Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию во 2 младшей группе.
картотека (младшая группа)

Пастухова Светлана Анатольевна

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nravstvenno-patrioticheskih_igr.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

по нравственно-  патриотическому воспитанию

во 2 младшей группе

 Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу города Колпино, номер дома, квартиры, этаж.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.  

«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках дет сада; какие обязанности они выполняют; где находится группа, музыкальный и физкультурный залы и т.д.; закрепить умение ориентироваться в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации  детского сада, работников дет.сада, планы дет сада, группы. 

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.

«Поиски добрых слов»

  Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства  правоты и справедливости; связь «слово и поступок», «слово и отношение»

Ход игры:  Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

  Цель:  обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие. 

«Расскажи о своей  семье»

Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить и ценить их.

Материал:  фотоальбом, составленный совместно с родителями с  семейными фотографиями.  

«Наша страна»

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстрации, фотографий

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

«Малая Родина»

Цель: Выявить знания детей о своей малой  Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Колпино

Материал:  иллюстраций, фотографий города Колпино.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают.

« Флаг России»

(г.Колпино, г.Санкт-Петербурга)

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают;

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

   

                         «Найди флаг России, г.Колпино, г.Санкт-Петербурга »

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают.

Материал: картинки с изображением разных флагов

Ход игры:  среди 4-6  предложенных флагов  найти нужный.

«Путешествие по городу Колпино»

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями  города, с памятниками культуры.

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города.

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

                                        «Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

 

«Наш микрорайон».

Цель:  закрепить знания детей о своем микрорайоне, о  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении дет.сада

Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона.  

Ход работы: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают  о своем микрорайоне, о  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении дет.сада.

«Назови виды спорта».

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь; формировать знания о том, что  занимаясь спортом,  мы оздоровливаемся, отдыхаем.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение людей.

Ход  игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

«Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал:  семейные фотоальбомы.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры: Взрослый предлагает детям, выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

«Узнай по описанию кто это »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал: картинки и иллюстрации  с изображением животных России.

Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают.

«У кого какой домик »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края; формировать знания о названиях жилища животных.

Материалы: картинки и иллюстрации с изображением жилищ животных.

Ход игры: Медведю – берлога, белке – дупло и т.д.

                                                  «С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение   образовывать относительные  прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников  и листьев

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

               

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лекарственных трав.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лекарственного растения, дети отгадывают. Воспитатель рассказывает о ее целебных свойствах.

«Малая Красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных, птиц нашего края  занесенных  в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.  

Материал: «Малая Красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.  

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о  них.

« Узнай,  о ком я говорю»

Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают.

«Как найти дорожку в детский сад?»

  Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение  определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества

Ход игры воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов. Дети называют.

             

«Мир предметов»

 Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать  слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода

Ход игры:  дерево- деревянный, стекло-стеклянный и т.д.

«Собери узор».

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

 Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных  фрагментов.

«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены: небо, море;    картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

«На суше, в небе, по воде, под водой»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены небо, море,   картинки животного мира.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

«Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

«Кто что делает?»

Цель: формировать навык  на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: повар - жарит, варит и т.п.  

«Путешествие в страну часов»

  Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов; рассказать о том, что в Москве есть самые главные часы нашей Родины.  

Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских и других часов.

Ход игры  Воспитатель  рассказывает   о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы и т.д.

«Жилище  человека»

  Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному  дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека.

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек,  что жилище бывает: дом, квартира, яранга, хата, изба и т.д.

                             «Какой подарок ты хотел бы подарить маме, бабушке»

  Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять родным удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме.

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда.

«Какие праздники ты знаешь»

  Цель: Развивать у детей память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные); закреплять правила поведения в общественных местах.  

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию во второй младшей группе

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию во второй младшей группе...

Методическая разработка дидактической игры по нравственно-патриотическому развитию в первой младшей группе «Семейный кубик»

laquo;Семейный кубик» - дидактическая игра предназначена для детей раннего возраста, для индивидуальной и подгрупповой работы. Эта игра представляет собой обычный кубик, обк...

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе

Выполнила: Воспитатель второй младшей группы                     Окотэтто П.М....

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для младшего и среднего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для младшего и среднего дошкольного возраста...