картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
картотека (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 950.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.
Дети должны понять, что их город, лес, река, поле - частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в родном городе; о лучших людях родного края. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что и в родном городе можно побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной край интересен всем, кто сюда приезжает, побуждает гордость и уважение.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы, воспитатели, всегда обращаемся к дидактической игре.
В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Пояснительная записка
Обучающие задачи:
- обогащать словарный запас и образный строй речи;
- формировать и расширять представление детей о нравственных категориях: добро-зло, согласие-вражда, трудолюбие- лень и т.п.;
- формировать чувство бережного отношения к родной природе и всему живому.
Развивающие задачи:
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- развивать навык связной речи детей и навыков речевого общения в деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у ребенка чувства любви и привязанности к родной улице, городу, родной стране;
- воспитывать чувство целостности, сопричастности к живому миру.
- Дидактические игры структурированы по следующим направлениям:
- отражающие ценности отечественной культуры, родной страны;
- отражающие культурный облик родного города;
- отражающие семейные ценности;
- отражающие мир природы;
- отражающие жизнь и деятельность известных людей России, в том числе, и наших земляков
Дидактическая игра «Герб города», «Герб моей страны».
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города и о
гербе РФ; уметь выделять герб родного города и герб своей страны из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города, гербом РФ; контурный шаблон этих же гербов; «мозаика» герба города и герба РФ в разобранном варианте.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города и герб РФ. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать герб города и герб РФ из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Детям предлагаются гербы других городов и стран для подобной же игровой задачи.
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Цель: знакомить с родным городом.
Материал: альбом фотографий родного города.
Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
Дидактическая игра «Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны.
Материал: полосы красного, синего и белого цвета.
Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
Дидактическая игра «Профессии»
Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.
Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию. Воспитатель: «Кем именно они мечтают стать - отгадайте!» Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.
Дидактическая игра «Все профессии важны»
Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.
Материал: картинки с профессиями взрослых.
Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности. В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»
Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.
Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель), маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.
Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.
Дидактическая игра «Защитники Отечества»
Цели:
1.Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить. 2.Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. 3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.
Ход игры:
Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.
Дидактическая игра «Русские матрешки»
Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Ход игры. Основное игровое правило: собрать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики.
Дидактическая игра "Народные промыслы"
Цель: Развитие интереса к теме "Народные промыслы" через игру и закрепление счета от 1 до 10.
Задачи:
- закрепление счета от 1 до 10, в прямом и обратном порядке, упражнять в нахождении соседей числа, нахождении пропущенного числа, систематизация знаний по теме "Народные промыслы",
- развитие мелкой моторики, внимания, логического мышления, усидчивости, творческих способностей, развитие речи.
- воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного в народных промыслах России.
Оборудование для игры:
ламинированный картон с иллюстрациями народных промыслов, резиночки для удобного хранения и конверты.
Правила игры:
Вариант 1
Ребенок должен собрать картинку из полосок с цифрами по порядку от1до10.
Далее по заданию воспитателя считает от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.
Вариант 2.
Ребенок должен собрать картинку из полосок с цифрами по порядку от 1 до 10.
Ребенок закрывает глаза, воспитатель убирает полоски с соседями любого числа. После этого предлагается назвать исчезнувшие номера полосок.
Вариант 3.
Ребенок должен собрать картинку из полосок с цифрами по порядку от 1 до 10.
Ребенок закрывает глаза, воспитатель убирает любую/ые полоску/полоски, после этого ребенок должен отгадать, с каким числом исчезла полоска/полоски?
Вариант 4. Игра "Что изменилось?" и "Что пропало?"
Ребенок собирает картинку из полосок с цифрами по порядку от 1 до 10.
Воспитатель просит закрыть глаза, меняет местами полоски в свободном порядке, может убрать любую полоску. Затем просит назвать ребенка, что изменилось.
Дидактическая игра «Дом, в котором я живу»
Цели: формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.
Материал: стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.
Ход игры: рассмотреть рисунок дома -Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя) -Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей: -Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)? -А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут? -По какому адресу находится твой дом?
Дидактическая игра «Помощники в семье»
Цели: воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот; учить детей строить отношения с другими людьми; развивать речь детей.
Материалы: сюжетные картинки с бытовыми сценами.
Ход игры: воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку: -Что делает дедушка. А как помогает малышка? –Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)».
Дидактическая игра «Родословное дерево»
Цель: расширить представление о семье; учить ориентироваться в родословных отношениях; пополнять знания о родных им людях; прививать любовь к ним.
Материал:
фотографии членов семьи, рис. генеалогического дерева.
Ход игры:
А у тебя есть дедушка? Где он живет? Как его зовут? Сколько ему лет. Какой он? Расскажи, какая у него была профессия раньше. И чем он занимается сейчас. Как часто вы встречаетесь (аналогично о бабушке)? Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья. (Информация о родословном дереве на обороте).
Дидактическая игра «Как зовут членов семьи»
Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры: дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
«БЛАГОРОДНЫЕ ПОСТУПКИ»
Цель:
Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мяч.
Ход игры:
Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
Например, благородные поступки для мальчиков:
- называть девочку только по имени;
- при встрече с девочкой первым здороваться;
- уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку;
- защищать девочку;
- помогать девочке переносить тяжелые вещи;
- когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку;
- мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.
Благородные поступки для девочек:
- называть мальчика только по имени;
- при встрече с мальчиком здороваться;
- хвалить мальчика за проявление внимания;
- не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки.
Птицы нашего края
Цель: знакомить детей с птицами родного края
Материал: карточки с изображениями птиц
Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
Лото «Народные промыслы»
Цель: формировать представления о народных промыслах России.
Оборудование: 6 больших карт с изображением одного изделия народных промыслов, к каждой карте прилагается по 6 малых карт с изображением изделий народных промыслов.
Правила игры.
Дети должны малые карты разложить по тематике на больших картах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Картотека игр по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплек...
Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Подготовила воспитатель Вахитова Лилия Григорьевна2018 г....
Картотека бесед по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников
Картотека бесед по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников...
Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
В соответствии со стандартом, одна из задач социально-коммуникативного развития воспитанников - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, п...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к св...