Игра-викторина "Путешествие в страну законов"
методическая разработка

Левченко Елена Тимофеевна

Цель: Закрепить элементарные знания детей о правах и обязанностях ребенка.

Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

 Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.

Развивать представления о последствиях противоправных действий.

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_zakonov.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – викторина «Путешествие в страну «Законов»

Цель: Закрепить элементарные знания детей о правах и обязанностях ребенка.

Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

 Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.

Развивать представления о последствиях противоправных действий.

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Ход занятия.

1 Орг. момент

Добрый день, уважаемые взрослые, ребята. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой все можно – что хочешь, то и получишь.

(Отрывок из м. фильма «Вовка в тридевятом царстве»)

- Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране?

- Да с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто- то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь можно все.

Воспитатель обобщает и подводит к мысли:

- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

- А если вы попадете в страну, в которой ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, смеяться и т. д.

(Отрывок из м. фильма «Чиполино»)

- Нет, в такой стране нам тоже не понравиться жить! Нельзя быть счастливым в бесправном государстве!

- А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием «Нехочухия»

Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить обед, а дворникам стало лень убирать мусор? Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится?

(Отрывок из м. фильма «Нехочуха»)

- Да плохо жить в стране Нехочухии.

- А в каком государстве мы можем чувствовать себя в безопасности?

- Правильно! В государстве, где есть обязанности, права и закон эти права охраняет.

Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? Посмотрите на экран.

Права – это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.

- Но не бывает прав без обязанностей.

Обязанность – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.

У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется обязанностей.

Обязанности бывают разные – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное – помнить о своих обязанностях и выполнять их.

2 Постановка цели

Так вот ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я хочу пригласить вас в путешествие и путешествовать мы будем в «Страну законов». Для этого мы выберем сейчас 2 команды.

Победит та команда, которая наберет большее количество баллов. А оценивать выступления команд будет компетентное жюри.

Станция «Государственные символы и праздники»

Государственный флаг

Командам выдаются наборы полосок цветной бумаги. Необходимо из них сложить государственный флаг России.

Государственный гимн

Командам выдаются полоски белой бумаги, на которой напечатано по одной строчке из куплета государственного гимна. Необходимо так сложить эти строчки, чтобы получился первый куплет и припев гимна.

Государственный герб

Вам предстоит определить, под какими цифрами находится герб России

У Алтайского края тоже своя символика. Определите под какой цифрой находится герб Алтайского края.

 Соотнеси название государственных праздников с их датами

1 Новый год                                                           12 декабря

2 Праздник Весны и Труда                                  1 июня

3 День защитника Отечества                               1 мая

4 День Конституции                                             1 января

5 День народного единства                                  8 марта

6 День Победы                                                       4 ноября

7 Международный женский день                        23 февраля

8. День России                                                       9 мая

9. День защиты детей                                           12 июня

Текст Государственного гимна Российской Федерации

(слова С.В. Михалкова, музыка Александрова)

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Станция «Я в мире закона»

Сейчас мы проверим, умеют ли наши команды работать сплоченно. Итак, уважаемые игроки, каждая команда должна ответить на пять вопросов и сделать это быстро. Если вы не знаете ответ на какой-либо вопрос, можно сказать «пас» и перейти к следующему вопросу. Каждый правильный ответ оценивается в один балл

Вопросы 1 команде:

1 с какого возраста ребенок имеет право на жизнь? (с рождения)

2 С какого возраста ребенок вправе посещать школу? (с 6 лет)

3 Человек, совершивший преступление? (преступник)

4 Соблюдать законы. Право или обязанность? (обязанность)

5 носить школьную форму. Право или обязанность (обязанность)

Вопросы 2 команде

1 С какого возраста ребенок имеет право на имя, фамилию, отчество? (с рождения)

2 С какого возраста человек имеет право на медицинскую помощь? (с рождения)

3 Тайное хищение имущества. (кража)

4 Соблюдать правила безопасного поведения в школе. Право или обязанность? (обязанность)

5 Учиться, получать образование. Право или обязанность? (право)

Станция «Угадай –ка!»

Ребята вы читали сказки, давайте сейчас постараемся их вспомнить, ответив на вопросы викторины и узнать, знаете ли вы, в каких сказках были нарушены права. Я буду задавать вопрос для каждой команды, за каждый правильный ответ команда получит по 1 баллу

1. Назовите сказку, где Иван царевич посягает на имущество своей невесты, Василисы премудрой, крадет одеяние невесты и сжигает его на костре.

2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности, совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

3. В какой сказке серая личность осуществляет план убийства 2 лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается благополучно.

4. Какая общая беда приключилась с героями сказок (Каем из «Снежной королевы и Дюймовочкой)? Какое право детей было нарушено отрицательными героями?

5. Буратино очень хотел учиться и стать самым умным, но в стране, где он жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. Какое право детей было нарушено в стране где жил Буратино?

6. Золушка работала в доме своей мачехи. Ни днем, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. И никто не подумал, что ей необходим отдых. Какое право было нарушено?

7. Гуси лебеди уносят братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какие права были нарушены отрицательными героями?

8. Вспомните название сказки. Какое право было нарушено лисой по отношению к зайцу?

9. Вспомните и назовите сказку. Каким правом воспользовалась лягушка?

10. В каких сказках один герой эксплуатировал других?

11. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

12. в каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

13. В каких сказках больные используют свое право на бесплатное медицинское обслуживание.

14. Какие литературные герои могли бы пожаловаться на то, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

А сейчас давайте поработаем, я предлагаю поиграть в «хлопалки»

Хлопают все

А теперь хлопают те, кому нравиться учиться. Какое право вам дало государство?

Хлопают те, кто любит вкусно поесть. Какое право вам дано?

Хлопают те, кто ни разу на опоздал в школу. Какую обязанность вы должны выполнять?

Хлопают те, кто любит своего домашнего животного и ухаживает за ним. Какая обязанность?

Хлопают те, кто любит свою семью. Каким правом вы пользуетесь?

Хлопают те, кто ставит прививки. Каким правом вы пользуетесь? 

Станция «Права и обязанности»

Я зачитываю предложение. Обе команды определяют, что это «право» или «обязанность» и поднимают соответствующую табличку.

1.Бесплатное образование (право)

2.Уважать мнение всех учащихся и учителей (обязанность)

3.Удобное рабочее место (право)

4.Посещать школу в предназначенное для этого время (обязанность)

5.Защита личной собственности (право)

6.Посещение школьных мероприятий (право)

7.Не пропускать учебные занятия без уважительной причины (обязанность)

8.Вести себя корректно на переменах и на уроках (обязанность)

9.Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности (обязанность)

10.Беречь школьное имущество (обязанность)

Станция «Правовой цветочек»

Ребята, вы знаете, что помимо прав, дети имеют обязанности. Помните! Права и обязанности идут рука об руку. Ты имеешь право на образование, однако в то же время у тебя есть обязанность  посещать школу. Ты имеешь право требовать уважение своих прав, однако при этом ты также должен уважать и считаться с правами других детей и взрослых.

И сейчас каждая команда должна будет собрать «Правовой цветок»

Перед вами лежат по 2 разобранных цветка, на середине одного написано «права», другого – «обязанности». Рядом лежат цветочные лепестки, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята, правильно собрать цветы: лепестки с правами к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей.

На лепестках цветка «право» следующие высказывания

- получить образование

-  учиться в достойных условиях

- высказывать свои мысли

- ходить на кружок

- отдыхать на перемене

- получать медицинскую помощь

- иметь семью

На лепестках цветка «Обязанности»:

- делать уроки

- читать книги

- заботиться о животных

 - мыть посуду

- делать зарядку

- посещать школу

- помогать родителям

Станция «Спрятанное слово»

Задание: командам выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – отгадать как можно больше слов.

Семья – мясье

Закон – конза

Жизнь зиньжи

Ролители – дилиетор

Право – ворап

Школа – локаш

3 Заключительная часть   

Наше путешествие в страну законов подходит к концу. Пока жюри подсчитывает количество баллов, которые заработали в проведенных конкурсах команды, давайте еще раз вспомним, какие есть права у взрослых и детей. Я зачитываю вопрос, а вы отвечаете на него. Готовы?

-Россия – наша страна?

- Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

- Можно ли человека обращать в рабство?

- Можно ли к человеку относиться жестоко?

- Защищен ли человек законом?

- Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

- Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

- Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

-- Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

- Может ли человек владеть имуществом?

- Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

- Можно ли запретить свободный выбор труда?

- Защищает ли закон материнство и младенчество?

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе еще учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, ты должен выполнять устав школы, ее законы.

Ребята, уважайте и соблюдайте права других людей и не забывайте о своих обязанностях, тогда и у вас все будет хорошо.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Презентация к занятию «Путешествие в страну «Закония»

Презентация к логопедическому занятию "Путешествие в страну Закония" в подготовительной группе...

Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну «Закония» подготовительная группа.

Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну  «Закония» подготовительная группа....