Нерегламентированная деятельность детей старшего дошкольного возраста на тему "Зима. Сезонные изменения в природе"
методическая разработка (подготовительная группа)

Рублева Ольга Валентиновна

Систематизация представлений детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях природы в зимний сезон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekabr.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Нерегламентированная деятельность в старшем дошкольном возрасте

Тема: «Зима. Сезонные изменения в природе».

Цель: систематизация представлений детей о сезонных изменениях природы, формирование представлений о характеристиках зимнего сезона: долготе дня, температуре воздуха, осадках, состоянии растений, животных, людей.

  1. Познавательная практическая деятельность:

Цикл наблюдений за явлениями неживой природы зимой: за местонахождением солнца на небосклоне; за изменением цвета неба в первой половине дня, снегопадом, вьюгой, метелью, позёмкой, инеем

Цель: продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за снегопадом

Цель: уточнить представления о свойствах снега, закрепить представления о сезонном явлении снегопаде.

Наблюдение за деревьями

Цель: определить, как подготовились деревья к зиме.

Цикл наблюдений за птицами зимой: как ведут себя в морозы зимующие птицы: ворона, сорока, голубь; воробей и синица; обитатели кормушки.

Цель: развивать познавательный интерес, показать сезонные изменения в природе зимой, развивать умение сравнивать и обобщать сведения на материале собственных наблюдений, развивать наблюдательность внимание, память.

Опыт «Таящий лед»

Цель: определить, где быстрее тает лед: в тарелке или в шарфике.

Опыт «Какая глубина снега на клумбе?»

Цель: предложить детям измерить глубину снежного покрова при помощи линейки.

Опыты: «Превращение воды в лед», «Какие бывают снежинки», «Свойства снега», «Разноцветные кубики сока»

Цель: развивать умение изучать зимние изменения в неживой природе, наблюдательность.

  1. Общение:

Познавательные беседы: «Деревья зимой», «Птицы нашего двора», «Скользкая дорога. Гололёд», «Где рождается снег?», «Что значит правильно одеться зимой», «Дикие животные зимой»

Цель: формировать представления о сезонных изменениях зимой, развивать навыки вербального общения, развивать умение задавать вопросы, делать выводы.

Беседа о правилах безопасного поведения зимой «Как избежать неприятностей?»

Цель: закреплять представления о правилах безопасного поведения при ходьбе в гололедицу, катании на санках, коньках, лыжах.

Решение проблемных ситуаций: «Почему вода превращается в лед?», «Где рождаются снежинки?», «Как мы экономим тепло», «Хорошо – плохо», «Как помочь растениям пережить морозы?»

Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями и поведением птиц, животных и людей, развивать связную речь.

Этюды: «Как я радуюсь первому снегу», «Кто зимой голодный бродит?»

Цель: развивать умение передавать разные чувства в движениях, в звукоподражаниях и т.д.

Решение логической задачи «Если снег белый, то он чистый?»

Цель: развивать логическое мышление, умение рассуждать.

  1. Художественная деятельность:

Чтение и беседы по произведениям: русская народная сказка «Морозко», В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Маршак «Двенадцать месяцев», стихотворения М. Богдановича «Зимой», Ф. Тютчев «Зима недаром злится».

Цель: обогащать представления о зимних явлениях природы, активизировать речевое общение.

Просмотр компьютерной презентации «Зимние узоры», рассматривание альбома сюжетных картинок о зиме

Цель: закреплять представление о приметах зимы, умение любоваться зимним пейзажем.

Развлечение «Зима в стихах поэтов»

Цель: познакомить с новыми красоту и выразительность языка, развивать интерес к поэтическому слову, память, воображение, интонационную выразительность речи.

Рассматривание репродукций картин о зиме, беседа по ним:

Цель: развивать умение оценивать произведение изобразительного искусства, выражать свое отношение к нему.

Рисование «Украсим варежки», аппликация «Снеговик», «Снежинки», «Снегири и синицы на дереве»

Цель: развивать творческие способности в изодеятельности.

Раскраски по теме «Зима»

Цель: совершенствовать навыки работы с карандашами.

  1. Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры:

«Путешествие на зимний отдых»

Цель: развивать умение моделировать реальные отношения между людьми, уточнить представления о разнообразии природных зон, туристических маршрутах.

«Спасатели»

Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения в метель, гололёд, сильный мороз, о способах оказания первой помощи пострадавшим зимой.

Дидактические игры:

«Откуда гости», «Цепочка слов: снег, снежная, снежинка, снегопад, снегоходы», «Подберем краски для художников», «Когда это бывает?», «Найди две одинаковые снежинки», «Спит или не спит этот зверь зимой?» «Знатоки природы», «Путешествие в зиму», «Фотоохота в лесу»

Цель: закреплять представления о сезонных изменениях в природе зимой, развивать познавательные процессы, речь.

Подвижные игры:

«Два мороза», «Белки в лесу», «Времена года», «День-ночь», «Сугробы», «След в след»

Цель: совершенствовать умение переносить накопленный опыт в самостоятельную двигательную и игровую активность.

  1. Хозяйственно-бытовой труд

Очистка от снега участка, спортивного инвентаря: санок, лыж, сметание снега со столов и скамеек, стряхивание снега с веток кустов.

Цель: оказывать помощь взрослым в уборке снега.

Труд в природе «Кормление птиц»

Цель: воспитывать желание заботиться о птицах.

«Строим снежный вал», «Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур»

Цель: развивать «Укрепление снегом корней молодых деревьев»

Цель: побуждать к природоохранной деятельности

Ручной труд. Книжки-самоделки по теме «Зимняя сказка»

Цель: закреплять умения изготавливать поделки из различных материалов.

Изготовление кормушек для птиц из разнообразных материалов.

Цель: обобщать представления о возможностях применения различных материалов для создания поделок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Природа: мастерство и фантазия» (художественно творческая деятельность)

  Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и и...

Проект программы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Пикник на природе»

Дети вместе с родителями любят проводить время  на природе, поэтому проигрывая знакомые ситуации, они расширяют и закрепляют представления о правилах поведения на природе и учатся соблюдать их.Иг...

Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (с изменениями и дополнениями)

Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (далее &ndash...

Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста по теме «Весна изменения в природе»

Цель: Формирование представлений детей об изменениях, происходящих в природе весной. Задачи:- Выявить представления детей об изменениях в неживой природе, в растительном и животном мире, в ж...

Нерегламентированная деятельность детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осень. Сезонные изменения в природе»

Материал будет интересен воспитателям и детям старшего дошкольного возраста....