Воспитание у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств посредством восприятия художественной литературы
консультация
Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст, когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но, самое главное, заложить в их души основы нравственности. Очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей дошкольного возраста
духовно-нравственных качеств посредством
восприятия художественной литературы
«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,
думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»
В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст, когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но, самое главное, заложить в их души основы нравственности. Очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость.
В нашем детском саду данной проблеме уделяется большое внимание. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
• нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости);
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения, государства.
При планировании любой формы работы с детьми предусматриваем компоненты, которыми руководствуемся и придерживаемся
- содержательный компонент - овладение детьми объёмом представлений и понятий об окружающем мире (социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края), доступных возрасту;
-эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремлении участвовать в общественно полезном труде;
-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему. Неоценимую помощь в нравственном воспитании дошкольников оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Для формирования нравственных представлений, я в своей работе использую чтение художественной литературы. Из своего личного опыта наблюдаю, что современные дети в поведении, в поступках проявляются безнравственные негативные тенденции, искажены представления о добре, патриотизме, справедливости, милосердии и великодушии.
Книги ушли на второй план, а герои современных мультфильмов, не всегда отличаются нравственностью. Хочется отметить, что родители, к сожалению, мало читают, не рассматривают детскую литературу как средство воспитания духовной личности ребенка.
В своей работе я стремлюсь восполнить этот пробел - как только появляется возможность, мы с детьми садимся читать. Книги сейчас красочные, с красивыми иллюстрациями. В нашей группе сохранились книги девяностых годов, но они не менее ценные и содержательные.
Конечно, я убеждена, что нравственные категории, такие как хорошо и плохо, добро и зло, целесообразно формировать у дошкольников как своим примером, примером родителей так и с помощью восприятия художественной литературы. Думаю, что книга испокон веков растит человека и является главным средством воспитания нравственных норм.
Очень много форм работы над нравственным воспитанием, но мне нравится читать детям, потом обсуждать поступки героев произведения. Ребенку нужна книга, в которой говориться, как надо поступать, как яркий пример для подражания.
Когда я взяла такие произведения А.Барто «Вовка добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», Н.Носова «На горке» и еще ряд произведений, то к каждому произведению мы с детьми подобрали пословицы, которые передавали смысл прочитанного. Вместе с детьми обсуждаем, чему учит и воспитывает сказка, рассказ или стихотворение. Часто детям предлагаю нарисовать рисунок, отображающий их чувства и отношение к прочитанному.
Развитие патриотических чувств невозможно без любви к своему городу, стране. Для этого есть в группе дидактический материал, иллюстрации с текстом.
В своей работе использую новые подходы - проектную деятельность, как часть комплексно-тематического принципа построения воспитательного процесса.
Восприятие художественного произведения - это глубокое осмысливание текста и воздействия его на ребенка. Поэтому для чтения подбираем книги с учетом возраста дошкольников, в зависимости от конкретной задачи. Хочется отметить, что работая на группе детей с задержкой психического развития, для их понимания часто произведения повторно читаем и показ иллюстраций обязательно используем, по прочитанным не сложным сказкам показываем драматизацию.
Постепенно, систематически, полученные знания из художественных произведений, переносится в их жизненный опыт. Именно в детском саду закладываются основы формирования в ребенке нравственных качеств, патриотических чувств.
Считаю, что формирование гуманных чувств невозможно без взаимодействия с родителями. Ведь родители - первые главные воспитатели. Для создания единства в воспитании нравственной культуры используем разные формы работы: беседы, анкетирование, проводим родительские собрания. Убеждаем родителей больше общаться, читать сказки, учить стихи, потешки. Все это обеспечивает положительные результаты для нравственного развития личности ребенка.
Таким образом, целенаправленное и системное использование форм и методов в формировании духовно развитой личности дошкольников через художественную литературу позволяет обогатить их жизненный и нравственный опыт, способствует воспитанию любви к своей семье, стране, потребности творить доброе и совершенствоваться, что является важнейшим условием для успешного развития России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"
« Нравственное воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».Нравственное воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которог...
Педагогический проект:"Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
Тип проекта: Практико-ориентированный.Вид проекта: Долгосрочный.Участники: • Воспитатель; • Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 л...
Воспитание у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств посредством восприятия художественной литературы
Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст, когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но, самое главное, заложить...
Программа социально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой»
Программасоциально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой» Воспитатель: Галеева Т. Г....
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством чтения художественной литературы
Через художественную литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в нем, сферу социальных отношений, нравственных основ жизни....
формирование у детей дошкольного возраста духовно-нравственного развития и воспитания
формирование у детей дошкольного возраста духовно-нравственного развития и воспитания...
Консультация для родителей «Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Консультация для родителей «Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством чтения художественной литературы»Через художественную литературу ребенок познает не только мир вокруг, но...