обеспечение информационной безопасности игрушек
консультация
Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obespechenie_inform_bezop_igr_igrushek.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение информационной безопасности игрушек.
Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей.
В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр. Иными словами, оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС.
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС, необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.
Индивидуальная траектория развития ребенка:
Данный компонент предназначен для обеспечения полноценного функционирования РППС, отвечающей современным требованиям дошкольного образования. Целью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО.
Методическая поддержка заключается в наличии и использовании педагогами конкретных учебно-методических материалов для организации и обеспечения РППС, использования в образовательном процессе и повышения квалификации. При организации РППС это позволит избежать рисков, связанных с обеспечением безопасности для физического и психического развития ребенка, соответствия предметного содержания возрасту и интересам ребенка и пр.
В данном случае в качестве факторов воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.
Объективные показатели негативного влияния:
1. Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.)
2. Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности.
3. Чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.)
4. Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных.
5. Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.)
6. Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.
7. Культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:
I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:
· Физические риски
· Психологические риски
· Нравственные риски
II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.
III. Принцип соответствия
· Возрастным (половозрастным) особенностям ребенка
· Индивидуальным особенностям
· Специальным особенностям ребенка
Принципы оценки безопасности игровой продукции:
1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).
2. Психо- физиологическая безопасность - соответствие возрасту : соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психо-эмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
Критерии оценивания физических (технологических) параметров игровой продукции:
1. Шкала оценивания степени рисков игровой продукции
Процедура оценивания. Используется метод экспертных оценок. Экспертиза проводится экспертами, имеющими соответствующую квалификацию в данной области. Используется пятибалльная (от 1 – минимум, до 5 – максимум) либо семибалльная дихотомическая (-3 -2 -1 0 1 2 3) шкалы выраженности оцениваемых признаков. Экспертами оцениваются следующие параметры:
Физические (технологические) параметры:
1. Визуальные:
1) композиция и гармоничность всех частей игрушки,
2) цвета игрушки и их сочетаемость,
3) природосообразность – степень соответствие реальности,
4) акцентирование частей (например, глаза, зубы и клыки, размеры головы по отношению к туловищу и пр.),
5) степень условности фигуры живого существа, детализация;
Особо оцениваются: мигание света, резкие неестественные цвета.
2. Тактильные:
1) материал, дающий разнообразие тактильных ощущений,
2) сочетание разных природ материала: гладкость и твердость – мягкость пушистость,
3) экологичность материала,
4) характеристики оцениваются как:
· приятность /неприятность,
· острота /округлость,
· гладкость /шершавость,
· теплота/ холодность.
Особо оценивается: наличие/отсутствие опасных острых краев, отделяющихся деталей и фрагментов.
3. Обонятельные:
1) тонкий запах игрушки,
2) отсутствие аллергенов;
3) нейтральность.
Особо оценивается риск аллергенных материалов.
4. Вкусовые:
1) невозможность негативных вкусовых синестезий (например, сладкого и смертоносного);
2) нейтральный вкус игрушек-«продуктов»;
Особо оценивается риск аллергических реакций.
5. Звуковые :
1) характеристика звуков: высота, громкость, мелодичность;
2) вербальные показатели слов, фраз, издаваемых игрушкой – различимость, понятность, язык (родной или иностранный);
3) смысловой/лингвистический анализ текстов языка: говорящие куклы, др. игрушки, азбуки.
Особо оценивается риск превышения допустимого уровня громкости звука.
6. Кинетические:
1) побуждающие двигательную активность ребенка, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей ,
2) игрушки (механические, электронные, электрические), производящие разнообразные движения, их характер:
· резкий,
· быстрый,
· зигзагообразный и пр.
Особо оценивается: риск наличие вибрации, выстреливающего эффекта и пр.
Экспертиза физических рисков игровой продукции предполагает анализ следующих моментов:
a. игрушки и игровые материалы (а равно их упаковки), представляющие опасность удушения;
b. игрушки и игровые материалы, статическое или динамическое состояние конструктивных элементов которых (выступы, струны, острые части и др.) не исключает причинения ребенку опасных ран;
c. игрушки, мелкие конструктивные элементы которых не исключают их отделения и проглатывания ребенком, либо материал изготовления (мех, ткань) или покрытия (лак, краска) способны вызвать аллергические реакции и приступ удушья;
d. игрушки, предусматривающие выстреливание каких-либо предметов, форма, состав и развиваемая кинетическая энергия которых могут причинить телесное повреждение использующему их ребенку или третьим лицам;
e. игрушки и игровые материалы, элементы и конструктивные особенности которых не исключают причинения ребенку термических или химических ожогов;
f. электрические, электротехнические или электронные игрушки, конструктивные элементы которых не исключают поражения ребенка электрическим током;
g. игрушки, элементы и конструктивные особенности которых (цветное мигание, вибрация) не исключают причинения ребенку мозгового нарушения по типу эпи-синдрома.
Игровая продукция должна соответствовать и анатомо-физиологическим критериям:
1. половозрастным характеристикам ребенка,
2. росту,
3. массе тела,
4. размеру руки, дающей возможность захвата предмета и пр.
Психологическая безопасностьигровой продукции предполагает наличие следующих критериев:
1. Педагогический (дидактический)- чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности?
2. Психо-эмоциональный - что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит,
3. Эстетический - соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного,
4. Социальный - даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.
Психологические рискиигровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности:
1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:
a) оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства;
b) содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий; (Детская сумочка для девочки с игрушечными сигаретами и косметикой).
2. Игрушки устрашающего характера – способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги;
a) детально и/или натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме,
b) травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф,
c) детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства[14];
d) детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития;
e) изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса, и агонии.
3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы:
a) связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре;
b) побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;
c) провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
d) изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страдания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или животному[15].
4. Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку. [16]
5.Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного[17]. ( Это карамель-леденец чупа-чупс в рыбьем скелете или в голове наполовину человеческой – наполовину механической с вылезающими при нажатии глазами и т.п.).
6. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного, или результаты таких процессов.
7. Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.
Духовно-нравственная безопасность игровой продукции – необходимый принцип оценки игровой продукции, позволяющий определить риски игр и игрушек на личностно-смысловом, тонко психологическом[18] уровне, что, при этом, значительно усложняет экспертизу игровой продукции. Это требует от экспертов собственной четкой нравственной позиции, способности в современных сложных условиях, когда, по словам А.С. Пушкина, «добро и зло – все стало тенью» различать подлинно позитивные нравственные воздействия игрушки от растлевающих детское сознание, способствующих как бы незаметному переворачиванию нравственных норм.
1. К детским игрушкам, затрагивающим духовно-нравственную сферу. относятся:
a) изображающие или моделирующие оккультно-мистические практики или магические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов;
b) посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство ребенка и его родителей;
c) связанные с изображением или моделированием актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и/или религиозными ценностями, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании;
d) способствующие формированию у ребенка пренебрежительного или негативного отношения к физическим недостаткам других людей, к людям по признаку их расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности.
e) явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие экстремизм, терроризм, преступность и преступный образ жизни, либо иным образом криминализирующие сознание ребенка.
2.Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление:
a) сексуализирующие сознание ребенка, эксплуатирующие тему сексуальных отношений;
b) провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие, моделирующие или имитирующие сексуальные отношения, в том числе с использованием реальных или виртуальных образов человека, животных, либо существ, имеющих явное сходство с человеком;
c) побуждающие детей дошкольного возраста к сексуальным контактам (их имитации), формирующие представления о допустимости форм половой распущенности, о гомосексуальных союзах как о нормальной, социально приемлемой или допустимой форме семьи;
d) формирующие представления о педофилии, детской проституции как о социальных или нравственных нормах сексуального поведения, либо как о продвинутом, модном образе жизни;
e) изображающие или моделирующие изнасилования или иные насильственные действия сексуального характера, любые действия сексуального характера в отношении взрослого или ребенка;
a) связанные с изображением или моделированием искусственного прерывания беременности, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании (беременная кукла барби, у которой можно вскрыть живот и достать плод).
f)
3. Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие их в негативном виде, дискредитирующие семью и родителей, побуждающие ребенка к активному негативизму и конфликтам с близкими.
Перечисленные риски могут не отражать все возможные риски игровой продукции, способные оказать серьезное травмирующее воздействие на физическое, психологическое и духовно-нравственное развитие ребенка.
Риски ( см. Главу 2.)
Техническая поддержка необходима для оценки и обеспечения функционирования игрушек, аппаратного оборудования и других материалов оснащения РППС.
Информационная поддержка для формирования РППС необходима при включении в образовательный процесс родителей воспитанников. В данном случае, родителям оказывается помощь в выборе игровой и развивающей продукции в соответствии с половозрастными и психолого-возрастными особенностями ребенка для соблюдения единства требований к подбору РППС как в детском саду, так и в условиях семьи.
В заключениестоит отметить, что формирование (дополнение) РППС должно являться уникальным решением для каждой ДОО. Представленная модель РППС ДОО является универсальной и позволяет успешно реализовать проектирование и внедрение в целях формирования условий и обеспечения возможностей для реализации образовательной программы в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, принятыми концепциями развития образовательной организации и другими нормативными документами.
Разработанная модель пригодна для формирования РППС типов ДОО: детские сады (общеобразовательного детского сада, детского сада с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников, детского сада компенсирующего вида, детского сада присмотра и оздоровления, детского сада комбинированного вида, центра развития ребёнка, группы кратковременного пребывания и малокомплектного детского сада), санаторно-курортные организации, детские дома, центры детского развития и пр.
Формирование предметного содержания РППС ДОО
Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.
Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее - Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т.п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.
Предметное содержание РППС ДОО функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО должно включать коррелирует с основными направлениями (образовательными областями)следующие функциональные модули.
Отдельно стоит заметить, что деление образовательных областей на отдельные группы (направления) довольно условно, поскольку при учете взаимодополнения решение конкретных задач в свою очередь содействует и косвенному решению других задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обеспечение информационной безопасности дошкольников».
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетн...
Программа по обеспечению информационной безопасности детей МБДОУ «Детский сад № 72 комбинированного вида» на 2015-16 учебный год
Цель программы - создание условий для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья воспитанников МБДОУ «Детский сад № 72» в сфере оборота информации.Задачи программы:ü обеспечение защиты ...
Обеспечение информационной безопасности дошкольников
Обеспечение информационной безопасности дошкольников...
Программа мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей МБДОУ "Детский сад № 91" на 2018-2020г.г.
УтверждёнПриказом по Детскому саду № 91от 21.06.2018г. №46 Программа мероприятийпо обеспечению информационной безопасности детеймуниципального бюджетного...
Консультация для педагогов "Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста"
Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, п...
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся...
Консультация для родителей "Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста в информационно-телекоммуникационных сетях"
Негативное влияние современных СМИ (средств массовой информации) на развитие детей очевидны для специалистов. В последнее время психологам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведение...