеющиеся в каждом центре провоцирующие средств (сюрпризная коробка, неоформленный материал, зашифрованные записки, головоломки, нестандартное оборудование, незавершенные задания, иллюстрации, внезапно появившийся предмет, алгоритмы действий и т.п.).
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь мне, как педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Роль педагога в квесте организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность. По результатам наблюдений за деятельностью детей во время прохождения квеста я выявила, что квест, как технология игровой деятельности способствует развитию регулятивных действий, т.к. именно от правильной организации квеста зависит повышение мотивации воспитанников в различных видах деятельности, а в дальнейшем успешность социализации в обществе.
Главное преимущество квест - технологии в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО. Технология способствует созданию условий развития ребенка с ОВЗ для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе сотрудничества со взрослыми, и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание технологий работы педагога-психолога.
Описание технологий работы педагога-психолога....
ПОТЕШКИ (описание технологии использования потешек с детьми раннего возраста)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида», г. СыктывкарПолякова Светлана Владимировна, воспитатель 1 категорииПОТЕШКИ...
Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.
Описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитиедошкольников в игровой деятельности. Проект "Территория игры"...
Описание технологии по формированию элементарных математических представлений дошкольников
В соответствии с ФГОС образовательная программа дошкольного образования обеспечивает познавательное развитие ребенка, которое в частности, предполагает формирование первичных представлений о свойствах...
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...
Описание технологии "Развивающий диалог"
Материал содержит описание технологии "Развивающий диалог"....
Педагогический совет с использованием инновационных образовательных технологий: QR-технология и технология Квест - игра.
Педагогический совет с использованием инновационных образовательных технологий...