Учим детей рифмовать
консультация по развитию речи (старшая группа)
Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали механизма влияния стихотворных форм на психическое развитие. Это было интуитивно. Матери убаюкивали новорождённых колыбельными и развлекали прибаутками. Учёными XX века было доказано влияние ранних коммуникаций с ребёнком на его речевое развитие.
Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится сочетание слов, активно проявляется словотворчество, когда дети придумывают свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.
Формирование интереса к стихотворным текстам поможет ребёнку в дальнейшем лучше понимать и воспринимать поэзию.
Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.
Предлагаю вашему вниманию некоторые упражнения по данной теме.
Игра «Рифмы»
Мы в рифмы играли – слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),
Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),
Взяла я корзину, купил ты…(картину).
Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -…(барабан),
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит…(воробей).
Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке …(Циркач),
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши…(врачи).
Игра « Добрый слон»
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)
Игра « Подарки»
слова подарки можно придумать свои, и получатся новые рифмы.
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка – …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка – шоколад,
А Ежонок -…(мармелад, лимонад и т.д.)
Рифмы-миниатюры
- В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка).
- Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).
- Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).
- Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
- Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -…(дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный …(гул).
- Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает -…(варан).
- Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же…(гол).
- На палубу упала пачка,
Потому, что была -…(качка).
- Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-…(точка).
- На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила -…(чайка).
- Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом…(пальчик).
- В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский …(жук).
- В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей…(журчал).
- Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся…(жутко).
- Ребятня каникул ждёт-
Лето красное …(идёт).
- В группе самый старший – Веня,
У него дружок есть -…(Женя).
- В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен…(мир).
- На стройке делают бетон,
В метро потребуют -…( жетон).
- Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе -…(брошка).
- Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на …(Марс).
- Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали…(бант).
- Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто…(мыл).
- Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу…(нёс).
- Подарили Рэму дудку,
И сторожевую…(будку).
- У Ильи красивый волос,
И приятный, звонкий…(голос).
- Клич победный издал вождь,
Не помеха ему…(дождь).
- Нельзя чужого брать,
И, конечно, нельзя …(врать).
- Не пришлась Яге корона,
Унесла её …(ворона).
- Картину написал творец,
Изобразил на ней…(дворец).
Соловья неслышно трель,
Заглушает её…(дрель).
- Тёмная настала ночка,
Засыпает моя…(дочка).
- Пришло судно в дальний порт,
Несёт матрос подруге…(торт).
- Не нужны солдату санки,
Изучать он будет…(танки).
- Во дворе стоят кусты,
Очень уж они …(густы).
- Возле дома стоит горка-
Ледяная на ней …(корка).
- Танцевала польку Глаша,
Пела песню громко…(Клаша).
- Дед пошёл дрова колоть,
А бабуля – лук …(полоть).
- Убежали с клумбы козы,
Очень уж колючи…(розы).
- На скачках выступали кони,
Катали в парке детей…(пони).
- На столе лежала пышка-
Запах уловила…(мышка).
- Если по парку гуляете детки,
Не надо ломать у кустиков…(ветки).
- Греет на солнышке мордочку киска.
«Вискасом» вкусным наполнена …(миска).
- В крайнем ряду стоит школьная парта,
Лежат на ней ручка, учебник и…(карта).
- На карнавал наденем маску,
В бой солдат наденет…(каску).
- Увидала мышка корку-
Утащила её в …(норку).
- Стал пилить Артур полено,
Повредил себе…(колено).
- С неба падала вниз капля,
Не боится её…(цапля).
- Очень страшен зайцу холод,
Но ещё страшнее…(голод).
- Цветёт весною пышно хмель,
На него садится…(шмель).
- Бегал на лугу щенок,
Сплела Лена для него…(венок).
- Жил на свете великан,
И у него был…(пеликан).
- Для солдата строго норма:
Всегда выглаженная …(форма).
- В руки взял Арсений пультик,
Посмотреть хотел он …(мультик).
- У пограничников есть пост,
Под охраной у них…(мост).
- Плыла по небу тучка,
В реке плескалась…(щучка).
- Хлеб к столу печёт нам пекарь,
Выдаёт лекарство -…(лекарь).
- На берегу реки – песок,
А вокруг стоит …(лесок).
- Не достиг кораблик цель,
Напоролся он на …(мель).
- Петя руки с мылом мыл,
Все микробы быстро…(смыл).
- На окне сидела кошка
И мяукала…(немножко).
- Детки бегали, скакали
И под вечер все …(устали).
- Вот смотрите – паровоз,
Он вагончики…(повёз).
«Подбери рифму без картинок»
Вот как мы стихи писали,
Рифмы хором подбирали.
На окошке серый котик
Моет языком … (животик).
Из окошка виден дом,
Красят стены в доме … (том).
Есть у котика игрушка-
Деревянная … (катушка).
Любит котик мою ласку,
Он зажмуривает … (глазки).
Сочинили мы все это-
Вот такие мы … (поэты).
«Загадки-рифмовки»
- Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
- У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
- В реке большая драка: поссорились два… (рака)
- Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
- Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)
- Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?... (петушок)
- Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)
- Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф)
Для ребят постарше:
- Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек) - "Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" –
И покраснела… (божья коровка) - Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)
- Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика) - Злая, как волчица. Жжется, как горчица!
Что это за диво? Это же… (крапива) - В колючках еж и ерш, но сразу разберешь:
Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится - … (ерш)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение рифм
Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали механизма влияния стихотворных форм на психическое развитие. Это было интуитивно. Матери убаюкивали новорождённых колыбельными и развлекали прибаутками. Учёными XX века было доказано влияние ранних коммуникаций с ребёнком на его речевое развитие.
Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится сочетание слов, активно проявляется словотворчество, когда дети придумывают свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.
Формирование интереса к стихотворным текстам поможет ребёнку в дальнейшем лучше понимать и воспринимать поэзию.
Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.
Предлагаю вашему вниманию некоторые упражнения по данной теме.
Игра «Рифмы»
Мы в рифмы играли – слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),
Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),
Взяла я корзину, купил ты…(картину).
Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -…(барабан),
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит…(воробей).
Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке …(Циркач),
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши…(врачи).
Игра « Добрый слон»
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)
Игра « Подарки»
слова подарки можно придумать свои, и получатся новые рифмы.
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка – …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка – шоколад,
А Ежонок -…(мармелад, лимонад и т.д.)
Рифмы-миниатюры
- В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка).
- Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).
- Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).
- Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
- Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -…(дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный …(гул).
- Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает -…(варан).
- Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же…(гол).
- На палубу упала пачка,
Потому, что была -…(качка).
- Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-…(точка).
- На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила -…(чайка).
- Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом…(пальчик).
- В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский …(жук).
- В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей…(журчал).
- Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся…(жутко).
- Ребятня каникул ждёт-
Лето красное …(идёт).
- В группе самый старший – Веня,
У него дружок есть -…(Женя).
- В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен…(мир).
- На стройке делают бетон,
В метро потребуют -…( жетон).
- Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе -…(брошка).
- Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на …(Марс).
- Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали…(бант).
- Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто…(мыл).
- Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу…(нёс).
- Подарили Рэму дудку,
И сторожевую…(будку).
- У Ильи красивый волос,
И приятный, звонкий…(голос).
- Клич победный издал вождь,
Не помеха ему…(дождь).
- Нельзя чужого брать,
И, конечно, нельзя …(врать).
- Не пришлась Яге корона,
Унесла её …(ворона).
- Картину написал творец,
Изобразил на ней…(дворец).
Соловья неслышно трель,
Заглушает её…(дрель).
- Тёмная настала ночка,
Засыпает моя…(дочка).
- Пришло судно в дальний порт,
Несёт матрос подруге…(торт).
- Не нужны солдату санки,
Изучать он будет…(танки).
- Во дворе стоят кусты,
Очень уж они …(густы).
- Возле дома стоит горка-
Ледяная на ней …(корка).
- Танцевала польку Глаша,
Пела песню громко…(Клаша).
- Дед пошёл дрова колоть,
А бабуля – лук …(полоть).
- Убежали с клумбы козы,
Очень уж колючи…(розы).
- На скачках выступали кони,
Катали в парке детей…(пони).
- На столе лежала пышка-
Запах уловила…(мышка).
- Если по парку гуляете детки,
Не надо ломать у кустиков…(ветки).
- Греет на солнышке мордочку киска.
«Вискасом» вкусным наполнена …(миска).
- В крайнем ряду стоит школьная парта,
Лежат на ней ручка, учебник и…(карта).
- На карнавал наденем маску,
В бой солдат наденет…(каску).
- Увидала мышка корку-
Утащила её в …(норку).
- Стал пилить Артур полено,
Повредил себе…(колено).
- С неба падала вниз капля,
Не боится её…(цапля).
- Очень страшен зайцу холод,
Но ещё страшнее…(голод).
- Цветёт весною пышно хмель,
На него садится…(шмель).
- Бегал на лугу щенок,
Сплела Лена для него…(венок).
- Жил на свете великан,
И у него был…(пеликан).
- Для солдата строго норма:
Всегда выглаженная …(форма).
- В руки взял Арсений пультик,
Посмотреть хотел он …(мультик).
- У пограничников есть пост,
Под охраной у них…(мост).
- Плыла по небу тучка,
В реке плескалась…(щучка).
- Хлеб к столу печёт нам пекарь,
Выдаёт лекарство -…(лекарь).
- На берегу реки – песок,
А вокруг стоит …(лесок).
- Не достиг кораблик цель,
Напоролся он на …(мель).
- Петя руки с мылом мыл,
Все микробы быстро…(смыл).
- На окне сидела кошка
И мяукала…(немножко).
- Детки бегали, скакали
И под вечер все …(устали).
- Вот смотрите – паровоз,
Он вагончики…(повёз).
«Подбери рифму без картинок»
Вот как мы стихи писали,
Рифмы хором подбирали.
На окошке серый котик
Моет языком … (животик).
Из окошка виден дом,
Красят стены в доме … (том).
Есть у котика игрушка-
Деревянная … (катушка).
Любит котик мою ласку,
Он зажмуривает … (глазки).
Сочинили мы все это-
Вот такие мы … (поэты).
«Загадки-рифмовки»
- Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
- У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
- В реке большая драка: поссорились два… (рака)
- Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
- Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)
- Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?... (петушок)
- Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)
- Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф)
Для ребят постарше:
- Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек) - "Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" –
И покраснела… (божья коровка) - Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)
- Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика) - Злая, как волчица. Жжется, как горчица!
Что это за диво? Это же… (крапива) - В колючках еж и ерш, но сразу разберешь:
Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится - … (ерш)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/01/picture-28910.jpg)
Консультация для родителей "Учим детей рифмовать".
В данном материале вниманию родителей предсталены варианты игр с рифмами, которые помогут развитию памяти ребенка, внимания, логического мышления, а также позволят детям лучше овладеть род...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/12/picture-985120-1513058220.jpg)
Консультация для родителей "Учим детей рифмовать"
Консультация для формирования речевого творчества для детей младшего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/06/picture-1028929-1523029205.jpg)
"Учим детей рифмовать"- папка-передвижка.
Игра в рифмы полезна для развития творческого воображения, причем не только ребенка, но и мамы. К тому же дети очень любят сочинять стихи, это их естественная потребность....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/02/picture-907943-1496402488.jpg)
Консультация для родителей: "Учим детей рифмовать"
Поэзия входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Стихи и потешки, колыбельные песни на ночь, сказки, рассказанные бабушкой, - весь этот чудесный мир доброй мудрости помогает малышу почувствовать...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-526891-1416935863.jpg)
Консультация для родителей "Учим детей рифмовать"
если ребёнок уже достаточно хорошо разговаривает, то самое время познакомить его с основами стихосложения...