Представление опыта по теме: Духовно-нравственное развитие дошкольников в рамках педагогической практики «Тайны старого чердака»
материал
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области воспитания дошкольников является: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к российскому народу и судьбе России. Основой духовно-нравственного воспитания дошкольников, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребенок живет, в которой происходит его становление и развитие – это семья и дошкольное учреждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_opyta_po_teme_duhovno-nravstvennoe_razvitie_doshkolnikov_v_ramkah_.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Яблонька»
Представление опыта по теме:
Духовно-нравственное развитие дошкольников в рамках
педагогической практики «Тайны старого чердака»
Воспитатель: Дойкова П.А
Духовно-нравственное развитие дошкольников в рамках
педагогической практики «Тайны старого чердака»
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области воспитания дошкольников является: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к российскому народу и судьбе России. Основой духовно-нравственного воспитания дошкольников, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребенок живет, в которой происходит его становление и развитие – это семья и дошкольное учреждение.
В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Во-первых, это средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства дошкольника, на его формирующуюся сферу нравственности. Во-вторых, низкий уровень исторической памяти у родителей и у детей. Все эти факторы говорят о необходимости обновления в дошкольном учреждении методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса для духовно-нравственного воспитания, включая в этот процесс всех участников образовательного процесса.
С целью приобщения к отеческому наследию, сохранения семейных связей, которые бы не только стимулировали познавательную активность в данном направлении, но и объединяли детей общим интересным делом, мы нашли эффективную форму организации детской деятельности – педагогическую практику «Тайны старого чердака».
Почему Чердак? А ведь только тут можно найти что-то старинное, неизведанное и очень интересное для каждого ребенка.
Цель: создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста через проектную деятельность в рамках практики «Тайны старого чердака».
Задачи:
- Организовать в пространстве группы, особое место для общения детей и взрослых, где можно слушать интересные истории, изучать предметы старины.
- Разработать мероприятия, направленные на ознакомление с предметами старины и поддержку детской инициативы и самостоятельности.
- Формировать умения дошкольников работать с информацией, находить, перерабатывать, использовать в практической деятельности.
- Привлечь родителей, специалистов ДОУ к организации и участию в педагогической практике «Тайны старого чердака».
Для организации педагогической практики «Тайны старого чердака» мы преобразовали среду группы. В результате в группе появился мини чердак, в котором поселились хранители старинных вещей и их историй: мудрый паук Чердобряк, рассказчица мышка Шуршуля и конечно хозяйка чердака Чердарья.
Превращаясь в исследователей прошлого, ребята один раз в две недели отправляются в тематические путешествия, находя необычные предметы прошлого на старом чердаке. Хозяева чердака знакомят дошкольников с историей, сферой применения старинного предмета и предлагают им чердобрячные задания.
В подготовительной группе на чердаке появился старинный утюг, дети с интересом узнали от паука Чердобряка его историю, выполнили задания: принесли фотографии своих утюгов, сделали презентации о видах и использовании современных утюгов. Рассматривали разные виды тканей и определяли какими утюгами легче было погладитью.
В результате у нас в группе появилась книга «История утюга».
Большой интерес вызвали старинные часы, которые «принесла» ребятам Мышка Шуршуля, и попросила их самим узнать историю возникновения часов. Ребята вместе с родителями искали информацию о часах, их видах, описание устройств.
В ходе поисково-исследовательской деятельности воспитанники узнали, что бывают «живые», механические, солнечные, песочные, электронные часы. И уже на «чердаке» они делились историями, беседовали о значении времени в жизни каждого человека, учились определять время по часам, разучивали стихи о часах, смотрели познавательные мультфильмы. Родители не остались равнодушными к интересу детей, они собрали часы, которые хранились в семьях и принесли их в группу. Так у нас появилась замечательная коллекция часов, которая не лежит, а «работает» (дети учатся ориентироваться во времени, …………….
Следующим ярким предметом для знакомства был выбран необычный музыкальный инструмент коренных народов Севера.
А было это так: Чердарья, которая заглянула к нам в гости, предложила отгадать загадку: «Что это за предмет?». Было много предположений, и тогда хозяйка чердака пригласила ребят в путешествие на далекий Север. В музыкальном зале ребята услышали таинственное исполнение северных мелодий варгана, а Чердарья (педагог-организатор) рассказала, что Красноярский край многонационален, имеет разнообразную народную культуру, о необычной одежде которую носят люди народов Севера и ее создании.
Совместно с музыкальным руководителем дети разучили музыкальные игры северных народов, знакомились с северным народным фольклором, разучили и показали ребятам другой группы музыкальную сказку.
У ребят возникало желание еще больше узнать о культуре северных народов. Хозяйка чердака подпитывала интерес ребят к данной теме, давая чердобрячные–задания: найти северные узоры и нарисовать их, узнать их значение, создать макеты жилищ (чум, иглу, юрты). В групповой комнате организовали «уголок Севера», где были выставлены все творческие работы детей (фото).
Дети с горящими глазами рассказывали родителям о событиях, которые проходили в группе. Нашим удивлением было, когда мама Вари М. попросила прийти в группу и рассказать ребятам и Чердарье, об интересных Дедах Морозах, которые живут в регионах России. Так дети узнали, что в Татарстане Дед Мороз-Кыш Бабай, его шубу украшает национальный орнамент, а вместо шапки — тюбетейка. В Бурятии и Калмыкии Саган Убугун, он носит белую шубу и шапку, украшенную бурятскими узорами. Желания тувинских ребятишек исполняет под Новый год Соок Ирей - это добрый волшебник, хотя и может заморозить носы у непослушных ребят. Еще долго дети были под впечатлением. Такое «погружение» в историю позволяет ребенку осознать свою сопричастность к истории страны, края, а совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого и детей, и родителей и даже нас педагогов.
И когда на чердаке появились сани, а Чердобряк попросил узнать, у какого народа они впервые появились. Дети были крайне удивлены, когда узнали у родителей, что первые сани появились у народов Севера. Ребята с родителями подготовили презентации: «История саней», «Современные сани и санки», «Как сделать из картона сани деда мороза». И вот уже опять «закипела» работа. Ребята конструировали макеты саней, рисовали на них узоры.
Успех нашей работы мы считаем – это заинтересованность проблемой проекта всех участников образовательного процесса, все были готовы к тесному сотрудничеству ради достижения общей цели.
В конце года реализую педагогическую практику «Тайны старого чердака»
мы получили следующие результаты, мы отмечаем, что у детей:
- повысился интерес к предметам старины;
- дети знают историю возникновения старинных предметов, об их назначение;
- отражают свои впечатления о быте русского народа, его традициях в предпочитаемой для них деятельности - рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет;
- способны работать с информацией, умеют оценивать, перерабатывать, использовать в практической деятельности, для саморазвития.
Для отслеживания результатов своей работы в этом направлении мы используем
«Карту наблюдений НРК» к парциальной программе «Мой любимый город Канск».
Чтобы достигнуть стабильного результата, мы стараемся применять различные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Мы не стоим на месте, это работа была проведена с детьми подготовительной группы, сейчас мы работаем с малышами.
Перейдя в первую младшую группу, решили приостановить работу чердака, мы думали маленькие дети, что они поймут кроме потешек и пестушек.
Но один раз мы заметили, что малыши появился интерес к деревянным расписным ложкам, которые находились в музыкальном центре.
Мы решили продолжить работу с чердаком и приобщать малышей к изучению истории предметов русского быта, культуры и традиций русского народа.
Что бы малыши ни боялись жителей чердака, мы вместе с ними изготовили паука-Чердобряка, мышку Шуршулю. Ребята наблюдали за процессом изготовления, плели ножки пауку и хвостик мышки
Как все было готово Паук-Чердобряк познакомил детей с валенками, что они не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод, но пропускают воду. Показал виды валенок: валенки ручной работы, валенки подшитые, валенки на резиновой подошве, валенки в галошах, расписные украшенные валенки.
Малыши с интересом знакомились с материалом, из которого изготавливают валенки (шерсть), узнали об ее свойствах и полезных качествах. Валенки можно изготовить с помощью специальной машины, а можно свалять руками. Дети с удовольствием выполняли задания от Чердобряк разукрасить валенки, и найти пару для валенка.
Родители приняли участие, дома нашлись валенки больших и маленьких размеров, которые помогли нам узнать много интересного. Все могли примерить как большие, так и маленькие валенки.
Мышка Шуршуля познакомила с люлькой. Дети узнали что Люлька это кроватка или корзина небольших размеров, подвешенная к специальным креплениям основное предназначение которой – укачивать младенца. Она легко качалась, как маленькая лодочка, плывущая по реке.
Малыши с большим желанием спели колыбельную для малышки, каждый желал не просто спеть, но покачать саму люлечку.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если взрослые сами будут знать и любить историю своей страны, своего города. Мы должны уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по музыкально-театрализованной деятельности " Тайна старого чердака"
Цель занятия:1. Создание условий для формирования творческой личности ребенка средствами театральной педагогики2. Через освобождение физическое и психическое развивать и раскрывать духовный потенциал ...
конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы "тайна старого чердака"
Конспект занятия рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...