Активизация познавательного развития дошкольников
статья

Беляевская Ольга Владимировна

В статье даются рекомендации педагогам по познавательному развитию в дошкольном возрасте. Рассказывается о стадиях познавательного развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность. Об условиях формирования и форм работ по познавательному развитию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sov.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Активизация познавательного развития дошкольников»

Воспитатель: Беляевской О.В.

 На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте,  наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах  и свойствах окружающего мира: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, причинах и следствиях и  и тд.

 К стадиям познавательного развития ребенка можно отнести: любопытство, любознательность, познавательный интерес и познавательную активность.

  1. Любопытство- элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленное чисто внешними параметрами: форма, размер, вкус. 
  2. Ближе к  3-4 годам жизни у ребенка просыпается любознательность., которая заставляет ребенка проникнуть за пределы первоначального мироустройства. Появляются много новых вопросов: почему? Зачем? Куда? Дети стараются уже проводить причинно-следственные связи. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции:  удивление, восторг, радость познания.  Например, собрать картинку (узнать что получится) или отгадать загадку и провести параллель (Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица имеет много слоев  и напоминает деда, одетого в сто шуб) .
  3. Затем наступаетПознавательный интерес (развитие наглядно-образного мышления), вызван желанием дошкольника познать новое, выяснить непонятное о качествах и свойствах  предметов и явлений, желании вникнуть в их сущность. Познавательный интерес в свою очередь перетекает в познавательную активность (использование приобретенных навыков).

Чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Не будет интереса , не будет и активности.  

 Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на  вопросы, например в ходе экспериментирования, проектной деятельности или исследования окружающего мира. 

Что входит в познавательное развитие:

  • ФЭМП (туда же можно включить сенсорное развитие),
  • развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности .
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора (знакомство с предметным окружением, социальным миром, миром природы)

Условия формирования и развития познавательных интересов у детей:

  1. Создание центров поддержки детской инициативы (центры игр-экспериментирования, центр искусств, центр математики, естествознания, развивающих игр и т.д), с которыми они могут беспрепятственно взаимодействовать.
  2. Создание проблемно-поисковых ситуаций
  3. Вовлечение и выполнение творческих заданий
  4. Организация экспериментирования
  5. Интеграция разнообразной деятельности
  6. Включение новизны, необычности, нестандартного подхода в любой деятельности с детьми.
  7. Положительный эмоциональный отклик со стороны взрослого

Форм работ с детьми по познавательному развитию, огромное множество, поэтому педагог сам для себя решает, какую форму ему удобнее использовать с детьми  и в какой момент.

Можно с уверенностью сказать, что активизация познавательного развития – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того насколько будет развит познавательный интерес и познавательная активность, будет зависеть его успех обучения в школе и успех  развития в целом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной сферы дошкольников

Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками...

"Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников". консультация для воспитателей

Ребёнок растёт, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы. Мы должны помочь ребёнку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством ме...

Презентация "Коллекционирование как активизация познавательной сферы дошкольников"

Требования к психолого – педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО¢- использование в образовательной деятельности форм и ме...

Консультация «Применение современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности дошкольников»

Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в с...

Активизация познавательной деятельности дошкольников при наблюдении за объектами живой природы.

Актуальность:Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть ...

Активизация познавательной деятельности дошкольников посредством ознакомления с устным народным творчеством.

Данная статья предназначена для педагогов и родителей. В материале обращается внимание на важную роль, которую играет устное народное творчество в воспитательно-образовательной работе с детьми дошколь...

Ситуации выбора для развития самостоятельности и активизации познавательной деятельности дошкольников

В  современных  требованиях  к образованию  детей  в  детском  саду  относится  индивидуализация  образования,  учет  потребностей...