Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
статья

Зимина Алина Зарифовна

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Ребёнок рождается и уже осуществляет характерные движения, т.е. сжимает и разгибает кулачок. Это движение является первым и остаётся главным на протяжении всей жизни.

Развитие двигательных функций ребёнка – сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС, а с другой - многообразными влияниями окружающей среды.

Совершенствуясь в выполнении одних двигательных навыков, ребёнок одновременно начинает овладевать другими, например – речью.

Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребёнка. Поэтому формирование высших психических функций необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с сенсомоторным развитием.

Известно, что темпы двигательного развития здорового ребёнка могут широко варьировать.

М. Монтессори утверждала, что период от 2 до 6 лет жизни ребенка является сенситивным, наиболее восприимчивым для спонтанного развития руки. Она обращала внимание на необходимость предоставления ребенку условий для развития его сенсорики, а особенно мускулатуру рук, тонких движений пальцев.

Стребелева Т.А. описала последовательность развития мелкой моторики в онтогенезе:

3,5 месяца – ребенок тянется к увиденному предмету одной или двумя руками с раскрытыми кистями.

4 месяца – сводит ручки по средней линии, разглядывает и играет с ними. Важным является то, что у ребёнка развиваются движения рук по направлению к объекту и увеличение длительности удержания вложенного в руку предмета.

5 месяцев – малыш уже может, уверено, тянет руку к игрушке, тянет предмет, находящийся в руке в рот.

6 месяцев – ухватывает игрушку, перекладывает ее из руки в руку, удерживает в каждой руке по одному предмету.

7 месяцев – вращает кистью руки с удерживаемой игрушкой, продолжает развиваться манипулятивная деятельность.

8 месяцев – ребенок может удержать между указательным и большим пальцами пуговицу.

9 месяцев – хлопает в ладоши, пытается самостоятельно пить из чашки, толкает предметы, рвёт бумагу и т.д. Развивается захват предметов при положении руки в супинации (ладонь наверху). В этом положении рук развивается зрительно-моторная координация и дифференцировка движений большого и указательного пальцев.

1 год – ребенок научается перекладывать предмет из руки в руку, манипулировать 2-3 предметами, бросать предметы в игре, брать мелкие предметы двумя пальцами, подать игрушку взрослому, вкладывать один предмет в другой, хлопать дверцами шкафчика.

1 - 2 год – пытается рисовать каракули, держит два предмета в одной руке, ставит от 2 до 6 предметов друг на друга, перелистывает страницы книги, собирает пирамидку, разворачивает завернутый в бумагу предмет, чертит карандашом прямые линий.

2 - 3 года – ребенок может отвернуть крышку от банки, останавливает катящийся к нему мяч, открывает ящик, опрокидывает его содержимое, играет с песком, глиной, нанизывает бусы, помещает предметы в узкие отверстия, переворачивает страницы книги, режет бумагу ножницами, переливает жидкость из одной емкости в другую, катает шарики из пластилина, учится шнуровать ботинки и выполнять круговые движения карандашом вместо вертикальных линий.

3 - 4 года – ребенок держит карандаш пальцами и копирует форму предметов несколькими чертами, умеет рисовать квадрат и отдает предпочтение одной из рук, собирает головоломки из шести - восьми элементов, приводит в действие механическую игрушку, подражает взрослому, строит мост, рисует простую картинку, человека, изображая по меньшей мере три части тела, закрашивает отдельные части бумаги, пользуясь трафаретом, наклеивает картинку на бумагу, собирает постройки из девяти кубиков.

4 - 5 лет – малыш может срисовывать треугольник, рисует карандашом и цветными мелками, складывает бумагу более чем один раз, лепит из пластилина предметы из 2-3 частей, шнурует ботинки без помощи взрослого.

5 - 6 лет - ребенок устойчиво режет по линии, копирует квадрат, изображает несколько печатных заглавных букв, не сложные цифры, действует отдельными пальцами в пальчиковых играх, намазывает клеем детали из бумаги и сам приклеивает их на основу, аккуратно вырезает картинки, дорисовывает недостающие детали к ней, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу. В 5 - 6 лет у детей начинается процесс окостенения кистей рук, укрепляются мелкие и крупные мышцы рук. Кроме того, дети лучше осуществляют зрительный контроль своими за действием рук, что приводит к изменению характера изготовления какой-либо работы, он становится более четким.

7 лет - продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка, отмечается большой прирост по показателям моторного развития.

В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, а так же создаются необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. Это имеет неоспоримое значение для общего психического развития ребенка. Ведь движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М. Сеченов), оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур. В большей степени это относится к движениям пальцев рук.

Н.А. Бернштейн считает, что развитие моторики также играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Последнее является психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к концу дошкольного возраста.

Таким образом, на протяжении всего дошкольного периода, среди других двигательных функции движения пальцев рук имеют особое значение, так как стимулируют созревания ЦНС, в том числе влияют на своевременное развитие речи ребенка (М.М. Кольцова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...