Учим детей рифмовать
консультация по развитию речи (старшая группа)
Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали механизма влияния стихотворных форм на психическое развитие. Это было интуитивно. Матери убаюкивали новорождённых колыбельными и развлекали прибаутками. Учёными XX века было доказано влияние ранних коммуникаций с ребёнком на его речевое развитие.
Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится сочетание слов, активно проявляется словотворчество, когда дети придумывают свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.
Формирование интереса к стихотворным текстам поможет ребёнку в дальнейшем лучше понимать и воспринимать поэзию.
Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.
Предлагаю вашему вниманию некоторые упражнения по данной теме.
Игра «Рифмы»
Мы в рифмы играли – слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),
Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),
Взяла я корзину, купил ты…(картину).
Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -…(барабан),
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит…(воробей).
Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке …(Циркач),
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши…(врачи).
Игра « Добрый слон»
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)
Игра « Подарки»
слова подарки можно придумать свои, и получатся новые рифмы.
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка – …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка – шоколад,
А Ежонок -…(мармелад, лимонад и т.д.)
Рифмы-миниатюры
- В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка).
- Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).
- Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).
- Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
- Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -…(дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный …(гул).
- Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает -…(варан).
- Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же…(гол).
- На палубу упала пачка,
Потому, что была -…(качка).
- Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-…(точка).
- На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила -…(чайка).
- Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом…(пальчик).
- В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский …(жук).
- В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей…(журчал).
- Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся…(жутко).
- Ребятня каникул ждёт-
Лето красное …(идёт).
- В группе самый старший – Веня,
У него дружок есть -…(Женя).
- В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен…(мир).
- На стройке делают бетон,
В метро потребуют -…( жетон).
- Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе -…(брошка).
- Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на …(Марс).
- Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали…(бант).
- Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто…(мыл).
- Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу…(нёс).
- Подарили Рэму дудку,
И сторожевую…(будку).
- У Ильи красивый волос,
И приятный, звонкий…(голос).
- Клич победный издал вождь,
Не помеха ему…(дождь).
- Нельзя чужого брать,
И, конечно, нельзя …(врать).
- Не пришлась Яге корона,
Унесла её …(ворона).
- Картину написал творец,
Изобразил на ней…(дворец).
Соловья неслышно трель,
Заглушает её…(дрель).
- Тёмная настала ночка,
Засыпает моя…(дочка).
- Пришло судно в дальний порт,
Несёт матрос подруге…(торт).
- Не нужны солдату санки,
Изучать он будет…(танки).
- Во дворе стоят кусты,
Очень уж они …(густы).
- Возле дома стоит горка-
Ледяная на ней …(корка).
- Танцевала польку Глаша,
Пела песню громко…(Клаша).
- Дед пошёл дрова колоть,
А бабуля – лук …(полоть).
- Убежали с клумбы козы,
Очень уж колючи…(розы).
- На скачках выступали кони,
Катали в парке детей…(пони).
- На столе лежала пышка-
Запах уловила…(мышка).
- Если по парку гуляете детки,
Не надо ломать у кустиков…(ветки).
- Греет на солнышке мордочку киска.
«Вискасом» вкусным наполнена …(миска).
- В крайнем ряду стоит школьная парта,
Лежат на ней ручка, учебник и…(карта).
- На карнавал наденем маску,
В бой солдат наденет…(каску).
- Увидала мышка корку-
Утащила её в …(норку).
- Стал пилить Артур полено,
Повредил себе…(колено).
- С неба падала вниз капля,
Не боится её…(цапля).
- Очень страшен зайцу холод,
Но ещё страшнее…(голод).
- Цветёт весною пышно хмель,
На него садится…(шмель).
- Бегал на лугу щенок,
Сплела Лена для него…(венок).
- Жил на свете великан,
И у него был…(пеликан).
- Для солдата строго норма:
Всегда выглаженная …(форма).
- В руки взял Арсений пультик,
Посмотреть хотел он …(мультик).
- У пограничников есть пост,
Под охраной у них…(мост).
- Плыла по небу тучка,
В реке плескалась…(щучка).
- Хлеб к столу печёт нам пекарь,
Выдаёт лекарство -…(лекарь).
- На берегу реки – песок,
А вокруг стоит …(лесок).
- Не достиг кораблик цель,
Напоролся он на …(мель).
- Петя руки с мылом мыл,
Все микробы быстро…(смыл).
- На окне сидела кошка
И мяукала…(немножко).
- Детки бегали, скакали
И под вечер все …(устали).
- Вот смотрите – паровоз,
Он вагончики…(повёз).
«Подбери рифму без картинок»
Вот как мы стихи писали,
Рифмы хором подбирали.
На окошке серый котик
Моет языком … (животик).
Из окошка виден дом,
Красят стены в доме … (том).
Есть у котика игрушка-
Деревянная … (катушка).
Любит котик мою ласку,
Он зажмуривает … (глазки).
Сочинили мы все это-
Вот такие мы … (поэты).
«Загадки-рифмовки»
- Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
- У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
- В реке большая драка: поссорились два… (рака)
- Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
- Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)
- Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?... (петушок)
- Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)
- Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф)
Для ребят постарше:
- Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек) - "Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" –
И покраснела… (божья коровка) - Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)
- Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика) - Злая, как волчица. Жжется, как горчица!
Что это за диво? Это же… (крапива) - В колючках еж и ерш, но сразу разберешь:
Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится - … (ерш)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение рифм
Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали механизма влияния стихотворных форм на психическое развитие. Это было интуитивно. Матери убаюкивали новорождённых колыбельными и развлекали прибаутками. Учёными XX века было доказано влияние ранних коммуникаций с ребёнком на его речевое развитие.
Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится сочетание слов, активно проявляется словотворчество, когда дети придумывают свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.
Формирование интереса к стихотворным текстам поможет ребёнку в дальнейшем лучше понимать и воспринимать поэзию.
Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.
Предлагаю вашему вниманию некоторые упражнения по данной теме.
Игра «Рифмы»
Мы в рифмы играли – слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),
Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),
Взяла я корзину, купил ты…(картину).
Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -…(барабан),
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит…(воробей).
Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке …(Циркач),
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши…(врачи).
Игра « Добрый слон»
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)
Игра « Подарки»
слова подарки можно придумать свои, и получатся новые рифмы.
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка – …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка – шоколад,
А Ежонок -…(мармелад, лимонад и т.д.)
Рифмы-миниатюры
- В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка).
- Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).
- Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).
- Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
- Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -…(дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный …(гул).
- Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает -…(варан).
- Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же…(гол).
- На палубу упала пачка,
Потому, что была -…(качка).
- Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-…(точка).
- На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила -…(чайка).
- Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом…(пальчик).
- В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский …(жук).
- В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей…(журчал).
- Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся…(жутко).
- Ребятня каникул ждёт-
Лето красное …(идёт).
- В группе самый старший – Веня,
У него дружок есть -…(Женя).
- В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен…(мир).
- На стройке делают бетон,
В метро потребуют -…( жетон).
- Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе -…(брошка).
- Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на …(Марс).
- Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали…(бант).
- Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто…(мыл).
- Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу…(нёс).
- Подарили Рэму дудку,
И сторожевую…(будку).
- У Ильи красивый волос,
И приятный, звонкий…(голос).
- Клич победный издал вождь,
Не помеха ему…(дождь).
- Нельзя чужого брать,
И, конечно, нельзя …(врать).
- Не пришлась Яге корона,
Унесла её …(ворона).
- Картину написал творец,
Изобразил на ней…(дворец).
Соловья неслышно трель,
Заглушает её…(дрель).
- Тёмная настала ночка,
Засыпает моя…(дочка).
- Пришло судно в дальний порт,
Несёт матрос подруге…(торт).
- Не нужны солдату санки,
Изучать он будет…(танки).
- Во дворе стоят кусты,
Очень уж они …(густы).
- Возле дома стоит горка-
Ледяная на ней …(корка).
- Танцевала польку Глаша,
Пела песню громко…(Клаша).
- Дед пошёл дрова колоть,
А бабуля – лук …(полоть).
- Убежали с клумбы козы,
Очень уж колючи…(розы).
- На скачках выступали кони,
Катали в парке детей…(пони).
- На столе лежала пышка-
Запах уловила…(мышка).
- Если по парку гуляете детки,
Не надо ломать у кустиков…(ветки).
- Греет на солнышке мордочку киска.
«Вискасом» вкусным наполнена …(миска).
- В крайнем ряду стоит школьная парта,
Лежат на ней ручка, учебник и…(карта).
- На карнавал наденем маску,
В бой солдат наденет…(каску).
- Увидала мышка корку-
Утащила её в …(норку).
- Стал пилить Артур полено,
Повредил себе…(колено).
- С неба падала вниз капля,
Не боится её…(цапля).
- Очень страшен зайцу холод,
Но ещё страшнее…(голод).
- Цветёт весною пышно хмель,
На него садится…(шмель).
- Бегал на лугу щенок,
Сплела Лена для него…(венок).
- Жил на свете великан,
И у него был…(пеликан).
- Для солдата строго норма:
Всегда выглаженная …(форма).
- В руки взял Арсений пультик,
Посмотреть хотел он …(мультик).
- У пограничников есть пост,
Под охраной у них…(мост).
- Плыла по небу тучка,
В реке плескалась…(щучка).
- Хлеб к столу печёт нам пекарь,
Выдаёт лекарство -…(лекарь).
- На берегу реки – песок,
А вокруг стоит …(лесок).
- Не достиг кораблик цель,
Напоролся он на …(мель).
- Петя руки с мылом мыл,
Все микробы быстро…(смыл).
- На окне сидела кошка
И мяукала…(немножко).
- Детки бегали, скакали
И под вечер все …(устали).
- Вот смотрите – паровоз,
Он вагончики…(повёз).
«Подбери рифму без картинок»
Вот как мы стихи писали,
Рифмы хором подбирали.
На окошке серый котик
Моет языком … (животик).
Из окошка виден дом,
Красят стены в доме … (том).
Есть у котика игрушка-
Деревянная … (катушка).
Любит котик мою ласку,
Он зажмуривает … (глазки).
Сочинили мы все это-
Вот такие мы … (поэты).
«Загадки-рифмовки»
- Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
- У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
- В реке большая драка: поссорились два… (рака)
- Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
- Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)
- Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?... (петушок)
- Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)
- Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф)
Для ребят постарше:
- Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек) - "Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" –
И покраснела… (божья коровка) - Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)
- Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика) - Злая, как волчица. Жжется, как горчица!
Что это за диво? Это же… (крапива) - В колючках еж и ерш, но сразу разберешь:
Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится - … (ерш)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Учим детей рифмовать".
В данном материале вниманию родителей предсталены варианты игр с рифмами, которые помогут развитию памяти ребенка, внимания, логического мышления, а также позволят детям лучше овладеть род...
Консультация для родителей "Учим детей рифмовать"
Консультация для формирования речевого творчества для детей младшего возраста...
"Учим детей рифмовать"- папка-передвижка.
Игра в рифмы полезна для развития творческого воображения, причем не только ребенка, но и мамы. К тому же дети очень любят сочинять стихи, это их естественная потребность....
Консультация для родителей: "Учим детей рифмовать"
Поэзия входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Стихи и потешки, колыбельные песни на ночь, сказки, рассказанные бабушкой, - весь этот чудесный мир доброй мудрости помогает малышу почувствовать...
"Учим детей рифмовать"
Учим детей рифмовать...
Консультация для родителей "Учим детей рифмовать"
если ребёнок уже достаточно хорошо разговаривает, то самое время познакомить его с основами стихосложения...
Учим детей рифмовать.
Консультация для родителей....