Консультация для педагогов "Степ-аэробика в работе с дошкольниками"
консультация

Барабаш Ирина Николаевна

Степ-аэробика - один из самых простых и эффетивных стилей и направлений аэробики. В переводе с английского языка "степ" означает "шаг".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл step.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Степ-аэробика в работе с дошкольниками

Актуальность

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, из стен дошкольных учреждений необходимо выпускать детей, которые всесторонне развиты, способны социализироваться в меняющихся, усложняющихся, развивающихся социальных условиях, быть востребованными и способными к самореализации, следовательно, возрастают и требования к уровню как психического, так и физического развития детей дошкольного возраста.

Поэтому проблема физического воспитания детей – одна из актуальных на сегодняшний день.

Практика работы в детском саду показывает, что основных занятий по физической культуре недостаточно для полноценного двигательного режима детей, и это не благоприятно сказывается на здоровье воспитанников. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в стенах дошкольного учреждения всегда являлась и является приоритетной.

Основной проблемой является недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. Состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детские сады, продолжает оставаться высокой.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, демографических, климатических условий, а именно:

- наследственность;

- неблагоприятная экологическая обстановка;

- компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка;

- образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья);

- а также от характера педагогических воздействий.

В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.

По степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера.

Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.

В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные и подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно мышечного аппарата.

К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести утреннюю гимнастику, ритмическую гимнастику, аэробику и степ аэробику.

Утренняя гимнастика способствует быстрому приведению организма в рабочее состояние, поддерживанию высокого уровня работоспособности в течение дня, совершенствованию координации нервно мышечного аппарата, деятельности сердечно сосудистой и дыхательной системы.

Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребенок только на занятии по физической культуре может дать волю, энергии заложенной в нем. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности степ - аэробикой. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремленности.

Новизна

Новизна занятий с использованием степ - платформ, заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике, а также логоритмические упражнения, оптимальное их сочетание в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений и речь.

Степ аэробика популярна во всем мире. Этот вид спорта известен более 10 лет, хотя в России о нем узнали совсем недавно.

«Step» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». Он в качестве аэробики был изобретен в США известным фитнес инструктором Джиной Миллер. Степ аэробика - это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ платформе.

Степ аэробика используется для профилактики заболеваний, которые вызваны гиподинамией, т. е. недостатком движений. Она развивает подвижность в суставах. Формирует свод стопы. Тренирует равновесие и позволяет сжигать большое количество калорий. Занятия усложняется и, несмотря на внешнюю простоту, упражнения могут быть весьма непростыми для выполнения.

Необходимым атрибутом на занятиях степ – аэробикой является степ – платформа. Степ – это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длинной 40 см, легкая, обтянутая мягким дерматином или это платформа высотой 15,20, или 25 см, шириной 40 см, длинной 80 см. в зависимости от подготовленности воспитанников высота их может меняться.

Степы обладают для детей особой привлекательностью: как некоторые ограничители персонального пространства - «домики». Для воспитателя подобные «ограничители» места являются действенным способом организации и управления группой. Степ требует от детей обостренного чувства пространства и равновесия. На нем сложнее двигаться, чем на коврике, требуется контроль над собственными движениями, точная ориентировка. Но задача эта, если усложнять ее постепенно, для детей посильна и интересна, и к тому же, отмечена новыми игровыми штрихами. Занятия на степах приносят ощутимую пользу гиперактивным детям. Им, казалось, должно быть, особенно сложно контролировать свое тело на ограниченном пространстве, но психологическая привлекательность мини-степов и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через 2-3 занятия дети адаптируются к требуемым условиям. И степ становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни.

Оптимальным временем для проведения занятий степ-аэробикой считает утро. Это придает детскому организму бодрости на весь день и повышает его общий тонус. Степ-аэробику проводят под веселую музыку, знакомую детям. Можно использовать современную эстрадную музыку.

Самое главное, чтобы она была ритмичная, жизнерадостная и эмоциональная.

Упражнения для степ–аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.

Каждый комплекс упражнений состоит из:

- вводной части (5 – 7 мин)

- основной части (15 – 20 мин)

- заключительной части (4 – 6 мин)

Вводная часть включает упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки.

Основная часть, целью которой, является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств. В основную часть входят: общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, способствующие закреплению двигательных навыков, дающие возможность повысить эмоциональный тонус детей.

Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.

Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Один комплекс степ-аэробики, как полное занятие, рекомендует выполнять с детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут изменяться и усложняться. При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 уд. /мин.

На занятиях степ-аэробикой мною используются разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям: показ, объяснения, художественное слово, наглядность, повторение, закрепление, воспитание инициативы и творчества; поощрение, которое вызывает у детей желание еще раз повторить упражнение, а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения. Образные сравнения, приводимые в объяснении того или иного движения, помогают детям правильно его осваивать, так как создают у детей особое настроение, что вызывает желание активно действовать. Изменение темпа выполнения упражнения – является важным методическим приемом, замедляется или ускоряется темп в зависимости от стадии усвоения упражнения. Использование предлагаемой совокупности методических приемов, как показывают наблюдения, улучшают восприятие двигательных заданий и повышают эффективность выполнения движений.

Техника безопасности во время занятий.

Организуя степ-аэробику, нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузке для детей дошкольного возраста, ее распределении с учетом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности.

-держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными,колени расслабленными;

-избегать перенапряжения в коленных суставах;

-избегать излишнего прогиба спины;

-не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом;

-при подъеме или опускании со степ - доски всегда использовать

безопасный метод подъема;

-стоя лицом к степ - доски, подниматься, работая ногами, но не спиной;

- держать степ-платформу близко к телу при ее переносе.

Основные правила техники выполнения степ-тренировки

- выполнять шаги в центр степ - доски;

- ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъеме, а

спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий

шаг;

- опускаясь со степ - доски, оставаться стоять достаточно близко к ней,

не отступать больше, чем на длину ступни от степ – доски;

- не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в

совершенстве, движениями ног, и не подниматься и не опускаться со степ

доски, стоя к ней спиной;

Техника степ-аэробики предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений.

Особое внимание уделяется технике выполнения наиболее сложных движений. Гораздо большего эффекта можно достичь, если усложнить уже освоенные детьми движения, и тогда предлагается другой вариант, который уже потребует от детей дополнительных двигательных и волевых усилий.

Интерес детей к выполнению упражнений степ – аэробики возрастает, когда у них появляется уверенность в своих силах.

Как часть физкультурного занятия степ – аэробика используется в общеразвивающих упражнениях.

Упражнения степ – аэробики также используются в утренней гимнастике. Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики включаются только хорошо знакомые им физические упражнения.

Коллективные занятия детей под музыкальное сопровождение воспринимаются воспитанниками гораздо лучше, повышают их эмоциональность. Выполняя совместные упражнения, дети не чувствуют дискомфорт, неуверенность даже если не всё получается.

Таким образом, область применения степ-платформы довольна широка в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание; для подвижных игр как для детей старшего, так и младшего возраста, для проведения эстафет, для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений, игроритмики; для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.

 Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что правильная организация занятий по степ-аэробики с детьми старшего дошкольного возраста, способствует развитию всего детского организма. Вызывает у детей интерес к физическим упражнениям и положительное эмоциональное отношение к ним. Так же занятия степ-аэробикой развивают у детей физические качества и координационные способности: способность ориентироваться в пространстве, способность к выполнению движений в заданном ритме, способность к перестроению движений, способность к произвольному расслаблению мышц.

Степ-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики. В переводе с английского языка «степ» означает «шаг».

Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота, которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений.

Степ - платформа является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.

Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию.

Упражнения для степ–аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре). Степ-платформа используется разнообразно:

в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание;

для подвижных игр;

для проведения эстафет;

для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений;

для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.

Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение.

Степ-аэробика-не просто мода. Аэробные упражнения способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы и поддержанию ускоренного сердечного ритма. В процессе выполнения этих упражнений на выносливость, усиливается приток богатой кислородом крови к задействованным мышцам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование дыхательных упражнений в работе с дошкольниками».

Использование дыхательных упражнений в работе с дошкольниками....

Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

Консультация для педагогов из опыта работы : «Социализация дошкольников средствами игровой деятельности»

      Игра выступает средством социализации дошкольников, она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста....

Консультация "Социо-игровая технология в работе с дошкольниками"

В данной консультации представлена современная социо-игровая технология, авторами которой являются педагоги новаторы: Е.Е.Шулешко, В.М.Букатов и А.П.Ершова. Социо-игровые подходы основываются на форми...

Консультация для педагогов. Организация педагогической работы с дошкольниками по обучению ПДД.

В дошкольном учреждении необходима система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребен...

Консультация для педагогов «Использование в работе с дошкольниками развивающих игр, загадок и логических задач»

Консультация для педагогов "Использование в работе с дошкольниками развивающих игр, загадок и логических задач"...