Воспитание детей в игре
статья (старшая группа)
Не будет секретом сказать то, что игры являются большой частью детского досуга. Они необходимы для его эмоционального, интеллектуального и социального развития. Благодаря играм ребенка формируется воображение, внимание, память, навыки общения и т.д.
Перед воспитателем стоит задача использовать разные виды игр в целях всестороннего воспитания детей, интересно и содержательно организовать жизнь детского коллектива. Однако воспитатель должен следить за тем, чтобы содержание игры имело воспитательный элемент и правильные ценности. Воспитатель должен следить за настроением ребят, а также удостовериться в том, что все дети поняли правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_v_igre.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание детей в игре
Не будет секретом сказать то, что игры являются большой частью детского досуга. Они необходимы для его эмоционального, интеллектуального и социального развития. Благодаря играм ребенка формируется воображение, внимание, память, навыки общения и т.д.
Перед воспитателем стоит задача использовать разные виды игр в целях всестороннего воспитания детей, интересно и содержательно организовать жизнь детского коллектива. Однако воспитатель должен следить за тем, чтобы содержание игры имело воспитательный элемент и правильные ценности. Воспитатель должен следить за настроением ребят, а также удостовериться в том, что все дети поняли правила.
Наблюдая за играющими детьми, воспитатель может получить представление об их интересах и выявить особенности их характера, он узнает их представления об окружающей жизни, поймет их отношение к товарищам и взрослым. Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различаются по содержанию и организации, правилам, характеру проявления у детей, по взаимодействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д.
Сюжетно-ролевые игры позволяют детям в воображаемой ситуации совершать действия и функции, быть частью разнообразных событий. Сюжетно-ролевые игры должны входить в плановую педагогическую работу как одно из важных средств коммунистического воспитания ребенка.
Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу. Исполнение роли требует то ребенка действовать не так, как он хочет, а следовать написанной истории, подчиняясь установленным социальным нормам и правилам поведения. Играя разные роли, дошкольник встает на позицию разных людей. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания дружественных отношений с другими людьми.
Сюжеты детских игр развиваются на основе опыта, приобретенного при наблюдениях окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, при просмотре детских телевизионных передач. В игре заложены большие возможности для самостоятельного применения детьми полученных ранее знаний.
Большое значение для обогащения содержания самостоятельных сюжетно-ролевых игр имеют те сведения и опыт, которые дети получают на занятиях, при ознакомлении с окружающими явлениями общественной жизни, в процессе формирования представлений о природе.
Добровольное соблюдение правил показывает, насколько глубоко ребенок освоил отражаемую в сюжетно-ролевой игре атмосферу социальной действительности. Отношение детей к правилам будет, изменяется на протяжении всего дошкольного возраста. Сначала ребенок не будет их понимать и будет нарушать неосознанно. Позже он начнет принимать необходимость следования правилам, опираясь на свою логику и опыт игры. Еще позже ребенок будет самостоятельно выполнять правила. Так ребенок будет учиться управлять своим поведением.
Роль воспитателя в самостоятельных играх детей старшего дошкольного возраста специфична. Воспитатель, с одной стороны, должен уметь внимательно и тактично наблюдать за играющими и охранять их самостоятельную игру, если она имеет воспитательное или развивающее значение. С другой стороны, он должен чутко руководить игрой, используя косвенные приемы руководства (совет, вопрос, подсказка). Игровыми проблемными ситуациями воспитатель может повлиять на замысел игры, на содержание сюжета; может усложнить способ отображения действительности или выступить как равноправный партнер по игре, выполняя главную или второстепенную роль; подавать реплики, регулирующие содержание игры, косвенно влиять на изменение игровой среды.
Особое значение для развития игры в этом возрасте приобретают способы согласования замыслов, помогающие выстраивать общую сюжетную линию в коллективных играх детей. Это связано с умением образно мыслить, комбинировать впечатления, полученные из разных источников, фантазировать. Основу таких умений дети получают на специальных занятиях по развитию речи, конструированию, изобразительной, музыкальной деятельности, в обучающих дидактических играх.
Дидактическая игра является смесью игры и учебы. Для детей это веселая игра, но для воспитателя один из самых полезных методов обучения. Сутью дидактических игр является то, что дети решают задачки, показанные им в веселой игровой форме.
Дидактическая игра помогает развивать у детей внимание, память, наблюдательность, сообразительность и т.д. Дети учатся использовать полученные знания в разных игровых условиях, используют логику и фантазию для их решения.
Организуя работу по руководству творческими играми детей, воспитатель должен предусматривать наблюдения, деятельность детей, беседы, содержание отдельных занятий, которые вызывают у них интерес к разным явлениям жизни и могут влиять на содержание игр. В плане указывается также, какой материал для игры следует подготовить. Большое внимание должно уделяться индивидуальной работе с детьми, направленной на развитие творческих способностей, на формирование характера ребенка, его отношения к товарищам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание детей в игре».
Содержание §1. Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой §2. Творческая иг...
Реферат на тему "Воспитание детей в игре"
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношен...
Воспитание детей в игре
Воспитание детей в игре §1. Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой §2. Творческая игра в педагогическом процессе детского са...
Мастер - класс для родителей: "Экологическое воспитание детей посредством игры"
Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры»Подготовила воспитатель: ...
Консультация для родителей " Нравственное воспитание детей в игре."
Для того чтобы руководить игрой ребёнка и воспитывать его игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Если родители не подумают над этим во...
Консультация для родителей: «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИГРЕ»
Консультация для родителей...