Активизация познавательного развития дошкольников
статья
В статье даются рекомендации педагогам по познавательному развитию в дошкольном возрасте. Рассказывается о стадиях познавательного развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность. Об условиях формирования и форм работ по познавательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sov.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Активизация познавательного развития дошкольников»
Воспитатель: Беляевской О.В.
На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах и свойствах окружающего мира: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, причинах и следствиях и и тд.
К стадиям познавательного развития ребенка можно отнести: любопытство, любознательность, познавательный интерес и познавательную активность.
- Любопытство- элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленное чисто внешними параметрами: форма, размер, вкус.
- Ближе к 3-4 годам жизни у ребенка просыпается любознательность., которая заставляет ребенка проникнуть за пределы первоначального мироустройства. Появляются много новых вопросов: почему? Зачем? Куда? Дети стараются уже проводить причинно-следственные связи. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции: удивление, восторг, радость познания. Например, собрать картинку (узнать что получится) или отгадать загадку и провести параллель (Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица имеет много слоев и напоминает деда, одетого в сто шуб) .
- Затем наступаетПознавательный интерес (развитие наглядно-образного мышления), вызван желанием дошкольника познать новое, выяснить непонятное о качествах и свойствах предметов и явлений, желании вникнуть в их сущность. Познавательный интерес в свою очередь перетекает в познавательную активность (использование приобретенных навыков).
Чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Не будет интереса , не будет и активности.
Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на вопросы, например в ходе экспериментирования, проектной деятельности или исследования окружающего мира.
Что входит в познавательное развитие:
- ФЭМП (туда же можно включить сенсорное развитие),
- развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности .
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора (знакомство с предметным окружением, социальным миром, миром природы)
Условия формирования и развития познавательных интересов у детей:
- Создание центров поддержки детской инициативы (центры игр-экспериментирования, центр искусств, центр математики, естествознания, развивающих игр и т.д), с которыми они могут беспрепятственно взаимодействовать.
- Создание проблемно-поисковых ситуаций
- Вовлечение и выполнение творческих заданий
- Организация экспериментирования
- Интеграция разнообразной деятельности
- Включение новизны, необычности, нестандартного подхода в любой деятельности с детьми.
- Положительный эмоциональный отклик со стороны взрослого
Форм работ с детьми по познавательному развитию, огромное множество, поэтому педагог сам для себя решает, какую форму ему удобнее использовать с детьми и в какой момент.
Можно с уверенностью сказать, что активизация познавательного развития – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того насколько будет развит познавательный интерес и познавательная активность, будет зависеть его успех обучения в школе и успех развития в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной сферы дошкольников
Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками...
"Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников". консультация для воспитателей
Ребёнок растёт, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы. Мы должны помочь ребёнку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством ме...
Презентация "Коллекционирование как активизация познавательной сферы дошкольников"
Требования к психолого – педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО¢- использование в образовательной деятельности форм и ме...
Консультация «Применение современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности дошкольников»
Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в с...
Активизация познавательной деятельности дошкольников при наблюдении за объектами живой природы.
Актуальность:Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть ...
Активизация познавательной деятельности дошкольников посредством ознакомления с устным народным творчеством.
Данная статья предназначена для педагогов и родителей. В материале обращается внимание на важную роль, которую играет устное народное творчество в воспитательно-образовательной работе с детьми дошколь...
Ситуации выбора для развития самостоятельности и активизации познавательной деятельности дошкольников
В современных требованиях к образованию детей в детском саду относится индивидуализация образования, учет потребностей...