«Обеспечение информационной безопасности дошкольников».
статья (информатика, старшая группа) по теме
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами россиян и подключения в рамках национального проекта практически всех школ и ДОУ к Интернету пользовательская активность российских детей резко возросла. Данные исследований Фонда Развития Интернет свидетельствуют о высокой степени контакта детей и подростков с негативным контентом и другими рисками интернет-среды (http://new.soedin.ru/index.php?action=secur&id=830).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obespechenie_informacionnoy_bezopasnosti_doshkolnikov.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами россиян и подключения в рамках национального проекта практически всех школ и ДОУ к Интернету пользовательская активность российских детей резко возросла. Данные исследований Фонда Развития Интернет свидетельствуют о высокой степени контакта детей и подростков с негативным контентом и другими рисками интернет-среды (http://new.soedin.ru/index.php?action=secur&id=830).
Статья: «Обеспечение информационной безопасности дошкольников».
Совсем недавно компьютеры были роскошью, а уже сегодня они есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Современные дошкольники с завидной легкостью овладевают навыками работы с компьютерными новинками. Компьютер является для ребенка игрушкой, необычной и привлекательной. Конечно, польза компьютера неоспорима. С помощью этой современной машины дошкольник:
1. Растет технически грамотным.
2. Чувствует себя увереннее с любой техникой.
3. Развивает логическое мышление.
4. Увеличивает скорость реакции, принятие решения.
5. Улучшает память.
6. Учится концентрировать внимание.
7. Учится визуально воспринимать объекты.
8. Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.
9. Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.
Сейчас используют современные технологии и создаются очень реалистичные игры для детей. Маленький ребенок может раскрашивать раскраски на компьютере или играть в пазлы. Для детей постарше разработано множество компьютерных программ, обучающих счёту и чтению. В виртуальных играх люди, звери, машины как настоящие. Любой ребенок рад заниматься компьютерными играми часами. Игры бывают и на логику, и на быстроту реакции, и на запоминание. В целом, пользу от виртуальных игр можно выразить в следующем:
1. Воспитывается усидчивость.
2. Вырабатывается терпение и настойчивость в достижении цели.
4. Развивают и укрепляют связь между моторикой пальцев рук и мышлением
5. Многие игры расширяют кругозор детей, знакомят его с историей,
техникой, миром вокруг нас.
1
6. Игры учат детей мыслить аналитически, развивают сообразительность.
Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.
Специфика компьютерных игр, по мнению Е.В.Зворыгиной, заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры; в отличие от других видов деятельности, они дают возможность восстановить
динамику своего творчества. Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из – за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.
Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.
Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка,
но бездумное его использование может нанести непоправимый вред здоровью ребенка. Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети переносят в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности.
Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. К чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия. Очень часто родители, чтобы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут
развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов
основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».
2
Очень важно, что находиться внутри компьютера, в какие игры играют дети. Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста:
1. В игре должна быть текстовая информация о ходе и правилах игры.
2. Функции разъяснения должны выполнять специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий.
2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные
буквами больших размеров, больше, чем традиционный шрифт компьютера.
3. Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.
4.Темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.
5. В обучающих играх используется правильные ответы, доступные
дошкольникам.
6. Нежелательно применение системы оценок в баллах.
7. Лучше, если программа имеет логическое завершение (построен дом,
нарисован рисунок).
В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. При интенсивной работе за компьютером даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а длительное зрительное переутомление приведет к снижению остроты зрения. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как
физическом, так и психологическом.
От долгого сидения за компьютером у детей появляется искривление позвоночника. Чтобы не развивался сколиоз, нужно учить детей ровно держать спину, не горбиться, а компьютер установить так, чтобы ребенку не приходилось ни сутулиться, ни вытягивать шею или высоко держать голову. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.
Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.
Лучше не давать дошкольнику серьёзно «подсаживаться» на компьютерные игры. Всё-таки, обычные настольные игры гораздо предпочтительнее. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Компьютерные игры отнимают большую часть детского времени, того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и
3
необходимое. Чтобы компьютер приносил детям пользу, нужно правильно обустроить рабочее место ребенка и придерживаться следующих правил, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером:
- Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
- Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
- В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
- Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
- Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание.
- Неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.
- Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребенка.
- Рекомендованное расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
- В процессе игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
- Занятия за компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.
Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности:
- Следить за тем, во, что играет ребенок, какие фильмы он смотрит.
- Установить на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка полезному и нужному.
- Проводить с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов.
- Чаще играть с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность.
- Помогать ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.
- Не оставлять ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей).
- Ограничить время нахождения за компьютером.
Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный конвент, и
полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.
4
Список использованной литературы
- Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопросы психологии. - 1993. № 3. - С. 51-53.
- Белавина И. Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. - 1991. № 3. - С. 69-73.
- Венгер Л. А., Венгер А.А. Готов ли ваш ребенок к школе? //М. “Знание”.- 1994 г. - С.74 - 88
- Горвиц Ю. М. Зачем малышам компьютер.// Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1
- Горвиц Ю. М., ассоциация «Компьютер и детство», г.Москва. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях? // Информатика и образование. – 1994. - № 3. – С. 63 – 72.
- Грамолин В. В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. - 1994. № 4. - С. 63-65.
- Гушлевская Г. С. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения. // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1
- Зворыгина Е., НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.
Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников
// Информатика и образование. – 1990. - № 6. – С. 94 – 102.
- Новоселова С. Л. Компьютерно-игровой комплекс: система условий, метод, новое содержание детской деятельности. // КИД. - 1991 г.
- Платова. А. В. Дети, Сеть и родители. //Мир компьютеров. - № 3. – 2004.
Авторы и должность | Дятчина Ольга Владимировна учитель - дефектолог Фролкина Татьяна Геннадьевна воспитатель |
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по обеспечению информационной безопасности детей МБДОУ «Детский сад № 72 комбинированного вида» на 2015-16 учебный год
Цель программы - создание условий для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья воспитанников МБДОУ «Детский сад № 72» в сфере оборота информации.Задачи программы:ü обеспечение защиты ...
Обеспечение информационной безопасности дошкольников
Обеспечение информационной безопасности дошкольников...
Программа мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей МБДОУ "Детский сад № 91" на 2018-2020г.г.
УтверждёнПриказом по Детскому саду № 91от 21.06.2018г. №46 Программа мероприятийпо обеспечению информационной безопасности детеймуниципального бюджетного...
Консультация для педагогов "Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста"
Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, п...
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся...
Обеспечение информационной безопасности в ДОУ.
Обеспечение информационной безопасности в ДОУ....
Консультация для родителей "Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста в информационно-телекоммуникационных сетях"
Негативное влияние современных СМИ (средств массовой информации) на развитие детей очевидны для специалистов. В последнее время психологам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведение...