Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности.
учебно-методический материал
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив, именно взрослым важно владеть способами поддержки детской инициативы. Взрослым необходимо научиться, тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_podderzhki_detskoy_initsiativy_i_samostoyatelnosti.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности.
2-3 года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо:
• предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
• отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
• не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
• поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
• проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки детей;
• для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
• содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
• поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
3-4 года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:
• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
• рассказывать детям о их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
• отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
• всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
• помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
• способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
• в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
• не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
• учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
• уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
• создавать в группе и семье положительный психологический микроклимат, проявлять любовь, выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
• всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
4-5 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо:
• способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
• обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
• создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;
• при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
• не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
• обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
• привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
• побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
• привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
• читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
5-6 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо:
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
• уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
• поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
• создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
• при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
• привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты;
• создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
6-7 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо:
• вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
• спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
• создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
• обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
• поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
• создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
• при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
• проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
• презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занятия по выбору как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности"
Сообщение из опыта работы...
Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности творчески одарённых детей.
Отчёт о проделанной работе с музыкально одарёнными детьми музыкального руководителя. Представлены разные формы работы: творческие объединения по интересам, конкурсы различного уровня, участие в концер...
СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»
Статья о способах поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках дошкольной образовательной программы " Югорский трамплин"...
Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...
Статья: "Квест технология, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников"
Статья: "Квест технология, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников"...
Консультация "Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности"
В консультации раскрываются некоторые методы и приемы развития у детей самостоятельности и инициативности в разных видах детской деятельности....
Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».
Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в то...