Консультация для педагогов «Использование в работе с дошкольниками развивающих игр, загадок и логических задач»
консультация
Консультация для педагогов "Использование в работе с дошкольниками развивающих игр, загадок и логических задач"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Использование в работе с дошкольниками развивающих игр, загадок и логических задач»
С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе необходимо использовать логические задачи и упражнения, загадки. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у дошкольников. Такие задания как сравнение двух предметов по нескольким признакам одновременно, поиск недостающих в ряду фигур или элементов, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности. При решении более простых, а затем и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение отделять существенные признаки от второстепенных, рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы; аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи. Именно этому, а ещё и развитию нестандартности мышления, способствуют логические задачи и загадки с возможным подбором ответов и разгадок.
Примеры решения логической задачи: «В каждом углу комнаты сидело по одной кошке, напротив каждой кошки – ещё по одной кошке. Сколько в комнате кошек?» Для начала условие задачи читаем не менее двух раз. Далее начинается рассуждение. Детей, понявших и решивших задачу самостоятельно, просим объяснить ребятам ход с помощью изображения котов, игрушек или схематичных образов (например, кубиков), нарисовать схематично. Далее, задачу можно предложить представить в виде театрального этюда: самим исполнить роли кошек. Подобным образом происходит решение других задач. Детям предоставляется возможность самим наглядно представить решение задачи. Необходимо побуждать детей к проявлению творчества и выдвижению версий, пусть и ошибочных сначала.
Примеры подобных задач:
- Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
- В квартире № 5 живёт Оля. На её этаже ещё есть две квартиры. Назови их номера.
Существуют такие задания, вопросы, «с подтекстом», ответить на которые возможно, лишь поразмыслив. Предлагаем сначала донести содержание задания до детей, подождать, пока они осмыслят его и попросить дать ответ. Поощряем вариативность, не отвергаем никакие версии. Только обязательным условием является объяснение предлагаемого ответа. Дети сначала мыслят стереотипно, шаблонно, а затем включается процесс творческого, вариативного мышления. Эффективным является приём возвращения к заданию по прошествии некоторого времени.
Например:
- На картинке изображена комната обставленная мебелью. Что необходимо добавить, чтобы получилась семья?
- Шёл в январе солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг на пути река. Как ему прейти через неё?
Очень нравятся детям всевозможные занимательные задания, ребусы, шарады. Необходимо только по - началу заинтересовать их. В подготовительной к школе группе разгадываем с детьми ребусы, шарады, составляем собственные. Они могут быть рисованными, в виде коллажа, буквенными и цифровыми. Сначала дети изготовляют ребусы по образцу, затем придумывают свои. Такие занимательные задания позволяют решать несколько задач одновременно: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, проявлять творчество. Даже одно и то же слово все зашифруют по - своему. Вот примеры некоторых заданий:
БА + большой деревянный сосуд = летающий «цветок» (бабочка)
КАР + . = ? (карточка)
С + дом за городом = ? (сдача) и т.п.
Необходимо использовать в работе всеми любимые загадки, чью педагогическую ценность никто не оспаривает. Но есть не обычные, а вариативные загадки. Их не так уж и мало, как может показаться на первый взгляд. Давайте вспомним всем известную загадку: «Зимой и летом одним цветом». Ну, какой вы дали ответ? Неужели, шаблонный: «Ёлка?» А что, крокодил, шкаф, свитер… меняют цвет в связи со временем года? Уверена, что мой вопрос натолкнул сейчас Вас на поиск вариантов ответов.
Примеры подобных загадок:
- Сама маленькая, похожа на шарик, с длинным хвостиком?
- Сама пёстренькая, ест зелёненькое, даёт беленькое. Кто это?
- У бабушки Поли кот Пушок, кошка Мурка и Внучка Даша. Сколько всего внуков у бабушки Поли?
- Что самое вкусное на Земле?
Помимо обычных загадок, предлагаем воспитанникам лжезагадки, которые в своём содержании несут либо отсутствие разгадки, либо вариативность отгадок, фантастические версии. Такой приём – отличный пример взаимодействия логического мышления и творческих способностей, а также толчок к их развитию.
Например:
- Кто быстрее долетит до ромашки: бабочка или гусеница?
- По столу катилось колесо разноцветное: один угол у него красный, второй - сиреневый, а третий – малиновый. Когда колесо докатится до края, какой цвет мы увидим?
- Горело четыре свечи, две потухли. Сколько свечей осталось?
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Приведу пример развивающей игры «Поссорились - помирились», смысл которой сравнивать предметы одновременно по нескольким признакам. Например, на картинке изображены автомобиль и помидор. Что может быть между ними общего? Всё разное, только «поссорились». А поразмыслив, можно найти схожие признаки, «помирились»: красный цвет, страна происхождения, первый звук в названии. Кошка и коршун, лук и ласточка и так далее. Сравнивать можно всё, на что хватит фантазии. А она развивается бурно в процессе подобных игр.
Вот именно таким простым, но эффективным способом необходимо стараться развивать творческие способности своих воспитанников в процессе развития логического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов из опыта работы : «Социализация дошкольников средствами игровой деятельности»
Игра выступает средством социализации дошкольников, она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов. Организация педагогической работы с дошкольниками по обучению ПДД.
В дошкольном учреждении необходима система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребен...
Консультация для педагогов. Использование в работе игры «Волшебный сундучок» и учебно - игровое пособие «Играем в математику».
Цель: Познакомить педагогов с использование логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов "Использование в работе с дошкольниками нетрадиционной техники рисования - эбру"
Нетрадиционная техника рисования - эбру...
Консультация для педагогов "Использование легенд в обучении дошкольников родному языку"
Раскрывая детям всю глубину легенд и мифов, открываем им богатство культуры народа, , развиваем речь, способствуем развитию личности в духе патриотизма....
Консультация для педагогов: Использование в работе с детьми технологии «Круги Эйлера».
Консультация для педагогов: Использование в работе с детьми технологии «Круги Эйлера»....
Консультация для педагогов «Использование ИКТ работе с дошкольниками по ознакомлению с природными явлениями».
В консультации говорится , о том как использовать ИТК...
- Мне нравится (3)