обеспечение информационной безопасности игрушек
консультация

Березина Александра Ататольевна

Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obespechenie_inform_bezop_igr_igrushek.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение информационной безопасности игрушек.

Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей.

В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр. Иными словами, оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС.

Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС, необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.

 

Индивидуальная траектория развития ребенка:

Данный компонент предназначен для обеспечения полноценного функционирования РППС, отвечающей современным требованиям дошкольного образования. Целью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО.

Методическая поддержка заключается в наличии и использовании педагогами конкретных учебно-методических материалов для организации и обеспечения РППС, использования в образовательном процессе и повышения квалификации. При организации РППС это позволит избежать рисков, связанных с обеспечением безопасности для физического и психического развития ребенка, соответствия предметного содержания возрасту и интересам ребенка и пр.

В данном случае в качестве факторов воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.

Объективные показатели негативного влияния:

1. Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.)

2. Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности.

3. Чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.)

4. Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных.

5. Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.)

6. Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.

7. Культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:

I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

· Физические риски

· Психологические риски

· Нравственные риски

II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

III. Принцип соответствия

· Возрастным (половозрастным) особенностям ребенка

· Индивидуальным особенностям

· Специальным особенностям ребенка

Принципы оценки безопасности игровой продукции:

1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

2. Психо- физиологическая безопасность - соответствие возрасту : соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психо-эмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

Критерии оценивания физических (технологических) параметров игровой продукции:

1. Шкала оценивания степени рисков игровой продукции

Процедура оценивания. Используется метод экспертных оценок. Экспертиза проводится экспертами, имеющими соответствующую квалификацию в данной области. Используется пятибалльная (от 1 – минимум, до 5 – максимум) либо семибалльная дихотомическая (-3 -2 -1 0 1 2 3) шкалы выраженности оцениваемых признаков. Экспертами оцениваются следующие параметры:

Физические (технологические) параметры:

1. Визуальные:

1) композиция и гармоничность всех частей игрушки,

2) цвета игрушки и их сочетаемость,

3) природосообразность – степень соответствие реальности,

4) акцентирование частей (например, глаза, зубы и клыки, размеры головы по отношению к туловищу и пр.),

5) степень условности фигуры живого существа, детализация;

Особо оцениваются: мигание света, резкие неестественные цвета.

2. Тактильные:

1) материал, дающий разнообразие тактильных ощущений,

2) сочетание разных природ материала: гладкость и твердость – мягкость пушистость,

3) экологичность материала,

4) характеристики оцениваются как:

· приятность /неприятность,

· острота /округлость,

· гладкость /шершавость,

· теплота/ холодность.

Особо оценивается: наличие/отсутствие опасных острых краев, отделяющихся деталей и фрагментов.

3. Обонятельные:

1) тонкий запах игрушки,

2) отсутствие аллергенов;

3) нейтральность.

Особо оценивается риск аллергенных материалов.

4. Вкусовые:

1) невозможность негативных вкусовых синестезий (например, сладкого и смертоносного);

2) нейтральный вкус игрушек-«продуктов»;

Особо оценивается риск аллергических реакций.

5. Звуковые :

1) характеристика звуков: высота, громкость, мелодичность;

2) вербальные показатели слов, фраз, издаваемых игрушкой – различимость, понятность, язык (родной или иностранный);

3) смысловой/лингвистический анализ текстов языка: говорящие куклы, др. игрушки, азбуки.

Особо оценивается риск превышения допустимого уровня громкости звука.

6. Кинетические:

1) побуждающие двигательную активность ребенка, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей ,

2) игрушки (механические, электронные, электрические), производящие разнообразные движения, их характер:

· резкий,

· быстрый,

· зигзагообразный и пр.

Особо оценивается: риск наличие вибрации, выстреливающего эффекта и пр.

Экспертиза физических рисков игровой продукции предполагает анализ следующих моментов:

a. игрушки и игровые материалы (а равно их упаковки), представляющие опасность удушения;

b. игрушки и игровые материалы, статическое или динамическое состояние конструктивных элементов которых (выступы, струны, острые части и др.) не исключает причинения ребенку опасных ран;

c. игрушки, мелкие конструктивные элементы которых не исключают их отделения и проглатывания ребенком, либо материал изготовления (мех, ткань) или покрытия (лак, краска) способны вызвать аллергические реакции и приступ удушья;

d. игрушки, предусматривающие выстреливание каких-либо предметов, форма, состав и развиваемая кинетическая энергия которых могут причинить телесное повреждение использующему их ребенку или третьим лицам;

e. игрушки и игровые материалы, элементы и конструктивные особенности которых не исключают причинения ребенку термических или химических ожогов;

f. электрические, электротехнические или электронные игрушки, конструктивные элементы которых не исключают поражения ребенка электрическим током;

g. игрушки, элементы и конструктивные особенности которых (цветное мигание, вибрация) не исключают причинения ребенку мозгового нарушения по типу эпи-синдрома.

Игровая продукция должна соответствовать и анатомо-физиологическим критериям:

1. половозрастным характеристикам ребенка,

2. росту,

3. массе тела,

4. размеру руки, дающей возможность захвата предмета и пр.

Психологическая безопасностьигровой продукции предполагает наличие следующих критериев:

1. Педагогический (дидактический)- чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности?

2. Психо-эмоциональный - что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит,

3. Эстетический - соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного,

4. Социальный - даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.

Психологические рискиигровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности:

1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:

a) оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства;

b) содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий; (Детская сумочка для девочки с игрушечными сигаретами и косметикой).

2. Игрушки устрашающего характера – способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги;

a) детально и/или натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме,

b) травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф,

c) детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства[14];

d) детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития;

e) изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса, и агонии.

 

3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы:

a) связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре;

b) побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;

c) провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

d) изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страдания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или животному[15].

 

4. Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку. [16]

5.Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного[17]. ( Это карамель-леденец чупа-чупс в рыбьем скелете или в голове наполовину человеческой – наполовину механической с вылезающими при нажатии глазами и т.п.).

6. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного, или результаты таких процессов.

7. Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.

Духовно-нравственная безопасность игровой продукции – необходимый принцип оценки игровой продукции, позволяющий определить риски игр и игрушек на личностно-смысловом, тонко психологическом[18] уровне, что, при этом, значительно усложняет экспертизу игровой продукции. Это требует от экспертов собственной четкой нравственной позиции, способности в современных сложных условиях, когда, по словам А.С. Пушкина, «добро и зло – все стало тенью» различать подлинно позитивные нравственные воздействия игрушки от растлевающих детское сознание, способствующих как бы незаметному переворачиванию нравственных норм.

1. К детским игрушкам, затрагивающим духовно-нравственную сферу. относятся:

a) изображающие или моделирующие оккультно-мистические практики или магические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов;

b) посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство ребенка и его родителей;

c) связанные с изображением или моделированием актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и/или религиозными ценностями, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании;

 

d) способствующие формированию у ребенка пренебрежительного или негативного отношения к физическим недостаткам других людей, к людям по признаку их расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности.

e) явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие экстремизм, терроризм, преступность и преступный образ жизни, либо иным образом криминализирующие сознание ребенка.

2.Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление:

a) сексуализирующие сознание ребенка, эксплуатирующие тему сексуальных отношений;

b) провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие, моделирующие или имитирующие сексуальные отношения, в том числе с использованием реальных или виртуальных образов человека, животных, либо существ, имеющих явное сходство с человеком;

c) побуждающие детей дошкольного возраста к сексуальным контактам (их имитации), формирующие представления о допустимости форм половой распущенности, о гомосексуальных союзах как о нормальной, социально приемлемой или допустимой форме семьи;

d) формирующие представления о педофилии, детской проституции как о социальных или нравственных нормах сексуального поведения, либо как о продвинутом, модном образе жизни;

e) изображающие или моделирующие изнасилования или иные насильственные действия сексуального характера, любые действия сексуального характера в отношении взрослого или ребенка;

a) связанные с изображением или моделированием искусственного прерывания беременности, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании (беременная кукла барби, у которой можно вскрыть живот и достать плод).

f)

3. Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие их в негативном виде, дискредитирующие семью и родителей, побуждающие ребенка к активному негативизму и конфликтам с близкими.

 

Перечисленные риски могут не отражать все возможные риски игровой продукции, способные оказать серьезное травмирующее воздействие на физическое, психологическое и духовно-нравственное развитие ребенка.

 

Риски ( см. Главу 2.)

Техническая поддержка необходима для оценки и обеспечения функционирования игрушек, аппаратного оборудования и других материалов оснащения РППС.

Информационная поддержка для формирования РППС необходима при включении в образовательный процесс родителей воспитанников. В данном случае, родителям оказывается помощь в выборе игровой и развивающей продукции в соответствии с половозрастными и психолого-возрастными особенностями ребенка для соблюдения единства требований к подбору РППС как в детском саду, так и в условиях семьи.

В заключениестоит отметить, что формирование (дополнение) РППС должно являться уникальным решением для каждой ДОО. Представленная модель РППС ДОО является универсальной и позволяет успешно реализовать проектирование и внедрение в целях формирования условий и обеспечения возможностей для реализации образовательной программы в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, принятыми концепциями развития образовательной организации и другими нормативными документами.

 

 

Разработанная модель пригодна для формирования РППС типов ДОО: детские сады (общеобразовательного детского сада, детского сада с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников, детского сада компенсирующего вида, детского сада присмотра и оздоровления, детского сада комбинированного вида, центра развития ребёнка, группы кратковременного пребывания и малокомплектного детского сада), санаторно-курортные организации, детские дома, центры детского развития и пр.

Формирование предметного содержания РППС ДОО

 

Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.

Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее - Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т.п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.

 

Предметное содержание РППС ДОО функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО должно включать коррелирует с основными направлениями (образовательными областями)следующие функциональные модули.

Отдельно стоит заметить, что деление образовательных областей на отдельные группы (направления) довольно условно, поскольку при учете взаимодополнения решение конкретных задач в свою очередь содействует и косвенному решению других задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обеспечение информационной безопасности дошкольников».

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетн...

Программа по обеспечению информационной безопасности детей МБДОУ «Детский сад № 72 комбинированного вида» на 2015-16 учебный год

Цель программы - создание условий для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья воспитанников МБДОУ «Детский сад № 72» в сфере оборота информации.Задачи программы:ü  обеспечение защиты ...

Обеспечение информационной безопасности дошкольников

Обеспечение информационной безопасности дошкольников...

Программа мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей МБДОУ "Детский сад № 91" на 2018-2020г.г.

УтверждёнПриказом по Детскому саду № 91от 21.06.2018г. №46        Программа мероприятийпо обеспечению информационной безопасности детеймуниципального бюджетного...

Консультация для педагогов "Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста"

Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, п...

Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся

Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся...

Консультация для родителей "Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста в информационно-телекоммуникационных сетях"

Негативное влияние современных СМИ (средств массовой информации) на развитие детей очевидны для специалистов. В последнее время психологам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведение...