Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологии.
консультация (старшая группа)
На сегодняшний день одной из актуальных задач в дошкольном образовании является задача развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnostnyh_kachestv_doshkolnikov_posredstvom_primeneniya_kvest.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квес-технологии.
На сегодняшний день одной из актуальных задач в дошкольном образовании является задача развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
Личностные качества дошкольников:
Инициативность и самостоятельность в различных видах деятельности.
Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим.
Умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
Способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.
Именно эти вышеперечисленные характеристики являются основой для успешной адаптации к школе и социализации в обществе.
Личностно развитый ребенок активен, любознателен, инициативен, самостоятелен, стремится получить новые знания. У него развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками.
Задача педагога — создать условия для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
Построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образовательного процесса.
Наша программа направлена на всестороннее развитие личности ребенка. Реализация целей и задач программы возможна только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка. Все мы знаем, что большинство современных дошкольников растет в мире компьютерной техники, электронных игрушек, гаджетов – это, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на формирование его психических особенностей. Педагогу порой сложно подобрать такие методы и технологии работы, которые бы соответствовали принципам и задачам программы и в то же время были интересны детям. В своей педагогической деятельности мы стараемся, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, мы отталкиваемся в первую очередь от интересов, и предпочтений наших воспитанников. Один из принципов гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие. У нас не раз возникал вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок, играя, развивался?» Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет мы натолкнулись на интересную идею – организация образовательной деятельности в виде игры – квест.
Квест (от англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.
Проанализировав информационные источники, мы сделали несколько выводов: 1. Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры жанра quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей. 2. Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры. 3. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. 4. Квест-технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Эта технология дает педагогу возможность создать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры-квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей. По режиму проведения: в реальном режиме, в виртуальном режиме, в комбинированном режиме. По сроку реализации квесты различают: краткосрочные – цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно – три занятия; долгосрочные – цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок. По форме работы: групповые, индивидуальные. По предметному содержанию: моно квест, межпредметный квест. По структуре сюжетов различают: линейные, штурмовые, кольцевые. По информационно образовательной среде традиционная образовательная среда, виртуальная образовательная среда. По доминирующей деятельности воспитанников: исследовательский квест, информационный квест, творческий квест, поисковый квест, игровой квест. Принципы построения квестов для детей дошкольного возраста 1. Принцип навигации. Педагог выступает как координатор процесса образования, направляет детей на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно. Задача педагога: мотивировать ребёнка на самостоятельный поиск информации. 2. Принцип доступности заданий. Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников. 3. Принцип системности. Задания логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов. 4. Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические и образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами. 5. Принцип интеграции. Использование разных видов детской деятельности и интеграция образовательных областей при проведении квестов. 6. Принцип разумности по времени. Квесты в дошкольном возрасте могут быть краткосрочными, а могут носить длительный характер, когда на прохождение заданий уходит несколько дней. 7. Принцип добровольности образовательных действий ребёнка. Педагогу необходимо выстроить так образовательный процесс, чтобы мотивировать ребёнка настолько и в такой степени, которая позволит ему выполнять наши просьбы (задания) добровольно. Для этого задания должны быть интересны дошкольникам. 8. Принцип присутствия выбора. Иногда педагогу очень важно, чтобы ребёнок что-то сделал, тогда нужно это преподнести так, чтобы ребёнок воспринял задание, как результат собственного желания, ему надо дать огромный выбор средств – яркий способ формирования «иллюзии добровольности». 9. Принцип присутствия импровизационной составляющей. Не всегда дети чётко должны выполнять задания, которые даёт педагог, очень хорошо, что что-то вдруг пошло не так и именно в непредсказуемой ситуации происходит развитие самого педагога. Педагог на протяжении всего поиска может с лёгкостью менять, добавлять или убирать задания. Очень важна естественность происходящего в проведении квестов. Когда педагог очень жёстко выстраивает ход квеста, и он становится чётко структурным, естественность восприятия ребёнка нарушается, он попадает в рамки, а рамки противоречат свободе выбора, экспромту, спонтанности. Это игра, а когда педагог смотрит на часы, игра перестаёт быть игрой. Оптимальное разнообразие непредсказуемости, эмоциональной позитивной окраски, не прогнозируемости того, что будет, всё это, безусловно, будет сильно влиять на появление и удержание детской мотивации. 10. Принцип «Шахерезады». Непрерывность проведения квеста по времени. Отсутствие необходимости в завершении квеста. Квест-игра медленно переходит в сюжетно-ролевую игру. Тематика квеста может быть использована в течение всего дня, недели, как сказка Шахерезады. Тогда чувство ожидания продолжения будет держать ребёнка в эмоциональном позитиве в течение определённого времени, а желание узнать ответы на интересующие вопросы приведёт к самостоятельному поиску информации. При подготовке и организации квест – игры необходимо четко соблюдать структуру построения квеста. Алгоритм организации и проведения квест – игры это своего рода сценарий, который должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
Структура квеста: 1. Введение – ясное вступление, где чётко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. 2. Задание, которое понятно, интересно и выполнимо детьми. Чётко определён игровой результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; проговорена проблема, которую нужно решить). 3. Ресурсы – список информационных ресурсов (в электронном виде, в бумажном виде) необходимых для выполнения заданий. 4. Процесс работы – описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы). 5. Оценка – описание критериев и параметров оценки выполнения заданий. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квесте. 6. Заключение – раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении работы над квестом.
Алгоритм организации и проведения квест-игры: 1. Провести мониторинг потребностей воспитанников и своих педагогических возможностей. Что нужно и актуально сейчас детям? Какие темы? Есть ли у меня профессиональные и личностные ресурсы для данной работы? 2. Описать целевую группу программы - Кто, какой, какие они - дети моей группы? 3. Сформулировать проблему - Чего сейчас не хватает данной группе, что они не умеют, не знают? 4. Определить цель игры. - Ради чего проводится игра? Какого результата мы хотим достичь? 5. Определить задачи - шаги, позволяющие достичь цели - Как и за счет чего цель будет достигнута? 6. Создать тематический план - Какие темы, формы работы, техники мы используем для реализации каждой задачи? Сколько потребуется времени на проработку каждой темы 7. Разработать сценарий, выбрать место проведения игры - В какой последовательности, с учетом логики тренинга, групповой динамики и времени проведения, будут расположены выбранные формы работы? 8. Определиться с материалами и условиями, подготовить дидактические и раздаточные материалы, реквизиты для игры. 9. Назначить дату, заинтересовать участников игры. 10. Проведение игры. 11. Обобщение и презентация результатов игры (рассказ, коллаж, газета, информационный листок и пр.) 12. Провести анализ полученных результатов (слабые, сильные стороны, возможности и угрозы).
Квест – игра имеет ряд особенностей: ¬ Образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; ¬ Целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребёнка; ¬ Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным; ¬ Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность. При организации квест-игры для дошкольников необходимо соблюдать следующие условия: • безопасность для участников, • задания и вопросы должны соответствовать возрасту игроков, • оригинальность, • логичность, • целостность, • подчинённость определённому сюжету • создание атмосферы игрового пространства. Квест - игра требует хорошо продуманной РППС, поскольку необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность экспериментировать, фантазировать, творить. Создание среды - первый шаг к достижению поставленной цели.
Таким образом, использование квест-технологии является инновационной формой взаимодействия педагога с детьми и позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства для развития личностных качеств воспитанников.
Список литературы: 1. Быховский, Я.С. Что такое образовательный веб-квест? 2. Каравка А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определёнными компетенциями // Мир науки. - 2015. - №3. - С. 20. 3. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр.44. 4. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.; 5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 6. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. – 2014. – №6 (09). – С.138-140
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие личностных качеств дошкольника посредством театрализованной деятельности»
Конкурсная работа...
"Развитие личностных качеств дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Консультация для педагогов...
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стала актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе....
Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест – технологии.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс. Предложенный материал поможет восп...
Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения музыкальных игр в образовательной деятельности.
Труд педагога всем своим содержанием устремлен в будущее. Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь в середине очень стремительного 21 века. Им со...
Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологий
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...
Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест - технологии.
Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест - технологии....