Общение детей со взрослыми или со сверстниками в чем разница
статья

Связность произносимых слов и полнота грамотической формы высказывания важное условие успешного общения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chem_otlichaetsya_obshchenie_so_vsr_i_obshch_so_vz.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Общение детей со взрослыми или со сверстниками в чем разница.

Оказывается, ребенок едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, может способствовать речевому развитию своего сверстника. Именно общаясь со сверстником, ребенок пополняет свой словарный запас, добавляя в него наречия образа действия, также прилагательные и личные местоимения. При общении со сверстниками дошкольник чаще использует разнообразные глагольные формы, а также впервые начинают появляться сложные предложения.

  Причиной того, что дошкольники, общаясь друг с другом. Более полно используют разнообразные речевые средства, нежели общаясь со взрослыми – это непонятливость сверстника. Общаясь со взрослым, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова. Однако все усвоенное ребенком от взрослого может не использоваться ребенком в его повседневной жизни. Чтобы эти знания, полученные от взрослого, из пассивных перешли в активные, нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками.

Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает особенных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всегда, даже если речь малыша не слишком понятна.

Совершенно другое дело- сверстник. Он не будет пытаться угадать желания своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать, а поскольку детям очень хочется общаться, они стараются более связно выражать свои мысли и намерения. Так, именно потребность быть понятым делает речь дошкольников более полной и понятной.

Связность произносимых слов и полнота грамматической формы высказывания- важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательно общаться. Им становится скучно друг с другом, они вынуждены играть врозь. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают трудности в общении с другими детьми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Дети, привыкшие к обществу сверстников более разговорчивые и могут спокойно беседовать с другими детьми.

Таким образом, мы понимаем, что дошкольники стремятся к общению, что потребность быть понятым заставляет их высказываться яснее и правильнее. Детское общение между собой состоит в их особенно яркой эмоциональной  насыщенности.  В то время со взрослым ребенок обычно разговаривает более или менее  спокойно, без лишних экспрессий, то разговоры  со сверстниками, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком, смехом и т. д. В общении дошкольников наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого. Причем эти экспрессии выражают самые разные состояния- от ярко выраженного негодования до бурной радости. Особую свободу отражает повышенная эмоциональность, раскованность, так характерную для общения детей друг с другом.

Вторая особенность контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь со взрослым, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные слова, сочетания  слов и звуков, фразы: они жужжат, трещат, передразнивают новые названия знакомым предметам. Такое кривлянье имеет большой психологический смысл. Если взрослый дает ребенку культурные нормы общения, учит говорить как надо, в то время сверстник создает условия для самостоятельного творчества, для проявления индивидуальности. Творческое начало ребенка раньше и лучше всего проявляется именно в общении со сверстником, когда ничто не сковывает и не тормозит активности, ничто не дает жестких образцов и когда можно, не стесняясь, попробовать себя - на что способен.

Третья отличительная особенность общения дошкольников, заключается в преобладании инициативных высказываний над ответами. В контактах со сверстником ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнёра.

Взрослого ребенок воспринимает совсем по-другому. Его инициативу и предложения малыш чаше всего поддерживает. Ребенок старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушать рассказы. Общаясь со взрослы,  ребенок скорее предпочитает слушать, чем говорит сам.

Четверная отличительная особенность общения дошкольников состоит в том, что оно значительно богаче по своему назначению, функциями. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы партнером был взрослый. Взрослые всё  время говорит о правилах; как надо или не надо, хорошо или плохо ли, т.е. ребенок от него ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. Общение со сверстником значительно богаче: управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание собственных образцов, совместная игра , сравнение с собой.

В общение со сверстником, ребенок может обидится, притворятся, фантазировать. Такое разнообразие отношений детей порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, требования, настроения. В общении со взрослым ребенок учится говорить новое знания. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. Очевидно, что для нормального развития ребенку нужен не только взрослый , но и другие дети.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками".

"Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками"....

Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками...

Картотека игр по развитию общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру ...

Особенности общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в условиях детского сада

Этот материал поможет лучше разобраться в общении детей среднего дошкольного возраста со сверстниками, специфику общения детей среднего дошкольного возраста в условиях детского сада....