«Социальная ситуация развития и особенности общения детей со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте»
консультация

Акифьева Наталия Валерьевна

Информация для родителей в форме буклета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_pechatsotsialnaya_situatsiya_razvitiya.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная ситуация развития - это своеобраз-ное сочетание того, что сформировалось в пси-хике ребенка и тех отношений, которые устанав-ливаются у ребенка с социальной средой. Конец раннего детства знаменуется появлением у ре-бенка феномена "Я", когда он начинает называть себя не по имени, а местоимением "Я". К трем годам у ребенка возникает большое стремление к самостоятельности, что выражается в настой-чивом "Я сам" и "Я хочу". В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации разви-тия. Ребенок выходит за пределы своего семей-ного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. В тоже время ребенок не в сос-тоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная дея-тельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней. Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоцио-нально переживаемых связей между членами контактной группы. Несмотря на то, что межлич-ностные отношения актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, са-ма реальность их существования значительно шире. Рассмотрение феномена детских отноше-ний, на фоне которых развертывается конфликт, позволяет перейти к его описанию и анализу. Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Общение с детьми – необхо-димое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано стано-вится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллек-тивных взаимоотношений детей в группе дет-ского сада. В настоящее время в теории и прак-тике дошкольной педагогики все большее зна-чение придается детской коллективной дея-тельности в образовательных процессах, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, пережива-ниями за общее дело. В ней имеет место распре-деление обязанностей, согласованность дейст-вий. Участвуя в совместной деятельности, ребе-нок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат. Детские сады , учреждения дополнительного образования и другие дошкольные образовательные организа-ции как первые институты социализации ребенка представляют социум и становятся основой для построения его обобщенных отношений с соци-альным окружением. Благодаря особой образо-вательной среде институты социализации фор-мируют у ребенка представления об обобщен-ных, универсальных правилах и нормах поведе-ния, требованиях социального окружения и спо-собах построения отношений с обществом через отношения со взрослыми и группой сверстников.

«Социальная ситуация развития и особенности общения детей со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте»

В соответствии с требованиями ФГОС дошколь-ного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования она проек-тируется как программа психолого-педагогичес-кой поддержки позитивной социализации и индиивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных харак-теристик дошкольного образования, организаци- онно-педагогические условия образовательного процесса. Программа направлена на создание ус-ловий социальной ситуации развития дошколь-ников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, сотрудничества со взрос-лыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития В конце раннего детства происходит отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Она заключается в том, что впервые ребенок выходит за пределы с своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. В дошкольном детстве решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства форми-руются основные индивидуально-психологичес-кие особенности ребенка, создаются предпосыл-ки формирования социально- нравственных ка-честв личности. В дошкольном возрасте психи-ческое развитие осуществляется двумя основны-ми путями. С одной стороны, продолжается раз-витие естественных форм психики, возникаю-щих еще в раннем онтогенезе, с другой – появля-ются и интенсивно формируются социальные формы психики при непосредственном взаимо-действии ребенка с предметами, когда познание окружающего мира опосредуется общением со взрослыми. Стимулирующее влияние на разви-тие как естественных, так и социальных форм психики оказывают различные сложные виды деятельности (игра, продуктивные занятия, бытовой труд), где имеется возможность одно-временного включения и активного функцио-нирования многих психических образований. Наблюдается также развитие переходных форм психики с разной степенью социализированнос-ти в условиях многообразного и тесного взаимо-действия познания и общения, продуктивных ви-дов деятельности. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике об-разных представлений. Это период первоначаль- ного становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потреб-ностной сферы - вот неполный перечень особен-ностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразования-ми этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального станов-ления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным обра-зом влияющие на развитие его личности. В дош-кольном возрасте ребенок неразрывно связан с другими детьми. И чем старше он становится, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Итак, дошкольное детство — чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено об- щественно-историческим и эволюционно- био-логическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возмож-ности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от пред стоящего ребенку школьного обучения. Дошкольный пе-риод детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а так-же гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии воспол-нить этот пробел будет чрезвычайно трудно. В старшем дошкольном возрасте у детей преобладает мотивация.

Мотивы:

желание быть похожим на взрослых.

 Познавательный мотив (самостоятельно отыскивание знаний - в конце дошкольного возраста. Ребенок очень упорен в поисках ответа)

 Соревновательный мотив, общественный, нравственный (появляется иерархия мотивов). Происходит смещение мотивов на цель. Ребенок знает что хорошо и что плохо. Мотив связан с желанием получить похвалу.

  Развитие эмоциональной сферы: с помощью взрослого. К концу дошкольного возраста чувства проявляют лабильность (частая смена), чувства интеллектуализируются, приобретают устойчивость. Ребенок овладевает языком чувств в плане понимания и обращения. Развитие эмо-циионального контроля. Развитие начала выс-ших чувств, этических, эстетических чувств. Развитие самосознания: явление социальной категоризации. Это представление о себе как относятся к нему окружающие, проявляет себя в самооценке. Тревожность связана с неустой-чивостью самооценки. С ребенком должны быть ровные спокойные отношения. Немотивирован-ное ограничение потребностей ребенка, ограни-чиваем его познавательную активность (оборо-нительная активность - агрессия). Или пассивно-го типа - ребенок ни в чем не хочет участвовать. Ребенок под влиянием малейших неудач или успехов занижает или завышает самооценку. При неустойчивой самооценке они требуют похвалу. Если ребенок научиться объективно оценивать сверстников, то у него появиться объективная самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие общения с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте»

Нам взрослым  нужно учить ребенка общаться с детьми и взрослыми. Личность рождает личность, поэтому взрослым нужно быть самим образцом ласки и приветливости и не требовать от ребенка того, ...

Особенности общения детей 6 лет со сверстниками

Статья об особенностях общения дошкольников со сверстниками на пороге школьного обучения...

ОД по социально коммуникативному развитию в старшей группе "Дети и взрослые в детском саду"

становление основ уважительного отношения к сотрудникам детского сада, желание им помогать и доставлять радость. — формировать первоначальные представления о социальной значимости труда взр...

«Особенности обучения детей ходьбе на лыжах» в старшем дошкольном возрасте. (Консультация)

Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта.Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает ...