Работа воспитателя в новых реалиях
консультация

Тихонова Татьяна Вячеславовна

Описание работы по ФОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_vospitateley_po_fop.docx228.87 КБ

Предварительный просмотр:

Новая программа дошкольного образования 1 сентября 2023 года вступила в силу, проект которой Министерство просвещения представило в ноябре. Минпросвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования — и на дошкольном в том числе. В связи с этим еще 24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“», 6 октября была создана рабочая группа по разработке Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО).

Как было раньше: дошкольному образованию в нашей стране больше ста лет, за это время оно претерпело ряд значительных изменений, но кое-что оставалось неизменным: все программы дошкольного образования разрабатывались именитыми авторами-экспертами — педагогами дошкольного образования (а не просто педагогами) и детскими психологами. Программы базировались на многолетних научных исследованиях, а также проходили апробацию в течение многих лет.

В 2013 году были приняты ФГОС, и все программы нужно было привести в соответствие с ними. Началась новая веха дошкольного образования в России — и веха в целом неплохая. На данный момент в Навигаторе образовательных программ дошкольного образования — 21 наименование. Многие из этих программ успешно реализуются в детских садах, а самая популярная — программа под редакцией Николая Вераксы «От рождения до школы». Следом идут «Истоки» (в ее основе — тезисы

Александра Запорожца) и «Золотой ключик». Есть в этом списке и отличная программа «Детский сад по системе Монтессори», и программа «ПРОдетей», в основе которой — культурно-исторический подход к образованию, разработанный еще Львом Выготским.

Достоинство принятых в 2013-м ФГОС в том, что каждый детский сад вправе не просто выбрать любую программу дошкольного образования, но и написать на ее основе свою, сохранив пропорцию: 60% базы и 40% изменений. То есть каждый детский сад мог брать одну или две программы, в зависимости от потребностей, и переписывать их исходя из своих ресурсов, кадровых возможностей и пространственно-предметной среды. Цель новой Федеральной программы — создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). Документ рассчитан на дошкольное воспитание детей разных возрастных групп:

- с рождения до года (младенческий период);

- от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);

- от 3 до 7 лет (дошкольный период).

Это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций:

  • создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников;
  • обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России;
  • создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
  • воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.

Было

Стало

п. 1.7

ФГОС ДО является основой для разработки

вариативных примерных образовательных

программ дошкольного образования

ФГОС ДО является основой для

разработки федеральной

образовательной программы

дошкольного образования

п. 2.5

Программа разрабатывается и утверждается

Организацией самостоятельно в

соответствии с настоящим Стандартом и с

учетом Примерных программ

Программа разрабатывается и

утверждается Организацией

самостоятельно в соответствии с

настоящим Стандартом и ФОП ДО

п 2.6

Содержание Программы должно

обеспечивать развитие личности, мотивации

и способностей детей в различных видах

деятельности и охватывать следующие

структурные единицы, представляющие

определенные направления развития и

образования детей (далее - образовательные

области)

Содержание ООП ДО должно

обеспечивать физическое и

психическое развитие ребенка в

различных видах деятельности и

охватывать следующие

структурные единицы,

представляющие определенные

направления обучения и

воспитания (далее –

образовательные области)

Ключевые изменения во ФГОС ДО:

п. 2.6: перечень образовательных областей не изменился, однако расширено и конкретизировано содержание образовательных областей

п. 2.7: частично изменен перечень детских видов деятельности на этапах младенчества, раннего и дошкольного детства

п. 2.10: уточнено, что содержание и планируемые результаты ООП должны быть не ниже содержания и планируемых результатов ФОП ДО

п.2.11: уточнено, что содержательный раздел Программы должен включать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, Федеральной образовательной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

п. 2.12: указано, что обязательная часть программы должна соответствовать ФОП ДО, и может оформляться в виде ссылки на ФОП

п. 2.13: указано, что в краткой презентации ООП ДО, помимо прочего (см. ФГОС ДО), должна быть представлена ссылка на ФОП ДО

п.3.2.9: максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в соответствие с действующими СанПиН

п. 4.6: включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте, а также расширены целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования. Итак, два документа приведены в соответствие. Теперь, Федеральная образовательная программа, соответствует ФГОС ДО. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован 28.12.2022 № 71847):

 «Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.

2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

3. Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проведения. «Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы».

Содержание и планируемые образовательные результаты, заявленные в ФОП ДО,

ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для достижения в каждой ДОО.

Особенности структуры ФОП ДО

Структура ООП ДО: целевой, содержательный, организационный разделы

1. В целевом разделе:

- Пояснительная записка: цель, задачи, принципы, подходы к формированию Программы

- Планируемые результаты реализации Программы

- Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

В содержательном разделе:

Задачи и содержания образования (обучения и воспитания) по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;

- Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы;

- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

- Способы и направления поддержки детской инициативы; Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;

- Направления и задачи коррекционно-развивающей работы.

- Содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДОО;

- Федеральная рабочая программа воспитания.

2. В организационном разделе:

- Психолого-педагогические условия реализации Программы;

- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;

- Кадровые условия реализации Программы;

- Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах;

- Федеральный календарный план воспитательной.

Цель ФОП ДО

• разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного

над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России), исторических и национально-культурных традиций.

Задачи ФОП ДО (новое)

• Обеспечить единые для России содержание дошкольного образования планируемые результаты освоения образовательной программы.

• Приобщать детей в соответствии с возрастными особенностями к базовым ценностям российского народа, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

• Выстраивать, структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;

• Создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

• Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

• Обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности

• Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности

• Обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Принципы ФОП ДО

• Ребенок – участник образовательных отношений, который полноценно проживает все этапы детства.

• Педагоги должны:

• выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

• обеспечивать сотрудничество родителей и детей, совершеннолетних членов семьи, которые принимают участие в их воспитании

• поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности

• приобщать их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

• формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности

• учитывать этнокультурную ситуацию развития детей

• обеспечивать возрастную адекватность дошкольного образования, когда условия, требования, методы соответствуют возрасту и особенностям развития детей

• организовывать сотрудничество ДОО с семьей

Планируемые результаты

Характеристики возможных достижений ребенка* даны детально

• В младенческом возрасте – к одному году

• В раннем возрасте – к трем годам

• В дошкольном возрасте: к четырем годам, пяти годам, шести годам

• К концу дошкольного возраста – на этапе завершения освоения

- Неправомерность требования от детей дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, понимание планируемых результатов реализации ФОП как характеристик возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к моменту завершения ДО;

- Обозначенные в ФОП возможные достижения детей «к году», «к трем годам» и т.д. имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов;

- Планируемые результаты в младенческом, раннем, дошкольном возрасте (к 4-м, к 5- ти, к 6-ти годам) и к моменту завершения освоения ФОП представлены, дополнены и конкретизированы, с учетом цели и задач дошкольного образования;

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

• Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП ДО направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

• Цель педагогической диагностики, а также особенности ее проведения (основные формы, методы) определяются ФГОС ДО (п.3.2.3 и п. 4.6). Периодичность проведения диагностики, способ и форма фиксации результатов определяется ДОО. В ФОП уточнена оптимальная периодичность – дважды в года (стартовая, с учетом адаптационно периода, и заключительная на этапе освоения содержания программы возрастной группой). Присутствуют уточнения об основном методе (наблюдении), других малоформализованных методах и методиках педагогической диагностики, а также об индикаторах оценки наблюдаемых фактов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физическое воспитание младших дошкольников: Новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

laquo;Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы»(из опыта работы воспитателя)...

«Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

Одна из главных целей по реализации основной рабочей программы дошкольного образования в нашем ГБДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционально...

Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы из опыта работы воспитателя

Физическое воспитаение младших дошкольников: новые приемы и методы работы из опыта воспитателя...

Применение ИКТ в работе воспитателя детского сада, как одно из важнейших критериев «воспитателя нового поколения»

Мы живем в мире компьютерных и информационных технологий, всё ежедневно меняется, модернизируется. Живые очереди сменились электронными, как и бумажные дневники школьников. Время не стоит на месте. Со...

«Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)»

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя ДОО)

Статья "Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы" (из опыта работы воспитателя ДОО)...