Патриотическое воспитание детей раннего возраста.
статья (младшая группа)
Целью Федеральной Образовательной Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально культурных традиций. Пункт 14.1 ФОП ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 111.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание детей раннего возраста.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Цель ФОП. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально культурных традиций. Пункт 14.1 ФОП ДО.
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022г. №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно нравственных ценностей»
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать
первым этапом воспитания патриотизма. Средствами воспитания на этом этапе будут выступать, во-первых, совместная деятельность в семейном кругу. Например, настольные игры вечером или организация хозяйственно-бытового труда (распределить обязанности по дому и выделить малышу какую-нибудь функцию, например, поливать цветы или протирать пыль), помощь маме на кухне, хотя бы мелкое поручение.
Во-вторых, семейный досуг. Следует уделять своему малышу больше времени. Очень важно, чтобы в проведении досуга принимали участие все члены семьи. В современных условиях можно легко придумать, как интересно провести выходной день всем вместе. Важно, не только провести досуг, но и подвести его итоги, побеседовать, о том, что запомнилось больше всего, что понравилось, что не понравилось. Стараться по возможности везде брать ребёнка с собой.
В-третьих, оформление семейного фотоальбома. В этом возрасте пока можно просто просматривать фотографии. Очень хорошо просматривать старые фотографии. Маленьким детям всегда интересно как выглядели мама с папой в детстве, а детские фотографии дедушки и бабушки вообще вызывают восторг. Можно рассказать крохе о своём детстве, что вы больше всего любили, во что играли, как проводили время и т.д.
В-четвёртых, семейные традиции. Необходимо обдумать, какие в вашей семье традиции. Если не получилось, стоит придумать себе традиции и придерживаться их. Традиции могут быть разными, например, ежедневная – совместный семейный ужин (но не всегда получается), поэтому легче завести традиции ежегодные или ежемесячные, например, поездка за город или в какое-нибудь интересное место (зоопарк, парк птиц, луна-парк, батутный центр и т.д.). Так же это может быть еженедельный игровой вечер с мамой и папой, или вечер творчества, кому что ближе. Для самых маленьких такие традиции вполне приемлемы, по мере взросления ребёнка семейные традиции тоже будут усложняться.
В-пятых, чтение ребёнку русских рассказов и сказок, в которых отражены семейные отношения.
В-шестых, изготовление подарков своими руками на праздники (День рождения, 23 февраля, 8 марта, Новый год). Это формирует внимательное и заботливое отношение к близким людям, развивает эмоциональную сферу малыша, создаёт мотивы поведения, заданного обществом.
Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к этому дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка по патриотическому воспитанию ложится на сотрудников детского сада. Одним из главных средств воспитания будут экскурсии по детскому саду, на которых детей знакомят с группой, показывают уголки группы, игрушки, рассказывают истории про игрушки группы, обязательно делая акцент, что их нужно беречь. Затем знакомятся с медицинским кабинетом, музыкальным и спортивным залом. Ежедневно можно обходить детский сад вокруг, наблюдая за происходящим на соседних участках. Обязательно посещение огорода. Естественно, всё это организуется после того, как большая часть детей прошли адаптацию к детскому саду. Но и родители не должны полностью всё перекладывать на педагогов. Ежедневно нужно проводить беседы о жизни в детском саду, интересоваться, что происходило, чем занимались и т.д.
Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания в рамках детского сада будет организация и проведение праздников. Очень хорошо, что в нашем детском саду часто проводятся фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа.
Ещё одно средство патриотического воспитания подходит как для семейного воспитания, так и воспитания в детском саду – народные игры. Чаще это подвижные игры. Так же патриотизм воспитывается благодаря знакомству ребёнка с устным народным творчеством, рассматриванию картин и иллюстраций, организации трудовой деятельности, изготовлению поделок к праздникам.
Третьим этапом патриотического воспитания, который накладывается на два других, является формирование отношения к собственному двору, бережного отношения к оснащению двора, к игрушкам во дворе и т.д. Здесь хорошим средством воспитания будет являться организация трудовой деятельности. Например, с малышом можно полить цветочки на клумбе, поскрести листья осенью детскими граблями, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц зимой и т.д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр будет являться взрослый или старшие дети. С детьми раннего возраста так же можно совершать прогулки по району, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения.
В нашей группе мы оформили патриотический уголок с картинками и фотоальбомами с семейными фотографиями, отражающий этапы патриотического воспитания. Уголок разместили в приемной группы в доступном для детей и родителей месте. Картинки содержат сюжеты на тему: мама, семья, природа, детский сад, народные игрушки, народные костюмы и другие, доступные для понимания малышей, сюжеты. Уголок пополняется семейными фотоальбомами.
В статье использовались материалы с данного сайта:
https://www.art-talant.org/publikacii/3374-patrioticheskoe-vospitanie-detey-rannego-vozrasta
Воспитатели: Иванкова А.Ю., Ахадоаа Е.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей раннего возраста "Что мы Родиной зовем? Дом где мы с тобой живем...".
Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей раннего возраста "Что мы Родиной зовем? Дом где мы с тобой живем...". Конспект занятия актуален в плане недостаточности материала по работе...
Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»
Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....
Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста"
К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства»....
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культ...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста»
Как воспитать патриотизм у маленького гражданина нашего общества? С чего начать?...
Презентация на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста".
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные че...
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста
Выступление на РМО, посвященное 75-летию победы ВОВ на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"...