Консультация "Учим детей рифмовать"
консультация

Баруткина Евгения Алексеевна

Период с 3-5 лет называют возрастом словотворчества. В этот период дети обнаруживают, что некоторые слова звучат складно, рифмуются друг с другом. Малыши с удовольствием играют в рифмовки. Игры с рифмами помогают развить речевой слух, воображение, речевое внимание, словарный запас. В рифмы можно играть дома и на улице. При этом веселое настроение обеспечено :)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rifmakonsultatsiya_dlya_roditeley_rifma.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация "Учим детей рифмовать"

Период с 3-5 лет называют возрастом словотворчества. В этот период дети обнаруживают, что некоторые слова звучат складно, рифмуются друг с другом. Малыши с удовольствием играют в рифмовки. Игры с рифмами помогают развить речевой слух, воображение, речевое внимание, словарный запас. В рифмы можно играть дома и на улице. При этом веселое настроение обеспечено :)


Игры с рифмами для развития речи

  • Читаете ребенку стихотворение, не договаривая последнее слово. Затем предлагаете выбрать нужное слово из нескольких вариантов. Мы купили кошке, к празднику… (Бантик, сапожки)
    Называете слово, ребенок придумывает к нему рифму. Для деток старшего возраста можно усложнить задачу, подобрать к слову рифму той же части речи.
  • В эту же игру можно играть с мячом. Водящий называет слово и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, должен как можно быстрее сказать рифму и бросить мяч назад. Слова можно называть как произвольно, так и на определенную тему, например: животные, спорт, природа.
  • Когда ребенок научится подбирать рифму. Можно придумывать двустишие. "На полу сидел Мишка, у него была шишка."
  • Когда малыш освоится, можно к одному и тому же слову подбирать как можно больше рифм: Машина- калина, малина, картина.
  • Также можно по цепочке называть рифмы. Побеждает тот, кто назовет больше рифм. Рифмы не должны повторяться.
  • Добрый слон.

Жил на свете добрый слон, сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал, и друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть, чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать, будем рифмы подбирать.

Игра может продолжаться до бесконечности..

Поэзия входит в жизнь ребёнка с первых дней его жизни. Стихи и потешки, колыбельные песни на ночь, сказки, рассказанные бабушкой,- весь этот чудесный мир доброй мудрости помогает малышу почувствовать, что окружающие его любят.

И если ребёнок уже достаточно хорошо разговаривает, то самое время познакомить его с основами стихосложения, а точнее вашему вниманию предлагаются игры с рифмами. Эти игры развивают внимание, логическое мышление, а так же, как и любые другие игры, позволяют лучше овладеть родным языком и полюбить его.

"Складно- нескладно"

Именно с этой простой игры и начинается знакомство ребёнка с понятиями "рифма", "складно", "нескладно". начните рассказывать известное ребёнку стихотворение. переставляя слова или заменяя конечные слова другими, например,

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку куклу...

Наверняка ребёнок возмутится и воскликнет: "Нет! Мячик!". А вы продолжите:

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке кукла...

Выслушайте ребёнка, искренне удивляйтесь: "Ой, а правда ведь, так, как говоришь ты, звучит намного лучше. Наверное, потому, что получилось складно!"

Точно так можно обыграть любые другие стихотворные загадки с рифмами- подсказками:

На шесте дворец.

Во дворце певец,

А зовут его.... воробей! (скворец)

"Нет, скворец!"- спорит ребёнок. " А воробей разве не подходит? И правда, нескладно получается..."

И еще. например:

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает ....дождик! (капель)

"Рифмовочки"

В эту игру со своим ребёнком вы можете играть по дороге домой, сидя в очереди в поликлинике. в любом другом месте. Просто подбирайте вместе рифмы к словам, обозначающие предметы, которые вы видите перед собой, или просто абсолютно к любым словам, которые приходят в голову к вам или ребёнку.

Например, песок-носок, ветка-детка, врач-грач, ухо-сухо.

Сначала больше придётся подбирать рифмы вам, ребёнок только будет придумывать слова, но потом уже вы сможете предлагать слова по очереди.

Настольная игра " Угадалки"

Для игры вам потребуется подобрать карточки с изображением предметов, названия которых рифмуются, например, сом-дом, пол- стол, кот- рот, кошка- мошка, зайка- майка.

Карточки можно нарисовать самим, можно распечатать на принтере и наклеить на картон. Когда всё готово, то нужно перемешать все картинки и можно играть. Возможны 3 варианта игры:

1. Выберите 3 карточки, например, рак, мак и кот. Дайте одну из них ребёнку(мак) и предложите подобрать к ней пару из оставшихся карточек. Для того чтобы ребёнку было легче выполнить ваше задание, обязательно проговаривайте названия картинок.

2. Возьмите уже 2-3 пары карточек и предложите разложить их, составив рифмующие пары.

3 Возьмите несколько пар карточек и положите на столе лицевой стороной вниз. Предложие ребёнку взять 2 карточки, пытаясь собрать все пары рифмующихся картинок. Например, первое слово на карточке жук, а на другой- дом. Так как дом не рифмеутся со словом жук, то данную карточку возвращаем обратно. И переворачиваем карточки дальше в поисках нужной. Этот вариант игры отлично тренирует еще и зрительную память, потому что ребёнок по ходу игры старается запомнить, куда он кладёт карточку. которая ему может потом пригодиться для другой пары рифмующихся слов.

"Прозвища"

В сказках у персонажей есть прозвища. Предложите ребёнку вспомнить их. Наверняка он назовёт вам Лягушку- Квакушку, Зайку- Побегайку, Лисичку- Сестричку, Акулу-Каракулу.

Бывает часто, что у героя несколько прозвищ, предложите ребёнку выбрать то, какое ему больше нравится. Вот, например, волк. В разных сказках он имеет разные прозвища, например, Волчок-Серый бочок, Волк-Зубами щёлк. Или лиса: Лисичка- Сестричка, Лиса-Краса. Вместе с ребёнком по аналогии выберите имена для его мягких игрушек: Котик-Бархатный животик, Мышка- Малышка, Хрюшка- Розовое Брюшко. Сочиняйте сами и, чем смешнее будет, тем лучше, пусть даже сначала кажется, что вариантов рифмовок вовсе и нет.

Конечно, не каждому из нас дано стать поэтом, но умение рифмовать строчки наверняка пригодится в жизни. Ведь если в будущем ваш сын или дочка смогут сочинить стишок к школьному вечеру, поздравление другу- это уже само по себе неплохо, ведь так?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учим детей рифмовать".

В данном материале вниманию родителей предсталены варианты игр с рифмами, которые помогут развитию памяти ребенка,  внимания, логического мышления, а также позволят детям лучше овладеть  род...

Консультация для родителей "Учим детей рифмовать"

Консультация для формирования речевого творчества для детей младшего возраста...

"Учим детей рифмовать"- папка-передвижка.

Игра в рифмы полезна для развития творческого воображения, причем не только ребенка, но и мамы. К тому же дети очень любят сочинять стихи, это их естественная потребность....

Консультация для родителей: "Учим детей рифмовать"

Поэзия входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Стихи и потешки, колыбельные песни на ночь, сказки, рассказанные бабушкой, - весь этот чудесный мир доброй мудрости помогает малышу почувствовать...

Учим детей рифмовать

Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали меха...

"Учим детей рифмовать"

Учим детей рифмовать...

Консультация для родителей "Учим детей рифмовать"

если ребёнок уже достаточно хорошо разговаривает, то самое время познакомить его с основами стихосложения...