Консультация "Учим детей рифмовать"
консультация
Период с 3-5 лет называют возрастом словотворчества. В этот период дети обнаруживают, что некоторые слова звучат складно, рифмуются друг с другом. Малыши с удовольствием играют в рифмовки. Игры с рифмами помогают развить речевой слух, воображение, речевое внимание, словарный запас. В рифмы можно играть дома и на улице. При этом веселое настроение обеспечено :)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация "Учим детей рифмовать"
Период с 3-5 лет называют возрастом словотворчества. В этот период дети обнаруживают, что некоторые слова звучат складно, рифмуются друг с другом. Малыши с удовольствием играют в рифмовки. Игры с рифмами помогают развить речевой слух, воображение, речевое внимание, словарный запас. В рифмы можно играть дома и на улице. При этом веселое настроение обеспечено :)
Игры с рифмами для развития речи
- Читаете ребенку стихотворение, не договаривая последнее слово. Затем предлагаете выбрать нужное слово из нескольких вариантов. Мы купили кошке, к празднику… (Бантик, сапожки)
Называете слово, ребенок придумывает к нему рифму. Для деток старшего возраста можно усложнить задачу, подобрать к слову рифму той же части речи. - В эту же игру можно играть с мячом. Водящий называет слово и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, должен как можно быстрее сказать рифму и бросить мяч назад. Слова можно называть как произвольно, так и на определенную тему, например: животные, спорт, природа.
- Когда ребенок научится подбирать рифму. Можно придумывать двустишие. "На полу сидел Мишка, у него была шишка."
- Когда малыш освоится, можно к одному и тому же слову подбирать как можно больше рифм: Машина- калина, малина, картина.
- Также можно по цепочке называть рифмы. Побеждает тот, кто назовет больше рифм. Рифмы не должны повторяться.
- Добрый слон.
Жил на свете добрый слон, сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал, и друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть, чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать, будем рифмы подбирать.
Игра может продолжаться до бесконечности..
Поэзия входит в жизнь ребёнка с первых дней его жизни. Стихи и потешки, колыбельные песни на ночь, сказки, рассказанные бабушкой,- весь этот чудесный мир доброй мудрости помогает малышу почувствовать, что окружающие его любят.
И если ребёнок уже достаточно хорошо разговаривает, то самое время познакомить его с основами стихосложения, а точнее вашему вниманию предлагаются игры с рифмами. Эти игры развивают внимание, логическое мышление, а так же, как и любые другие игры, позволяют лучше овладеть родным языком и полюбить его.
"Складно- нескладно"
Именно с этой простой игры и начинается знакомство ребёнка с понятиями "рифма", "складно", "нескладно". начните рассказывать известное ребёнку стихотворение. переставляя слова или заменяя конечные слова другими, например,
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку куклу...
Наверняка ребёнок возмутится и воскликнет: "Нет! Мячик!". А вы продолжите:
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке кукла...
Выслушайте ребёнка, искренне удивляйтесь: "Ой, а правда ведь, так, как говоришь ты, звучит намного лучше. Наверное, потому, что получилось складно!"
Точно так можно обыграть любые другие стихотворные загадки с рифмами- подсказками:
На шесте дворец.
Во дворце певец,
А зовут его.... воробей! (скворец)
"Нет, скворец!"- спорит ребёнок. " А воробей разве не подходит? И правда, нескладно получается..."
И еще. например:
Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает ....дождик! (капель)
"Рифмовочки"
В эту игру со своим ребёнком вы можете играть по дороге домой, сидя в очереди в поликлинике. в любом другом месте. Просто подбирайте вместе рифмы к словам, обозначающие предметы, которые вы видите перед собой, или просто абсолютно к любым словам, которые приходят в голову к вам или ребёнку.
Например, песок-носок, ветка-детка, врач-грач, ухо-сухо.
Сначала больше придётся подбирать рифмы вам, ребёнок только будет придумывать слова, но потом уже вы сможете предлагать слова по очереди.
Настольная игра " Угадалки"
Для игры вам потребуется подобрать карточки с изображением предметов, названия которых рифмуются, например, сом-дом, пол- стол, кот- рот, кошка- мошка, зайка- майка.
Карточки можно нарисовать самим, можно распечатать на принтере и наклеить на картон. Когда всё готово, то нужно перемешать все картинки и можно играть. Возможны 3 варианта игры:
1. Выберите 3 карточки, например, рак, мак и кот. Дайте одну из них ребёнку(мак) и предложите подобрать к ней пару из оставшихся карточек. Для того чтобы ребёнку было легче выполнить ваше задание, обязательно проговаривайте названия картинок.
2. Возьмите уже 2-3 пары карточек и предложите разложить их, составив рифмующие пары.
3 Возьмите несколько пар карточек и положите на столе лицевой стороной вниз. Предложие ребёнку взять 2 карточки, пытаясь собрать все пары рифмующихся картинок. Например, первое слово на карточке жук, а на другой- дом. Так как дом не рифмеутся со словом жук, то данную карточку возвращаем обратно. И переворачиваем карточки дальше в поисках нужной. Этот вариант игры отлично тренирует еще и зрительную память, потому что ребёнок по ходу игры старается запомнить, куда он кладёт карточку. которая ему может потом пригодиться для другой пары рифмующихся слов.
"Прозвища"
В сказках у персонажей есть прозвища. Предложите ребёнку вспомнить их. Наверняка он назовёт вам Лягушку- Квакушку, Зайку- Побегайку, Лисичку- Сестричку, Акулу-Каракулу.
Бывает часто, что у героя несколько прозвищ, предложите ребёнку выбрать то, какое ему больше нравится. Вот, например, волк. В разных сказках он имеет разные прозвища, например, Волчок-Серый бочок, Волк-Зубами щёлк. Или лиса: Лисичка- Сестричка, Лиса-Краса. Вместе с ребёнком по аналогии выберите имена для его мягких игрушек: Котик-Бархатный животик, Мышка- Малышка, Хрюшка- Розовое Брюшко. Сочиняйте сами и, чем смешнее будет, тем лучше, пусть даже сначала кажется, что вариантов рифмовок вовсе и нет.
Конечно, не каждому из нас дано стать поэтом, но умение рифмовать строчки наверняка пригодится в жизни. Ведь если в будущем ваш сын или дочка смогут сочинить стишок к школьному вечеру, поздравление другу- это уже само по себе неплохо, ведь так?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учим детей рифмовать".
В данном материале вниманию родителей предсталены варианты игр с рифмами, которые помогут развитию памяти ребенка, внимания, логического мышления, а также позволят детям лучше овладеть род...

Консультация для родителей "Учим детей рифмовать"
Консультация для формирования речевого творчества для детей младшего возраста...

"Учим детей рифмовать"- папка-передвижка.
Игра в рифмы полезна для развития творческого воображения, причем не только ребенка, но и мамы. К тому же дети очень любят сочинять стихи, это их естественная потребность....

Консультация для родителей: "Учим детей рифмовать"
Поэзия входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Стихи и потешки, колыбельные песни на ночь, сказки, рассказанные бабушкой, - весь этот чудесный мир доброй мудрости помогает малышу почувствовать...
Учим детей рифмовать
Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали меха...

Консультация для родителей "Учим детей рифмовать"
если ребёнок уже достаточно хорошо разговаривает, то самое время познакомить его с основами стихосложения...